Возникновение налогов
и развитие науки о налогах
В современном цивилизованном
обществе налоги — основная
форма доходов государства. Кроме
этой сугубо фискальной функции, налоговый
механизм используется для экономического
воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру,
на развитие научно-технического прогресса.
Проблемы налогообложения
постоянно занимали умы экономистов
различных эпох. Ш. Монтескье (1698—
1755) с полным основанием полагал,
что ничто не требует столько
мудрости и ума, как определение
той части, которую у подданных
забирают, и той, которую оставляют
им.
На самых ранних
ступенях вместе с возникновением
государства начальной формой налогообложения
стали приношения, что позволяло концентрировать
и расходовать средства на содержание
наемных армий, строительство трубопроводов,
дорог и другие общественные цели. Старейшим
источником государственных доходов являлись
домены, или государственные имущества,
существовавшие в форме собственности
короля.
Многие стороны современного
налогообложения зародились и
возникли в Древнем Риме. Во всех
провинциях были созданы финансовые учреждения,
проведена оценка налогового потенциала
с целью более справедливого распределения
налогов. Государственные чиновники были
наделены правом уменьшать налог в тех
случаях, когда в силу объективных причин
снижалась продуктивность хозяйства.
Главным источником доходов служил поземельный
налог. Облагалась налогом и другая собственность.
Каждый житель провинции должен был платить
единую для всех подушную подать. Существовали
и косвенные налоги, а именно налог с оборота
и особый налог при торговле рабами. Уже
в Римской империи налоги выполняли не
только фискальную функцию, но имели роль
дополнительного стимулятора развития
хозяйства.
В борьбе с сословиями
новой государственной власти
возник новый источник доходов
— регалии, доходы казны, которые она брала
в свое исключительное пользование, изъяв
их из частного оборота, из сферы деятельности
населения. В XVII веке насчитывалось до
400 различных регалий. Регалиями объявлялось
то, что никому не принадлежало: найденные
вещи и клады, выброшенные морем и не спасенные
при кораблекрушении предметы. Отсюда
вытекали крупнейшие регалии: горная,
соляная, рыбной ловли, лесная, речная,
морская и т. д., т. е. на недра земли, леса,
моря, реки, крупнейшие озера, никому не
принадлежащие.
Россия в отношении
регалий не отставала от Европы.
Здесь существовали регалии: горная,
соляная, рыбной ловли, звериной
и птичьей ловли. При Петре
к регалиям прибавились табак, мед,
деготь, рыбий жир, кости. С уменьшением
количества государственных земель и
лесов значение регалий пропало, а взамен
их возникли пошлины и налоги.
В Древней Греции
существовал поимущественный налог,
налог на иностранцев, экспортные
и импортные таможенные пошлины,
рыночные сборы и др. Все отрасли
хозяйства облагались налогом: ввоз и
вывоз товаров, продажи, покупки, договоры,
коммерческие сделки. Действовал налог
на скот, постройку плотин, подушный налог.
Для налогов при
феодализме характерна их бесчисленность,
непомерная тяжесть, произвол
и субъективность взимания.
С утверждением капиталистических
отношений потребность в налогах
не исчезает. Возникает новое качество
налогов: отмена поголовных налогов, справедливость
в обложении, недопустимость налоговых
привилегий, учет видов налогов. Встала
проблема платежеспособности, определяется
понятие «необлагаемый минимум», устанавливаются
налоги с прогрессивными ставками и т.
д.
В России Петр I для
содержания армии и флота резко
расширил объекты обложения и ввел
30 новых налогов (земельный, трубный, с
печей, с варки пива, с помола на мельницах,
по случаю рождения, свадьбы, смерти и
т. д.). Была введена подушная подать. В
это время была учреждена особая должность
— прибыльщика, обязанностью которого
было изобретение новых источников доходов
казны.
Во все эти времена
государство не имело теории
налогов. Практически не существовало
крупного постоянного налога, поэтому
периодически вводились чрезвычайные
налоги. Отношение к налогам привлекает
ученых и государственных деятелей. Основоположником
теории налогообложения является шотландский
экономист и философ Адам Смит. А. Смит
указал на четыре признака налогообложения,
составления и классификации:
■ равномерность (подданные
государства должны по возможности соответственно
своей способности и си
лам, т. е. соответственно
доходу, участвовать в содержании
правительства;
■ определенность, (налог,
который обязывается уплачивать каждое
отдельное лицо, должен быть точно определен,
а не произволен. Срок уплаты, способ платежа,
сумма платежа — все это должно быть ясно
и определенно для плательщика. История
показывает, что для экономически развитых
стран правила налогообложения применяются
достаточно редко — раз в 5—10 лет в законодательном
порядке);
■ удобство (каждый налог
должен взиматься в то время или тем способом,
когда и как плательщику должно
быть удобнее платить
его);
■ дешевизна (каждый налог
должен быть так задуман и разработан,
чтобы он удерживал из доходов народа
возможно меньше сверх
того, что он приносит казначейству
государства.
Дж. С. Миль дополнил
систему А. Смита еще одним
общим принципом налогообложения
— налог должен взиматься с доходов, а
не с капитала. Чрезвычайно важно, чтобы
налогообложение не наносило ущерба национальному
капиталу. Налогообложение любой страны
не должно превышать наиболее высоких
налоговых ставок, существующих в настоящее
время в развитых странах. В результате
будет исключена опасность лишения страны
путем налогообложения части ее капитала.
Однако ни одна фискальная
система не в состоянии обеспечить
положение, при котором налоги
выплачивались бы только за
счет доходов, совершенно не
затрагивая капиталов. Все налоги, в
определенном смысле, частично выплачиваются
из капитала, а в бедной стране вообще
невозможно ввести ни одного налога, который
не сдерживал бы роста национального богатства.
Экономическая сущность
налогов и их общая характеристика
Налоги представляют
собой обязательные платежи, взимаемые
государством (центральными и местными
органами власти) с юридических и физических
лиц в государственный или местные бюджеты.
Они возникли с разделением общества на
классы и появлением государства.
Без налогов не обходится
ни одно государство. Они нужны
государству для того, чтобы формировать
государственный бюджет, из которого
затем финансируются расходы
на развитие хозяйства, социально-культурные
мероприятия, на содержание органов
управления, оборону страны и
другие затраты. Таким образом,
«в налогах воплощено экономически
выраженное существование государства».
Налоги являются специфической
формой экономических отношений
государства с хозяйствующими
субъектами, с различными группами
населения и каждым членом
общества. Эти отношения возникают в связи
с перераспределением части стоимости
национального дохода и образованием
централизованного государственного
фонда финансовых ресурсов. Указанные
отношения неравноправные, односторонние.
В них государство является главным, решающим
действующим лицом, а плательщики налогов
— пассивные исполнители. Специфичность
этих отношений выражается, во-первых,
в обязательном характере налогов (представляют
часть национального дохода, принудительно
изымаемого государством у предприятий
и граждан), во-вторых, в безвозвратности
(хотя значительная часть налогов расходуется
на развитие народного хозяйства, социально-культурные
и другие общегосударственные мероприятия,
т. е. возвращаются плательщикам косвенно).
Взимание налогов производится
властью государства при наличии
соответствующего налогового законодательства,
т. е. в форме правовых отношений.
Сущность налогов наиболее
полно проявляется в их функциях.
Налоги выполняют, как и финансы, две
функции — распределительную и контрольную.
Посредством распределительной
функции осуществляется формирование
доходной части государственного бюджета,
а затем направление этих доходов на финансирование
различных мероприятий, связанных с реализацией
государством своих функций (хозяйственно-организаторской,
социальной, обороны страны и др.). В процессе
осуществления этой функции реализуется
стимулирующее или сдерживающее (дестимулирующее)
воздействие на производственную и непроизводственную
сферу общества. Достигается это посредством
введения соответствующих ставок и разных
льгот, исключений, преференций.
Путем контрольной
функции оценивается эффективность
каждого платежа и налогового
режима в целом, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему
и бюджетно-налоговую политику. Контрольная
функция налогов проявляется лишь в условиях
действия распределительной функции.
Таким образом, обе функции налогов находятся
в тесной взаимосвязи и единстве, в конечном
счете они определяют эффективность налоговых
отношений.
Сегодня налоги классифицируют
по многим признакам: методам
установления, органам власти, в
распоряжение которых они поступают;
видам плательщиков и др.
По методу установления
налоги подразделяются на прямые
и косвенные. Прямые налоги — это налоги
на отдельные объекты имущества (земля,
природные ресурсы и др.) или на доходы
отдельных лиц (физических и юридических),
которые уменьшают сумму доходов плательщика.
К косвенным налогам относятся платежи,
включаемые в цену товара и увеличивающие
ее размеры, а в конечном итоге уменьшающие
доходы плательщиков. Они выражают прежде
всего фискальные интересы государства.
В последние годы наиболее распространенными
видами косвенных налогов в республике
были налоги с оборота, с продажи, на топливо,
на добавленную стоимость, акцизы, таможенные
пошлины.
В зависимости от
органов власти, в распоряжение
которых поступают те или иные
налоги, различают общегосударственные,
или федеральные, и местные
налоги и сборы. К общегосударственным
(федеральным) относятся налоги и сборы,
имеющие в основном фискальное значение,
поступающие в бюджет центрального (федерального)
правительства. Они устанавливаются специальными
декретами центральной законодательной
власти.
К местным налогам
относятся налоги и сборы, устанавливаемые
решениями местных органов власти и
зачисляемые в местные бюджеты.
Общегосударственные
налоги (это прежде всего налог на добавленную
стоимость и акцизы) могут использоваться
и для сбалансирования местных бюджетов
в виде отчислений, в этом случае они относятся
к регулирующим доходам.
В зависимости от
вида плательщиков налоги подразделяются
на налоги с хозяйствующих субъектов
(предприятий, объединений, организаций)
и налоги с физических лиц. Если принять
все налоги, поступающие в доход бюджета
Республики Беларусь, за 100 %, то на долю
налогов с первой группы плательщиков
в 1992—1996 гг. приходилось более 90 %, а на
долю налогов с физических лиц — менее
10 %.
С понятием «налоги»
тесно связано понятие «налоговая
система». Налоговая система представляет
собой со-вокупность налогов, взимаемых
в государстве, а также форм и методов
их построения.
До 1992 г., т. е. до
распада СССР, в стране действовала
налоговая система, которая больше
соответствовала командно-административной
системе управления экономикой,
жесткому государственному регулированию
цен. Одним из главных доходных
источников бюджета являлся налог
с оборота, который был ориентирован
на применение фиксированных розничных
и оптовых цен и их государственное регулирование.
В связи с приобретением Республикой Беларусь
экономической и политической самостоятельности,
а также распадом СССР возникла необходимость
создания собственной налоговой системы,
учитывающей настоятельную потребность
экономики в переходе к рыночным отношениям.
Рядом законов, принятых Верховным Советом
Республики Беларусь в 1992— 1996 гг., в республике
установлена новая налоговая система,
включающая следующие виды общегосударственных
налогов и сборов:
а) налог на добавленную
стоимость (НДС);
б) акцизы;
в) налог на прибыль
и доходы;
г) налог за пользование
природными ресурсами (экологический
налог);
д) налог на недвижимость;
е) таможенные экспортные
и импортные пошлины;
ж) земельный налог
(плата за землю);
з) сбор за проезд автотранспортных
средств по автомобильным дорогам общего
пользования Республики Беларусь;
и) Чрезвычайный налог
для ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС; к) государственная
пошлина;
л) подоходный налог
с граждан.
Современная система
налогообложения в Республике Беларусь
Все перечисленные
выше платежи с хозяйствующих
субъектов можно условно классифицировать
на следующие три группы:
1) налоги, включаемые в
цену продукции и услуг;
2) налоги, включаемые в
себестоимость продукции (работ
и услуг);
3) налоги, уплачиваемые из
прибыли (дохода).
В первую группу
включаются такие платежи, как
акцизы, налог на добавленную
стоимость.
Плательщиками акцизов
являются юридические лица (включая
предприятия с иностранными инвестициями
и иностранные юридические лица),
филиалы, представительства и другие
обособленные подразделения юридических
лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный
(текущий) счет; участники договора о совместной
деятельности, которым поручено ведение
общих дел или которые получили выручку
от этой деятельности до ее распределения,
а также физические лица, реализующие
произведенную ими продукцию (работы,
услуги), ввозящие товары на территорию
Республики Беларусь и реализующие ввезенные
ими товары.