Выездная проверка проводится непосредственно на месте
осуществления хозяйственной деятельности
(месте хранения документов) налогоплательщиком.
Основанием для ее проведения является
решение руководителя (заместителя руководителя
налогового органа), принимаемое при получении
информации или предположения о нарушении
налогоплательщиком законодательства.
Цель внезапной проверки
- установить факт совершения правонарушения,
который может быть сокрыт при
проведении обычных проверок. Внезапные
проверки проводятся не часто. В то
же время многие неналоговые проверки,
допустим, проверки применения ККМ, в большинстве
случаев проводятся как внезапные.
контрольной
проверки - установить факт некачественного
проведения ранее проведенной проверки
должностными лицами налоговых органов
Повторная
проверка - это проверка по тем же видам
налогов и по тем же налоговым периодам,
по которым проводилась предыдущая проверка.
В НК РФ предусмотрены ограничения на
проведение повторных налоговых проверок.
Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается
проведение повторных выездных налоговых
проверок по одним и тем же налогам, подлежащим
уплате или уплаченным налогоплательщиком
(плательщиком сбора) за уже проверенный
налоговый период. В настоящее время повторные
выездные налоговые проверки проводятся,
как правило, в виде контрольных проверок.
Характеристика
налоговой системы
Действующая в Российской
Федерации налоговая система
характеризуется многообразием
взимаемых налогов и сборов. В
настоящее время их перечень содержится
в продолжающих действовать ст. 19—21
Закона об основах налоговой системы. При этом
согласно п. 2 ст. 18 Закона органы государственной
власти всех уровней не вправе вводить
дополнительные налоги и обязательные
отчисления, не предусмотренные законодательством,
равно как и повышать ставки установленных
налогов и налоговых платежей. Такое же
положение содержит и п. 5 ст. 12 НК РФ.
К федеральным налогам
и сборам отнесены действующим
законодательством следующие обязательные
платежи:
налог на добавленную
стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических
лиц;
налог на опе-рации с
ценными бумагами;
таможенная пошлина;
платежи за пользование
природными ресурсами;
налог на прибыль организаций;
государственная пошлина;
налог с имущества, переходящего
в порядке наследования или дарения;
сбор за использование наименований «Россия», «Российская
Федерация» и образованных на их основе
слов и словосочетаний;
сборы за пользование
объектами животного мира и за
пользование объектами водных биологических
ресурсов;
плата за пользование
водными объектами;
сборы за выдачу лицензий и право на производство
и оборот этилового спирта, спиртосодержащей
и алкогольной продукции;
налог на добычу полезных
ископаемых.
Федеральные налоги и
порядок зачисления их в бюджет или
во внебюджетный фонд устанавливаются
законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
К региональным налогам
и сборам согласно ст. 20 Закона об основах
налоговой системы относятся
налог на имущество организаций;
лесной доход; транспортный налог; налог
на игорный бизнес. Важно обратить
внимание на то обстоятельство, что лесной доход устанавливается
законодательными актами федерального
уровня и в обязательном порядке взимается
на всей территории России. При этом конкретные
ставки этого налогового платежа определяются
законами субъектов РФ, если иное не установлено
федеральным законом.
Обязанности
налоговых органов
Налоговые
органы вправе:
- требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
- производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;
- в порядке, предусмотренном НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогооблофжения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
- определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных
лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
- требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;
- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;
- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоговые органы
осуществляют также другие права, предусмотренные
НК РФ.
Налоговые
органы обязаны:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
- бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
- руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
- принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
- соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
- направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
- представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
- осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
- по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Налоговые органы
несут также другие обязанности,
предусмотренные НК РФ и иными
федеральными законами.
Права
и обязанности налогоплательщика
обязанности, вытекающие из факта наличия объекта
налогообложения:
- уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
устанавливает
следующие права налогоплательщиков:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
- представлять свои интересы лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
Налоговая диклорация
Нало́говая
деклара́ция — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный
период доходах и распространяющихся на них
налоговыхскидках и льготах, предоставляемое в налоговые
органы по специальной форме. На основе налоговой декларации
и действующих налоговых
ставок налоговый
органосуществляет контроль за величиной
налога, подлежащего уплате.
Виды Налогообложения
Нало́г
на при́быль — прямой
налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка,
страховой компании и т. д.). Прибыль для
целей данного налога, как правило, определяется
как доход от деятельности компании за
минусом суммы установленных вычетов и скидок.
К вычетам относятся:
- производственные, коммерческие, транспортные издержки;
- проценты по задолженности;
- расходы на рекламу и представительство;
Нало́г на доба́вленную
сто́имость (НДС) — косвенный
налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной
стоимости, которая создаётся на всех
стадиях процесса производства товаров,
работ и услуг и вносится в бюджет по мере
реализации.
Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный
налог, устанавливаемый преимущественно
на предметы массового потребления (табак,вино и др.) внутри страны, в отличие
от таможенных
платежей, несущих ту же функцию, но на
товары, доставляемые из-за границы. Включается
в цену товаров или тарифза услуги и тем самым фактически
уплачивается потребителем. При реализации подакцизных
товаров в розницу сумма акциза не выделяется.
В дореволюционнойРоссии акцизы вместе с винной монополией
давали (в 1904
году) 47,5 %[источник не указан 92 дня] общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником
доходов государственного бюджета современных
стран. Размер акциза по многим товарам
достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
Тамо́женная по́шлина — обязательный платеж, взимаемый
таможенными органами в связи с перемещением
товаров через таможенную границу.
Налог на имущество организаций — это налог на движимое и недвижимое
имущество (включая имущество, переданное
во временное владение, пользование, распоряжение
или доверительное управление, внесённое
в совместную деятельность).
Относится к
региональным налогам. Плательщиками
указанного налога являются российские
и иностранные организации, которые
осуществляют деятельность вРоссийской
Федерации через постоянные представительства
и (или) имеющие в собственности недвижимое
имущество на территории Российской Федерации.