Введение
Внебюджетные
фонды - один из методов перераспределения
национального дохода государства
в пользу определенных социальных групп
населения. Государство мобилизует в фонды
часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Средства, обобществленные
внебюджетными фондами, используются
для процесса воспроизводства. Внебюджетные
фонды решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных
сфер экономики и расширение социальных
услуг населению.
На
историческом переходе от одной хозяйственной
системы к другой Россию поразило
множество кризисных явлений, взаимообуславливающих
друг друга. Экономический и финансовый
кризисы обусловили резкое снижение уровня
жизни подавляющего числа населения, безработицу.
В этих условиях, с одной стороны, возникает
потребность в концентрации ограниченных
финансовых ресурсов на государственном
уровне с целью обеспечения наиболее насущных
социальных и общеэкономических потребностей.
С другой стороны, в условиях финансового
кризиса, обусловившего дефицит финансовых
ресурсов, у центральной власти возникает
необходимость ранжировать общественные
потребности по степени важности и для
удовлетворения наиболее насущных из
них образовать целевые денежные фонды,
тем самым оградив эти потребности от
значительного недофинансирования. Эта
мера аналогична выделению в бюджете защищенных
статей.
Постепенно
из бюджета выделились внебюджетные
фонды, среди которых основное место
заняли социальные фонды. Создание внебюджетных
фондов необходимо государству для
более эффективного использования
своих финансовых ресурсов. Специфика
внебюджетных социальных фондов –
четкое закрепление за ними доходных
источников и, как правило, строго целевое
использование их средств.
Статья
144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
включает:
- Пенсионный
фонд Российской Федерации;
- Фонд социального
страхования Российской Федерации;
-
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования;
-
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
Объектом исследования данной
работы являются функции внебюджетных
фондов.
Предмет исследования – внебюджетные
фонды.
Цель исследования - изучить функции
внебюджетных фонов.
Теоретической
и методологической базой исследования
послужили научные труды ведущих
отечественных и зарубежных специалистов
в области внебюджетных фондов.
Пенсионный
фонд Российской Федерации
Пенсионный
фонд РФ — это централизованный
фонд пенсионного обеспечения населения.
Пенсии, пособия и другие виды социальной
помощи должны обеспечивать прожиточный
уровень жизни.
Пенсионный фонд является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением,
осуществляющим свою деятельность
в соответствии с законодательством
РФ и Положением о Пенсионном
фонде РФ (России), утвержденным постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря
1991 г. № 2122-1 (в ред. федерального
закона от 5 августа 2000 г.).
Пенсионный
фонд осуществляет следующие основные
функции:
- получение от плательщиков страховых
взносов, необходимых для финансирования
пенсионных выплат;
- организацию банка данных по
плательщикам страховых взносов
в Пенсионный фонд РФ;
- индивидуальный учет поступающих
в Пенсионный фонд РФ от
работающих граждан обязательных
страховых взносов, имея в виду
в дальнейшем увеличение размеров
государственных пенсий за счет
вносимых гражданами средств;
- межгосударственное и международное
сотрудничество РФ по вопросам,
относящимся к компетенции Пенсионного
фонда.
-учет страховых средств, поступающих
по обязательному пенсионному
страхованию;
-назначение и выплата пенсий.
Среди них трудовые пенсии (по
старости, по инвалидности, по случаю
потери кормильца), пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, пенсии
военнослужащих и их семей,
социальные пенсии, пенсии госслужащих.
За счет средств Фонда получают
пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
-назначение и реализация социальных
выплат отдельным категориям
граждан: ветеранам, инвалидам,
инвалидам вследствие военной
травмы, Героям Советского Союза,
Героям Российской Федерации
и др.
-персонифицированный учет участников
системы обязательного пенсионного
страхования. В системе учитываются
страховые пенсионные платежи
почти 63 млн. россиян;
-взаимодействие с работодателями
- плательщиками страховых пенсионных
взносов. Информация о гражданах,
застрахованных в пенсионной
системе, поступает от 6,2 млн. юридических
лиц;
-выдачу сертификатов на получение
материнского (семейного) капитала;
-управление средствами пенсионной
системы, в том числе накопительной
частью трудовой пенсии, которое
осуществляется через государственную
управляющую компанию (Внешэкономбанк)
и частные управляющие компании;
-реализацию Программы государственного
софинансирования пенсии. По состоянию
на май 2010 года в Программу
вступили свыше 2 500 000 россиян.
Пенсионный фонд РФ подотчетен
Федеральному Собранию. Денежные
средства Пенсионного фонда РФ
находятся в государственной
собственности и не входят
в состав федерального и территориальных
бюджетов.
В
настоящее время в системе
индивидуального (персонифицированного)
учета ПФР зарегистрировано более
62 млн. застрахованных работников и
свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает
4,3 млн. работодателей-страхователей.
Средства ПФ формируются за
счет следующих источников:
1) страховых взносов работодателей, граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, в том числе фермеров адвокатов
(85-90% всех доходов ПФ);
2) ассигнований из бюджета на
выплату пенсий военнослужащим,
социальных пенсий, пособий и
компенсаций (5-6%);
3) добровольных взносов физических
и юридических лиц (1-2%);
4) доходов от капитализации средств
ПФ и других поступлений (2-3%);
5) средств, возмещаемых ПФ Государственным
фондом занятости населения Российской
Федерации в связи с назначение
досрочных пенсий безработным
(1%);
6) пеней, штрафов, финансовых санкций,
а также банковских начислений
по остаткам средств на счетах
региональных ПФ (1%).
ПФ
финансирует различные программы
по социальной поддержке инвалидов,
пенсионеров и детей.
Назначаются
следующие виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению: пенсия за
выслугу лет; пенсия по старости; пенсия
по инвалидности; социальная пенсия. Финансирование
этих пенсий осуществляется за счет средств
федерального бюджета. Федеральным
государственным служащим назначается
пенсия при наличии стажа не менее
15 лет в размере 45% среднемесячного
заработка плюс 3% месячного заработка
за каждый год стажа сверх 15 лет.
Общая сумма пенсии не может превышать
75% среднего заработка.
Фонд
социального страхования
ФСС
создан в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального
страхования и повышения контроля
за правильным и эффективным расходованием
средств социального страхования
и является самостоятельным государственным
финансово-кредитным учреждением. Согласно
Положению «о Фонде социального
страхования Российской Федерации»
(утв. постановлением Правительства
РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) (с изменениями
от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря
1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля
2002 г.) основными
задачами Фонда являются:
- обеспечение
гарантированных государством пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, а также социального
пособия на погребение или возмещение
стоимости гарантированного перечня ритуальных
услуг, санаторно-курортное обслуживание
работников и их детей;
- участие в
разработке и реализации государственных
программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального
страхования;
- осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
Фонда;
- разработка
совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации предложений
о размерах тарифа страховых взносов на
государственное социальное страхование;
- организация
работы по подготовке и повышению квалификации
специалистов для системы государственного
социального страхования, разъяснительной
работы среди страхователей и населения
по вопросам социального страхования;
- сотрудничество
с аналогичными фондами (службами) других
государств и международными организациями
по вопросам социального страхования.
Средства
Фонда образуются за счет:
- страховых
взносов работодателей (администрации
предприятий, организаций, учреждений
и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности);
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование в соответствии
с законодательством;
- страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;
- доходов от
инвестирования части временно свободных
средств Фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады. Помещение
этих средств Фонда в банковские вклады
производится в пределах средств, предусмотренных
в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных
взносов граждан и юридических лиц; поступления
иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
- ассигнований
из федерального бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот (пособий
и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
чернобыльской катастрофы или радиационных
аварий на других атомных объектах гражданского
или военного назначения и их последствий,
а также в других установленных законом
случаях;
- прочих поступлений
(возмещаемых страхователем расходов,
не принятых к зачету в счет страховых
взносов, и не принятых расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных
в установленном порядке сумм за путевки,
приобретенные страхователем за счет
средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду
в результате исполнения регрессных требований
к страхователям, и других).
Функции
ФСС:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет,
а также социального пособия на погребение
или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом
или инвалидом с детства до достижения
им возраста 18 лет; оплату путевок для
работников и их детей в санаторно-курортные
учреждения, расположенные на территории
Российской Федерации и в санаторно-курортные
учреждения в государствах - участниках
СНГ, аналогичных которым нет в Российской
Федерации, а также на лечебное (диетическое)
питание;
- частичное
содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев-профилакториев, имеющих лицензии
на право занятия этим видом деятельности
(оплата расходов на питание, лечение и
медикаменты, заработную плату работников,
культурно-массовое обслуживание);
- частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные
лагеря, находящиеся на территории Российской
Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное
содержание детско-юношеских спортивных
школ (оплата расходов на оплату труда
тренерско-преподавательского состава
и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного
процесса);
- оплату проезда
к месту лечения и обратно;
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда на всех уровнях. Порядок формирования
резерва и предоставления из него средств
(на возвратной основе или безвозмездно)
определяется инструкцией о порядке начисления,
уплаты, расходования и учета средств
государственного социального страхования
(далее именуется - инструкция), утвержденной
Фондом совместно с Министерством труда
и социального развития Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации,
Государственной налоговой службой Российской
Федерации и с участием Центрального банка
Российской Федерации;
- обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата
управления Фонда;
- финансирование
деятельности подразделений органов исполнительной
власти, обеспечивающих государственную
защиту трудовых прав работников, охрану
труда (включая подразделения надзора
и контроля за охраной труда) в случаях,
установленных законодательством;
- проведение
научно-исследовательской работы по вопросам
социального страхования и охраны труда;
- осуществление
иных мероприятий в соответствии с задачами
Фонда, включая разъяснительную работу
среди населения, поощрение внештатных
работников Фонда, активно участвующих
в реализации мероприятий по социальному
страхованию;
- участие в
финансировании программ международного
сотрудничества по вопросам социального
страхования.