Выездные налоговые проверки: порядок проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.
Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что налогоплательщик не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Сущность, основные понятия выездной налоговой проверки……………………4
Порядок проведения выездной налоговой проверки…………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

моя кр.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

- наличии и движении принадлежащих налогоплательщику денежных средств в российской и иностранной валюте, находящихся в кассе, на расчетном и других счетах в банках на территории России и за рубежом, ценных бумаг, платежных и денежных документов.

Проанализировать соответствие показателей бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета, отражающих объемы производства и реализации продукции работ, услуг, данным о физических объемах используемых на ее производство энергетических и материальных ресурсов.

Правильность применения цен на товары, работы, услуги для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимы ми лицами, по товарообменным (бартерным операциям), при совершении внешнеторговых сделок, а также по иным сделкам, предусмотренным ст. 40 НК.

Обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.

В процессе проверки устанавливаются соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражения соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:

- формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения правил его оформления, установленных действующим законодательством для соответствующих документов;

- арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах (как правило, осуществляется выборочным методом);

- правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие документа действующему законодательству на момент совершения операции.

В случае установления в ходе выездной налоговой проверки фактов отсутствия у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет, определяются расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

В случае выявления выездной налоговой проверкой фактов налоговых правонарушений проверяющие должны принять необходимые меры по формированию доказательной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников указанных документов, получение недостающих документов из иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и др.), по исчислению сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также по подготовке предложений о привлечении к налоговой ответственности за соответствующие правонарушения.

Выемка документов и предметов осуществляется на основании статьи 94 НК РФ. Выемка документов производится на основании мотивированного письменного постановления должностного лица налогового органа, проводящего проверку, которое должно быть предъявлено до начала выемки. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

При наличии у проверяющих лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится выемка подлинников этих документов. При этом при изъятии у налогоплательщика остаются заверенные должностным лицом налогового органа копии.

Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц (их представителей), у которых она производится. Изъятые документы перечисляются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с их точным указанием. Копия протокола выемки должна вручаться проверяемому лицу.

Выемка предметов производится в таком же порядке, как и выемка документов, - на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем налогового органа, в присутствии понятых, с составлением протокола и подробным описанием каждого предмета (наименование, количество, индивидуальные признаки). По возможности следует указывать стоимость предметов. Это особенно пригодится, если такие предметы будут впоследствии утеряны или повреждены.

НК РФ вводит следующие ограничения на процедуру выемки документов:

- не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;

- изыматься могут только те предметы и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ)

Инвентаризация имущества может осуществляться представителями налоговых органов при необходимости. Порядок ее проведения регулируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным совместным приказом Минфина и МНС РФ от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39.

Все действия фиксируются в протоколе, который составляется в той же форме, что и при осмотре помещения.

Осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий и помещений налогоплательщика. В целях проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных существенных обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, проверяющие вправе производить осмотр и обследование любых используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, а также документов и предметов налогоплательщика.

При наличии у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком ТМЦ, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей, цехов и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, выручка от реализации, которой не отражена в учете и отчетности, о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных случаях производство осмотра является обязательным.

О производстве осмотра составляется протокол. При осмотре возможны проведение фото- и киносъемки, видеозаписи, снятие копий с документов и другие действия.

Инвентаризация имущества налогоплательщика. Право проведения инвентаризации установлено ст. 31 НК РФ. Цель ее проведения — проверка достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.

Инвентаризацию целесообразно проводить в случаях, когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, и осмотра территорий и помещений налогоплательщика дали основания предполагать наличие ТМЦ, основных средств и иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика, или отсутствие указанного имущества и ценностей при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации проверяющим следует руководствоваться Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным приказом Министерства финансов РФ и МНС России № 20н/ГБ-3-04/39.

Организация встречных проверок. Проводится в случаях, если при проведении выездной налоговой проверки возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами.

Предмет встречной проверки — документы организаций или индивидуальных предпринимателей, являющихся контрагентами проверяемого налогоплательщика, с целью выяснения факта совершения определенной сделки, полноты оприходования по этой сделке продукции или выручки от ее реализации. Указанные проверки целесообразно проводить, когда имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами продукции, выручки от реализации продукции товаров, работ, услуг и иных денежных средств, неотражение на счетах реализации зачетов погашения взаимных требований, результатов товарообменных и иных безденежных операций, операций по уступке прав требований и др.

НК РФ (ст. 87) предоставляет налоговым органам право требовать у контрагентов проверяемого налогоплательщика документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, проверка которых может проводиться как по месту нахождения этих лиц, так и в помещении налогового органа.

Если лицо, в отношении которого проводится встречная проверка, состоит на учете в другом налоговом органе, то налоговый орган, осуществляющий выездную проверку, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении встречной проверки в управление МНС России по субъекту РФ, на территории которого данное лицо состоит на налоговом учете. В запросе в обязательном порядке должны быть указаны наименование проверяемого налогоплательщика, адрес его местонахождения либо место осуществления деятельности, ИНН и код причины постановки на налоговый учет, наименование лица, подлежащего встречной проверке, его ИНН, реквизиты договоров, заключенных налогоплательщиком с контрагентом, информация об объемах и сроках поставок, о взаиморасчетах проверяемого налогоплательщика и его контрагента, цель и предмет встречной проверки и предполагаемая дата окончания выездной налоговой проверки.

Налоговый орган, получивший запрос на проведение встречной проверки, обязан в 10-дневный срок с момента получения запроса провести соответствующие действия по осуществлению налогового контроля.

Результаты встречной проверки оформляются справкой.

Если встречной проверкой выявлены факты неотражения или неполного отражения в учете налогоплательщика отдельных финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы, материалы встречной проверки прилагаются к акту выездной проверки и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении.

Проведение экспертизы. Назначается в случае, когда для разъяснения возникающих в процессе выездной налоговой проверки вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике.

Экспертиза проводится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями в соответствующей области, имеющими соответствующую квалификацию, подтвержденную надлежащими документами — дипломом, квалификационным аттестатом, а также имеющими лицензию. Эксперт не должен быть заинтересован в результатах проверки, т.е. не должен являться руководителем, учредителем, работником данного проверяемого налогоплательщика, быть с ним в близком родстве или свойстве. Привлечение лица в качестве эксперта производится на договорной основе по постановлению должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку.

По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени, в котором излагает проведенное им исследование и сделанные по результатам этих исследований выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта может быть назначена дополнительная экспертиза, порученная другому эксперту.

Результаты экспертизы подлежат обязательному отражению в акте выездной налоговой проверки.

Для выяснения фактических обстоятельств совершения налогоплательщиком хозяйственных операций — реализации продукции, оказания слуг, выполнения работ, имеющих значение для формирования налогооблагаемой базы, при наличии оснований полагать, что данные операции совершены с нарушением действующего законодательства либо не отражены в учете налогоплательщика, лицо, осуществляющее выездную налоговую проверку, имеет право вызывать свидетелей. Свидетель вызывается в налоговый орган на основании повестки за подписью руководителя налогового органа, показания свидетеля заносятся в протокол.

При осмотре помещений и территорий, используемых для извлечения дохода или прибыли, выемки документов или предметов, при проведении инвентаризации может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела, на основании постановления должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку.

В необходимых случаях для осуществления письменных переводов, содержание которых имеет значение для целей налоговой проверки, а также устных переводов в случае, когда участвующее в выездной налоговой проверке лицо не владеет русским языком для участия в действиях по осуществлению налогового контроля, на договорной основе привлекается переводчик. К переводчику приравниваются лица, понимающие знаки глухого или немого физического лица.

По окончании проверки (в последний день) руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной выездной налоговой проверке*(13), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (иные проверяющие указанную справку не составляют и не подписывают).

Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной выездной налоговой проверке, такая справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт выездной налоговой проверки.

Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения