Земельный налог и его эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Вхождение в рыночную экономику, принятие нормативных актов, касающихся развития земельных отношений, коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономических отношениях.
Введение платы за землю, не отрегулированное специальными законодательными актами, в ряде мест привело к непосильному налогообложению новых форм хозяйствования и землепользователей граждан, превратив целесообразность введения этого налога в свою противоположность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ
1. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений
2. Социально-экономическая сущность земельного налога
ГЛАВА II. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ
1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации
2. Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области
ГЛАВА III. НОВЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

образец.doc

— 161.00 Кб (Скачать)
     
          Городских округов     Муниципальных районов     Городских и сельских поселений     ИТОГО      
    РФ     36790348470,79     5498627231,81     10484622834,1     52773598537      
    Центральный округ     7507974275,56     4259983927,04     2612088980,19     1430047183      
    Северо-Западный округ     1514631132,04     28902576,90     1083533334,16     2627067043      
    Южный округ     4607307972,73     17599650,71     325767045,44     7882774669      
    Приволжский округ     9352229558,50     114658150,16     1945233077,88     12444030787      
    Уральский округ     325629915,78     13463840,65     325629915,77     664723672,2      
    Сибирский округ     7392413182,93     24270863,24     1094881959,43     8511566006      
    Дальневосточный округ     1095681198,86     7836223,11     165388521,29     1268905943      
    ИТОГ     68586215707     10997252464     20969245668     100552713840,2      
                                   

    Источник: [17]

    Исходя  из данных таблицы 1, на 1 октября 2008 года в бюджетную систему РФ поступило  денежных средств по земельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При этом больший  доход приносят Приволжский округ  по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%, Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а также Уральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или 0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета.

    Необходимо  отметить, что, в связи с экономическим  кризисом поступление доходов по земельному налогу снизились. Это наблюдается при сравнении предыдущего года с 2008 годом.

    Таблица №2

    Налоговые доходы в консолидированный бюджет субъектов РФ.

    Млн. руб.

     
          Октябрь 2007 г     Октябрь 2008 г     % к 2007 г      
    РФ     53 813,5     52 773,5     98,06      
    Центральный округ     15 005     14 380     95,8      
    Северо-Западный округ     2 394,2     2 627,1     109,7      
    Южный округ     66 848,2     7 882,7     11,79      
    Приволжский округ     12 679,4     12 444     98,1      
    Уральский округ     6 535,9     664,7     10,2      
    Сибирский округ     9 045,1     8 511,5     94,1      
    Дальневосточный округ     1 468,8     1 268,9     86,3      
                             

    Источник: [17,18]

    За  рассматриваемый период октябрь 2008г  в бюджетную систему поступило 52 773,5 млн.руб, это на 1,94% меньше чем  в 2007г. В Уральском округе наблюдается  снижение поступлений в 2008 году на 10,2%. Это снижение составило почти 90% от общей суммы поступлений. Это связано прежде всего с кризисом. В Северо-Западном округе наоборот наблюдается увеличение поступлений на 9,7%.

    В целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации установлено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих в 2004 году дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства [3].

    Установлено, что плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    После разграничения государственной  собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджета в зависимости от установленного права собственности на земельные участки [13].

    2. Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области

    Консолидированный бюджет Тюменской области в структуре  своих доходов имеет более 93% налоговых доходов (по данным на 1.10.2008). По уровню налоговых доходов бюджет Тюменской области находится на четвертом месте по России после городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Московской области.

    Таблица №3

    Налоговые поступления в бюджетную систему Уральского округа

    Руб.

     
          Октябрь 2007г     Октябрь 2008г     % к 2007г      
    Курганская  область     140837791,1     224748940,2     159,8      
    Свердловская  область     3141267050     2633966859     83,8      
    Тюменская область     644617078,3     592910002,8     91,9      
    Челябинская область     1950004446     93525396,34     4,79      
    ХМАО     479206280     389366382,4     81,25      
                             

    Источник: [17,18]

    За  рассматриваемый период в бюджетную  систему поступило 4 046 740 345 руб. Больше всего поступлений зафиксировано  в Свердловской области 26 339 668 59 руб. Меньше всего поступлений наблюдается в ЯНАО на 36,6% в 2008г по сравнению с 2007. Это может быть вызвано многими причинами, одной из основных является неблагоприятный климат и конечно же сложившаяся ситуация в стране, это экономический кризис. В Челябинской области так же наблюдается снижение на 1 856 млн.руб или на 95,2%. Положение Тюменской области среди других областей стабильней, это видно при сравнении 2008г с предыдущим и эта разница составляет 8,1%.

    Структура поступлений в Тюменской области  характеризует хорошее развитие региона, несмотря на кризисные тенденции в мировой и российской экономике. Тюменская область занимает второе место, судя по структуре, 15% от общего объема поступлений.

    ГЛАВА 3. НОВЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ  НАЛОГ: НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    Для понимания всей значимости происходящих изменений необходим комплексный  подход к рассматриваемой проблеме. В цивилизованном мире плата за землю  является эффективным инструментом рационального землепользования.

    В результате применения рыночной стоимости  в качестве базы для исчисления земельного налога или арендной платы автоматически создается стимул эффективного землепользования, под которым понимается размещение объекта по принципу лучшего и наиболее эффективного использования в оптимальной оценочной зоне - кадастровом квартале. Ранее в России такой стимул отсутствовал. ФЗ № 1738-1 от 11 октября 1991г. «О плате за землю» не только не содержал рыночных норм, но предполагал взаимоисключающие методологические подходы. Достаточно сопоставить некоторые положения этого закона, например: «Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель… обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах…» (ст. 2) и «… Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год…».

    Первой  и главной новацией, задекларированной  еще в 2001 г. в ст. 65 Земельного кодекса и получившей практическое применение со вступлением в силу гл. 31 Налогового кодекса («Земельный налог«), стало понятие кадастровой стоимости земельного участка. Важно практическое значение этого понятия, т.к. к нему неизбежно обратятся, например, те землепользователи, которые пожелают оспорить результаты кадастровой оценки в силу увеличившейся налоговой нагрузки.

    Понятие кадастровой стоимости содержится в письме Комитета РФ по земельным  ресурсам и землеустройству № 1-16/1240 от 14 июня 1996 г. «О методологических рекомендациях по кадастровой оценке земли», согласно которому кадастровая стоимость - это стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них).

    Кадастровая стоимость - это разновидность массовой долгосрочной оценки стоимости земельного участка, отражающая рыночные представления  о ценности земельного участка. Нельзя приравнять рыночную и кадастровую стоимости земельного участка в силу следующих существенных отличий:

    Массовость. Кадастровая оценка, в отличие  от рыночной, не может учитывать  индивидуальных особенностей каждого  конкретного земельного участка. Она  выполняется по четырнадцати видам разрешенного использования земельного участка на весь кадастровый квартал и механически переносится на каждый конкретный участок, входящий в данный кадастровый квартал.

    Долгосрочность. Кадастровая стоимость фиксируется  на определенную дату, причем дата утверждения результатов кадастровой оценки, как правило, существенно позднее даты фактического проведения оценки и используется в течение определенного количества последующих лет. В свою очередь, рыночная стоимость, хотя она и отражает представление о наиболее вероятной цене сделки на конкретную дату тоже в прошлом, как правило, рекомендуется к использованию в течение незначительного промежутка времени.

    Следование  законодательству об оценочной деятельности. Если подойти формально, то такой вид стоимости, как кадастровая, даже не содержится в стандартах оценки, утвержденных постановлением Правительства России №519 от 6 июля 2001 г. «Об утверждении стандартов оценки». Сопоставлять ее со стандартами можно по разному: либо считать ее стоимостью для налогообложения, хотя прямых оснований для этого нет, либо руководствоваться ст.7 ФЗ «Об оценочной деятельности», которая гласит: «В случае, если, … не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других …».

Информация о работе Земельный налог и его эффективность