Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:21, доклад
Правовое регулирование ответственности в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоговая ответственность
– самостоятельный вид
Правовое регулирование
ответственности в сфере
Как известно, метод
налогового права носит комплексный
характер. Основным правовым методом
налогового регулирования являются
государственно-властные предписания
со стороны органов власти в области
налогообложения. Этот метод применяется
относительно субъектов налоговых отношений,
которые находятся в административных
налоговых отношениях. Вместе с тем по
объектам налоговых отношений, которые
охватывают собственность (имущество
и доходы) юридических и физических лиц,
государственных органов и органов местного
самоуправления, возможно применение
гражданско-правового метода, учитывая
равенство всех форм собственности и одинаковую
степень защиты каждой из них.
О налоговой ответственности,
как новом виде юридической ответственности,
есть основания говорить и с позиции правовой
природы правоотношения, являющегося
объектом налогового нарушения. Характер
этого правонарушения при ответственности
за налоговое правонарушение регулируется
нормами налогового права.
Выделению налоговой
ответственности в отдельный вид юридической
ответственности способствует установление
Налоговым кодексом Российской Федерации
процессуальных норм, регулирующих производство
по делам о налоговых правонарушениях.
В Налоговом кодексе
имеет место попытка установления самостоятельной
налоговой ответственности, т.е. нового
правового режима. В настоящее время только
создаются определенные научные подхода
для выстраивания системы институтов
как налогового права, так и налогового
законодательства. С точки зрения правовой
теории ответственности следует отметить,
что в Налоговом кодексе приведен достаточно
полный перечень принципов налоговой
ответственности. Между тем принципы –
не просто правовые декларации, это база
для дальнейшего правотворчества, они
определяют пределы и характер применения
налогового законодательства в спорных
ситуациях, когда возможно неоднозначное
толкование правовых предписаний. Для
уяснения правовой природы налогового
правонарушения в Налоговом кодексе также
раскрываются такие элементы состава
нарушения, как субъект правонарушения
и субъективная сторона правонарушения.
Основополагающий
принцип юридической
Таким образом, налоговую
ответственность можно
Юридическая ответственность
за невыполнение налоговых обязательств
Налоговые отношения
являются обязательственными. Суть обязательства
состоит в уплате налога: “Каждый
обязан платить законно установленные
налоги и сборы”.
Следовательно, в
сферу налогового регулирования
должны включаться отношения, связанные
с возникновением, изменением и прекращением
налогового обязательства.
Невыполнение налогового
обязательства состоит в
Ст. 13 Закона Российской
Федерации “Об основах
Однако вызывает
сомнение утверждение, что за налоговые
правонарушения может наступать дисциплинарная
ответственность. Ответственность дисциплинарную
и материальную лицо понесет перед предприятием,
понесшим ущерб в результате уплаты штрафов
и пени. Данные отношения лишь косвенно
связаны с налоговыми, но налоговым правом
не регулируются. За нарушения налогово-правовых
норм наступает ответственность трех
видов – административная, уголовная
и налоговая.
В настоящее время
вопрос о конкретных видах и размерах
ответственности участников налоговых
отношений решается в целом ряде нормативных
актов. Прежде всего это Закон РФ от 27 декабря
1991 г. “Об основах налоговой системы в
Российской Федерации” (ст. 13,15), Закон
РФ от 21 марта 1991 г. “О государственной
налоговой службе РСФСР” (п. 12 ст.7), Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях
(ст. 156 “Уклонение от подачи декларации
о доходах”), Таможенный кодекс РФ (ст.124
“Взыскание таможенных платежей и меры
ответственности”). Две статьи, предусматривающие
ответственность за нарушение налогового
законодательства, содержатся в Уголовном
кодексе РФ (ст. 198 “Уклонение гражданина
от уплаты налога”, ст. 199 “Уклонение от
уплаты налогов с организаций”).
Налоговый кодекс РФ
вводит понятие налогового правонарушения
(ст. 119), налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет
права налоговых органов и налогоплательщиков
едиными процессуальными нормами. Под
налоговыми санкциями понимаются штрафы.
Употребляя в Кодексе термин “ответственность
за налоговое нарушение” законодатель
не называет, к какому виду юридической
ответственности она относится, и это
затрудняет определение правовой природы
предусмотренных налоговых правонарушений.
В целом выделение специальной ответственности
за совершение налоговых правонарушений
в виде налоговых санкций оправдано, поскольку
административная ответственность в этих
случаях недостаточна и к тому же не применима
в отношении юридических лиц.
Однако налоговая
санкция в виде штрафа не является
единственной мерой ответственности
за совершение налоговых правонарушений.
Так, ст.13 Закона РФ “Об основах налоговой
системы в Российской Федерации” предусматривает
четыре вида санкций за нарушение налогового
законодательства. Это – взыскание всей
суммы сокрытого или заниженного дохода
(прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.
Налогоплательщик, нарушивший
налоговое законодательство, в установленных
законом случаях несет
а) взыскания всей
суммы сокрытого или
б) штрафа за каждое
из следующих нарушений: за отсутствие
учета объектов налогообложения
и за ведение учета объекта налогообложения
с нарушением установленного порядка,
повлекшие за собой сокрытие или занижение
дохода за проверяемый период; за непредоставление
или несвоевременное предоставление в
налоговый орган документов, необходимых
для исчисления, а также для уплаты налога;
в) взыскания пени
с налогоплательщика в случае
задержки уплаты налога. Взыскание
пени не освобождает налогоплательщика
от других видов ответственности;
г) взыскание недоимки
по налогам и другим обязательным
платежам, а также сумм штрафов и иных
санкций, предусмотренных законодательством,
производится с юридических лиц в бесспорном
порядке, а с физических лиц в судебном.
Взыскание недоимки с юридических и физических
лиц обращается на полученные ими доходы,
а в случае отсутствия таковых – на имущество
этих лиц.
Наиболее характерной
санкцией, применение которой и выражается
рассматриваемый вид правовой ответственности,
является взыскание недоимки по налогам
(принудительное осуществление обязанности,
невыполненной правонарушителем –
принудительное изъятие).
Термин “взыскание
налога” вписывается только в
правовую конструкцию института
ответственности – в случае неуплаты
налога добровольно (наступает ответственность)
взыскивается недоимка по налогу.
Принудительное изъятие
не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых
в бесспорном порядке в отношении юридических
лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности,
понимая ответственность в ее наиболее
традиционном понимании, то есть как меру
принуждения. Одновременно с взысканием
недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее
правонарушение, то есть возлагается дополнительное
обременение.
Взимание налога
с правовой точки зрения следует
расценивать как обязанность
государства по сбору налога в
целях защиты прав и законных интересов
граждан. В случае добровольной уплаты
налогоплательщиком налога он взимается
государством, в случае же неуплаты его
в срок, государством взыскивается недоимка
по налогу. Следует также иметь в виду,
что обязанность по обеспечению исполнения
обязательства, как правило, лежит на должнике,
а не на кредиторе, которым является государство,
взимающее налог.
Институт “обеспечение
исполнения обязательств” является
институтом гражданского права, который
хотя и предусматривает пеню в
форме неустойки как способ обеспечения
исполнения обязательств, но неустойка
в гражданских правоотношениях традиционно
применяется как мера ответственности.
В постановлении
Конституционного Суда РФ от 17 декабря
1996 г. отмечено, что по смыслу ст. 57 Конституции
РФ налоговое обязательство состоит
в обязанности налогоплательщика уплатить
определенный налог, установленный законом.
Неуплата налога в срок должна быть компенсирована
погашением задолженности по налоговому
обязательству, полным возмещением ущерба,
понесенного государством в результате
несвоевременного внесения налога. Поэтому
к сумме не внесенного в срок налога (недоимки)
законодатель вправе добавить дополнительный
платеж – пеню как компенсацию потерь
государственной казны в результате недополучения
налоговых сумм в срок в случае задержки
уплаты налога.
Специфической мерой
воздействия налоговой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономические преобразования
в современной России и реформирование
отношений собственности
Однако, как показывает
опыт развития благополучных стран,
успех национальной реформы прежде
всего зависит от надежности государственных
гарантий свободы, обоснованности и стабильности
правоотношений, Отсутствие или неэффективность
таких гарантий, как правило, создает угрозу
экономической безопасности государства,
о реальности которой в условиях российской
действительности свидетельствуют кризис
неплатежей, падение объемов производства,
инфляция и др.
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Информация о работе Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ