Водный налог. Актуальные проблемы теории и практики водного налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Налог на пользование водой все же требует дополнительной корректировки. Это важно, поскольку основным потребителем воды является промышленность, и водный налог в структуре промышленной продукции составляет заметную величину. К примеру, в гидроэнергетике она равна 1%, а в жилищно-коммунальном хозяйстве – 2,5%. В то же время необходимо ужесточить контроль за сбросом стоков использованной воды. Ежегодный сброс неочищенных или недостаточно очищенных стоков составляет около 20 млрд. кубометров. Уровень же штрафных санкций за нанесение ущерба природе не покрывает и десятой доли расходов на поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений.

Работа содержит 1 файл

Вод налог.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Водный налог впервые  был введен в РФ в 1999г. Был принят ФЗ «О плате за пользование водными  объектами» для решения 2 задач:

1) для более рационального  и эффективного использования  налогоплательщиками водного пространства  и водных ресурсов страны, и  для поддержания экологического равновесия.

2) этот налог имел  строго целевое назначение: не  менее 50 % собираемых  сумм налога  федеральные и региональные органы  власти были обязаны направлять  на восстановление водных объектов.

 До этого периода  38 лет действовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями.

 С 2005г. вступила  в силу глава 25.2 НК РФ, которая  называется Водный налог.

 Водный налог уплачивают  организации и физические лица, которые осуществляют специальное  или особое водопользование.

 

Объектами признаются определенные виды водопользования:

1)    забор воды  из водных объектов

2)    использование  акватории водных объектов (кроме  лесосплава)

3)    использование  водных объектов без забора  воды для целей гидроэнергетики

4)    использование водных объектов для целей лесосплава.

 Виды водопользования  водными объектами, которые не  являются объектами налогообложения:

1) забор воды для  обеспечения пожарной безопасности

2) забор воды и использование  акватории для рыболовства, охоты  и воспроизводства ВБР.

3) использование акватории  для размещения и строительства  гидротехнических сооружений

4) особое пользование  для обеспечения нужд обороны  страны и безопасности государства.

5) забор воды для  орошения земель с/х назначения, полива участков

 В отношении каждого объекта налогообложения налоговая база определяется отдельно.

 Когда в отношении  одного водного объекта установлены  различные налоговые ставки, налоговая  база определяется применительно  к каждой налоговой ставке.

1)    при  заборе  воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

 Объем определяется  на основании водоизмерительных  приборов. Эти показатели фиксируются  в журнале учета использования  воды.

2)    при использовании  акватории водных объектов (кроме лесосплава) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства (определяется по данным лицензии или договора на водопользование).

 Если в лицензии  или договоре таких данных  нет, налоговая база может быть  определена на основе данных соответствующей технической или проектной документации

3)    при использовании  водных объектов без забора  воды для целей гидроэнергетики  налоговая база определяется  как количество произведенной  за налоговый период электроэнергии.

4)    при использовании водных объектов для целей лесосплава, налоговая база определяется как произведение объема сплавляемой за налоговый период древесины в тысячах кубических метров на расстояние сплава, выраженное в км, деленного на 100.

Налоговый период – квартал.

Ставки водного налога различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам  и установлены в рублях.

 При заборе воды  ставки водного налога действуют  только в случае соблюдения  установленных квартальных или  годовых лимитов водопользования.

 Если забор воды  осуществляется сверх лимитов,  то объем в части превышения  в части превышения облагается  в пятикратном размере установленных  налоговых ставок.

 Если у налогоплательщика  нет квартальных лимитов, то  лимиты определяются расчетно, как  ¼ годового лимита.

 Забор воды – ставка за 1 тыс. кубических метров забранной  воды

 При использовании акватории  – ставка в за 1 кв.км. используемой  акватории

 При использовании водных  объектов для целей гидроэнергетики  – ставка за 1 тысячу киловатт/час  электроэнергии

 При использовании водных  объектов для целей лесосплава  – ставка за 1 тысячу кубических  метров сплавляемой древесины  на каждые 100 км сплава.

Если забор воды идет для водоснабжения  населения, то ставка налога будет 70 рублей за 1 тысячу кубических метров забранной воды.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, которая  определяется по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой  базы и соответствующей этой базе налоговой ставки.

Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал). В этот же срок и в эту же налоговую подается и налоговая декларация.

 В этот срок подают копию  декларации и налогоплательщики  – иностранные лица – в  налоговый орган по местонахождению  органа, выдавшего лицензию на  водопользование.

 

Проблемы:

Актуальные проблемы теории и практики водного налога

Налог на пользование водой все же требует дополнительной корректировки. Это важно, поскольку основным потребителем воды является промышленность, и водный налог в структуре промышленной продукции составляет заметную величину. К примеру, в гидроэнергетике она равна 1%, а в жилищно-коммунальном хозяйстве – 2,5%. В то же время необходимо ужесточить контроль за сбросом стоков использованной воды. Ежегодный сброс неочищенных или недостаточно очищенных стоков составляет около 20 млрд. кубометров. Уровень же штрафных санкций за нанесение ущерба природе не покрывает и десятой доли расходов на поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений.

Уже сегодня половина населения  России не имеет доступа к качественной питьевой воде и вынуждена употреблять  воду, не соответствующую санитарным стандартам. Поэтому эпидемиологическая обстановка в сегодняшней России напоминает времена гражданской войны тиф, холера. Буквально на наших глазах разворачивается дикий случай массовой эпидемии брюшного тифа среди курсантов Военно-космической академии им. Можайского в Санкт-Петербурге.

Например, во Франции воду всегда считали  услугой, за которую надо платить. Управление водными ресурсами построено  на бассейновом принципе, то есть все  водные ресурсы страны объединены в  несколько бассейнов. Каждый бассейн  управляется своим водным агентством (исполнительный орган). Во Франции водные агентства реализуют решения, принятые административными советами, которые включают представителей органов местного самоуправления, министерств и пользователей. Такая система позволяет путем постоянных консультаций сохранить баланс между интересами избранных представителей, водопользователей и государственных ведомств. При такой системе существуют и региональные офисы по охране окружающей среды, которые работают вместе с водными агентствами. В Испании большая часть водных ресурсов является государственной собственностью, и за их использование взимается плата (за водозабор, за загрязнение, за общественное пользование). Водоемы в Испании находятся как в общественном, так и в частном владении, если они находятся на территории собственности в пределах владения. Специальными правилами на собственность накладывают обременения в интересах общества или отдельных лиц. Так, владелец участка, по которому протекают воды, не может выполнять работы, препятствующие протеканию реки, а также загрязняющие или ухудшающие их качество. Берега на расстоянии трех метров, даже если они находятся в частной собственности, должны быть доступны для третьих лиц (чаще всего для навигации, рыбной ловли и спасательных работ).

В Италии водные источники, ручьи, как и деревья, соединенные с землей, являются объектом недвижимости, согласно гражданскому кодексу.

Водное законодательство США регулируется законами отдельных штатов. В некоторых  из них действует принцип старшинства  по времени права водопользования. Поэтому промышленные предприятия часто выкупают права на водные объекты у фермеров.

Зачастую в странах, где и  существует право частной собственности  на водные объекты, сохраняется возможность  остальных пользоваться ими.

Проблемы в практике уплаты водного налога встречаются только по отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании. Так, например, Проблемы в практике уплаты водного налога встречаются только по отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании. Так, например, возникают такие вопросы, как:

- должен ли уплачиваться водный  налог после оформления водопользователями в 2007 г. договоров и разрешений на пользование водными объектами;

- должен ли уплачиваться водный  налог в случае осуществления  добычи подземных пресных вод  на основании лицензии, выданной  в соответствии с Законом РФ  от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

В части этих вопросов нужно внимательно  изучать Налоговый Кодекс Российской Федерации и Водный Кодекс Российской Федерации.

законодательство водный налог  бюджет


Информация о работе Водный налог. Актуальные проблемы теории и практики водного налога