Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование земельного налога и оценка эффективности его применения.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
Просмотреть проблемы налога и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………................…...…….... 03
ГЛАВА I. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ………………………………....…………………………….…………...…..…..05
1. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование
земельных отношений……………………….…..............................….05
2. Социально-экономическая сущность земельного налога……..…....12
ГЛАВА II. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ……..…...17
1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в
Российской Федерации…………..…..……………..…………………17
2. Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской
области.....................................................................................................21
ГЛАВА III. НОВЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………….…………………..........................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...…………....……….……………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………...………..34
Источник:
[17]
Исходя из данных таблицы 1, на 1 октября 2008 года в бюджетную систему РФ поступило денежных средств по земельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При этом больший доход приносят Приволжский округ по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%, Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а также Уральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или 0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета.
Необходимо
отметить, что, в связи с экономическим
кризисом поступление доходов по
земельному налогу снизились. Это наблюдается
при сравнении предыдущего года с 2008 годом.
Таблица №2
Налоговые доходы в консолидированный бюджет субъектов РФ.
Млн.руб.
Октябрь 2007 г | Октябрь 2008 г | % к 2007 г | |
РФ | 53 813,5 | 52 773,5 | 98,06 |
Центральный округ | 15 005 | 14 380 | 95,8 |
Северо-Западный округ | 2 394,2 | 2 627,1 | 109,7 |
Южный округ | 66 848,2 | 7 882,7 | 11,79 |
Приволжский округ | 12 679,4 | 12 444 | 98,1 |
Уральский округ | 6 535,9 | 664,7 | 10,2 |
Сибирский округ | 9 045,1 | 8 511,5 | 94,1 |
Дальневосточный округ | 1 468,8 | 1 268,9 | 86,3 |
Источник:
[17,18]
За рассматриваемый период октябрь 2008г в бюджетную систему поступило 52 773,5 млн.руб, это на 1,94% меньше чем в 2007г. В Уральском округе наблюдается снижение поступлений в 2008 году на 10,2%. Это снижение составило почти 90% от общей суммы поступлений. Это связано прежде всего с кризисом. В Северо-Западном округе наоборот наблюдается увеличение поступлений на 9,7%.
В
целях обеспечения полноты
Установлено, что плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После
разграничения государственной
собственности на землю на федеральную
собственность, собственность субъектов
Российской Федерации и собственность
муниципальных образований плательщики
арендной платы за земельные участки перечисляют
указанные платежи на счета органов федерального
казначейства для последующего зачисления
их в доходы бюджета в зависимости от установленного
права собственности на земельные участки
[13].
2.Анализ
поступлений земельного
налога в бюджет Тюменской
области
Консолидированный
бюджет Тюменской области в структуре
своих доходов имеет более
93% налоговых доходов (по данным на 1.10.2008).
По уровню налоговых доходов бюджет Тюменской
области находится на четвертом месте
по России после городов федерального
значения Москва, Санкт-Петербург и Московской
области.
Таблица №3
Налоговые
поступления в бюджетную
Руб.
Октябрь 2007г | Октябрь 2008г | % к 2007г | |
Курганская область | 140837791,1 | 224748940,2 | 159,8 |
Свердловская область | 3141267050 | 2633966859 | 83,8 |
Тюменская область | 644617078,3 | 592910002,8 | 91,9 |
Челябинская область | 1950004446 | 93525396,34 | 4,79 |
ХМАО | 479206280 | 389366382,4 | 81,25 |
Источник:
[17,18]
За рассматриваемый период в бюджетную систему поступило 4 046 740 345 руб. Больше всего поступлений зафиксировано в Свердловской области 26 339 668 59 руб. Меньше всего поступлений наблюдается в ЯНАО на 36,6% в 2008г по сравнению с 2007. Это может быть вызвано многими причинами, одной из основных является неблагоприятный климат и конечно же сложившаяся ситуация в стране, это экономический кризис. В Челябинской области так же наблюдается снижение на 1 856 млн.руб или на 95,2%. Положение Тюменской области среди других областей стабильней, это видно при сравнении 2008г с предыдущим и эта разница составляет 8,1%.
Структура
поступлений в Тюменской
ГЛАВА
3. НОВЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ:
НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Для понимания всей значимости происходящих изменений необходим комплексный подход к рассматриваемой проблеме. В цивилизованном мире плата за землю является эффективным инструментом рационального землепользования.
В результате применения рыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога или арендной платы автоматически создается стимул эффективного землепользования, под которым понимается размещение объекта по принципу лучшего и наиболее эффективного использования в оптимальной оценочной зоне – кадастровом квартале. Ранее в России такой стимул отсутствовал. ФЗ № 1738-1 от 11 октября 1991г. «О плате за землю» не только не содержал рыночных норм, но предполагал взаимоисключающие методологические подходы. Достаточно сопоставить некоторые положения этого закона, например: «Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель… обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах…» (ст. 2) и «… Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год…».
Первой и главной новацией, задекларированной еще в 2001 г. в ст. 65 Земельного кодекса и получившей практическое применение со вступлением в силу гл. 31 Налогового кодекса («Земельный налог«), стало понятие кадастровой стоимости земельного участка. Важно практическое значение этого понятия, т.к. к нему неизбежно обратятся, например, те землепользователи, которые пожелают оспорить результаты кадастровой оценки в силу увеличившейся налоговой нагрузки.
Понятие
кадастровой стоимости
Кадастровая стоимость – это разновидность массовой долгосрочной оценки стоимости земельного участка, отражающая рыночные представления о ценности земельного участка. Нельзя приравнять рыночную и кадастровую стоимости земельного участка в силу следующих существенных отличий:
Массовость. Кадастровая оценка, в отличие от рыночной, не может учитывать индивидуальных особенностей каждого конкретного земельного участка. Она выполняется по четырнадцати видам разрешенного использования земельного участка на весь кадастровый квартал и механически переносится на каждый конкретный участок, входящий в данный кадастровый квартал.
Долгосрочность.
Кадастровая стоимость
Следование законодательству об оценочной деятельности. Если подойти формально, то такой вид стоимости, как кадастровая, даже не содержится в стандартах оценки, утвержденных постановлением Правительства России №519 от 6 июля 2001 г. «Об утверждении стандартов оценки». Сопоставлять ее со стандартами можно по разному: либо считать ее стоимостью для налогообложения, хотя прямых оснований для этого нет, либо руководствоваться ст.7 ФЗ «Об оценочной деятельности», которая гласит: «В случае, если, … не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других …».
Определение кадастровой стоимости шло с учетом так называемых оценочных показателей, т.е. характеристик объекта, влияющих на его стоимость, из которых можно выделить следующие:
Следует обратить внимание на недостаточно четко сформулированный с точки зрения практического применения п.3 ст. 66 Земельного кодекса: «В случаях определения рыночной стоимости земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости». Можно ли это понимать как возможность представить в Земельную кадастровую палату отчет независимого оценщика с более низкой по сравнению с кадастровой стоимостью и заявителю изменят кадастровую стоимость?
Что бы понять это необходимо, обратиться к налоговым ставкам. Здесь федеральное законодательство дает органам местного самоуправления некоторую свободу, закрепив в Налоговом кодексе максимальные размеры ставок земельного налога, разделив их на две группы.
Первая группа – до 0,3 %. Касается земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
Вторая группа – 1,5 %. К ним относятся прочие земельные участки. К ней относятся прочие земельные участки.
Конкретный
размер ставок был определен
Информация о работе Земельный налог в Российской федерации и оценка эффективности его применения