Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:48, доклад
Этапы развития налогообложения в России
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
агентство по образованию
Рубцовский индустриальный институт
(филиал)
ГОУ ВПО «Алтайский
технический
университет им. И.И.Ползунова»
Гуманитарно-экономический факультет
Кафедра
«Финансы и кредит»
ДОКЛАД
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
на тему:
«Возникновение и развитие налогообложения
в России»
Выполнил: студентка гр. ФиК – 62д
Красильникова
С.О.
Проверил: к.э.н., доцент
Маслихова
Е.А.
Рубцовск 2010
С конца IX века началось объединение Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны того времени была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку – «перевоз», за право иметь склады – «гостиная», за провоз товаров через горные заставы – «мыт», за право устраивать рынки – «торговая», за продажу взвешиваемых товаров – «номерное», с товаров измеряемых – «осмичее», при клеймении животных – «пятно». Также взимались налоги при причаливании судов – «побережное», за убийство – «вира», прочие преступления – «продажа».
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505гг.) в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» – для производства пушек, сборы на строительство укреплений и прочее.
Иван
IV также ввел дополнительные налоги.
Для определения размера прямых
налогов служило «сошное
Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII века была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег с рубля оборота.
Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV века, стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII веках была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676гг.), создавшего в 1655году Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет. Выяснилось, что в 1680 году 53,3% государственный доходов – за счет косвенных налогов.
Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран.
Эпоха Петра I (1672-1725гг.) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и т.д. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.
Введение подушной подати кардинальным образом изменило структуру доходов, где она заняла главенствующее место и составила в первый год более 50% доходов казны Российского государства. В это время косвенные налоги составляли в общей структуре доходов ¼ часть.
В первые годы введение подушной подати поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы она практически стала тормозом развития экономики России.
Во времена правления Петра I проводилась активная протекционалистская политика, устанавливающая большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров с целью защитить отечественных производителей.
В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.
В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль играли отчисления от казенной питейной продажи). В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.
В вышедшей в 1776 году книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения.
Именно в конце XVIII века закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4 заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796гг.) преобразовала систему управления финансами. В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые (главные – подушная подать и оброк) и косвенные (главные – акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 года. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины. В 80-х годах XIX века начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.
Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).
В России в XIX веке начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.
Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и т.д.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 года.
Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.
Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули.
В течении 1922-1926 гг. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.
Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего, налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.
И
только в конце XX века начался новый
этап становления и реформирования российской
экономики и налоговой системы. Он связан
с переходом от административной системы
управления к рыночному типу хозяйствования
и характеризуется постепенным построением
налоговой системы, имеющей общие черты
с развитыми экономическими странами.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения в России