Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работы является рассмотрение видов и порядка проведения налоговых проверок в РФ.
Контрольная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены виды налоговых проверок.
Вторая глава посвящена порядку проведения основных налоговых проверок в РФ – камеральной и выездной.
В третьей главе основные налоговые проверки рассмотрены как наиболее эффективные формы налогового контроля в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Виды налоговых проверок в РФ ………………………………………. 4
1.1 Камеральная налоговая проверка …………………………………… 4
1.2 Выездная налоговая проверка ….…………………………………… 5
1.3 Встречная проверка и метод взаимного контроля………………….. 7
2 Порядок проведения налоговых проверок……………………………. 9
2.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки…………… 9
2.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………. 12
3 Налоговые проверки как наиболее эффективная форма
налогового контроля ………………………………………………………….

15
Заключение……………………………………………………………….. 19
Список использованных источников……………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

налоги и налогообложение.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

    - истребования документов  в соответствии  с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, причем  приостановление проверки по  данному основанию допускается  не более одного раза по  каждому лицу, у которого требуются  документы;

    - получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

    - проведения экспертиз;

    - перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком  на иностранном языке.

    Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Однако если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, то срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

     Сроки назначения повторной проверки указаны  в пункте 10 статьи 89 НК РФ.

      «Повторной  выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период». [1]

    В соответствии с пунктом 5 статьи 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить  две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляют случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

 

    3 НАЛОГОВЫЕ  ПРОВЕРКИ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ 

    ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 

      До  какой бы степени либерализации  ни дошли отношения государства  и бизнеса, налоговые проверки –  это единственный вид проверок, который  никто не собирается отменять.  Об  этом  говорится в Указе Президент РФ  от  15.05.2008

№ 797 "О  неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении  предпринимательской деятельности".

      Несмотря  на принимаемые со стороны контролирующих органов меры, остаются проблемными и актуальными вопросы уклонения налогоплательщиков от выполнения обязанности по уплате налогов, усложняются применяемые нарушителями налогового законодательства формы и способы занижения налогооблагаемой базы. В этих условиях особое значение приобретают задачи своевременного реагирования и обнаружения этих приемов и способов.

      Налоговые органы обладают достаточными полномочиями по привлечению лиц к ответственности  за совершение налоговых или административных правонарушений. Однако данные полномочия реализуются не в рамках налогового контроля, а в ходе осуществления соответствующего вида производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах.

      Реализация  этих полномочий позволяет в значительной степени повысить эффективность  налогового контроля.

      Во  время камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы одновременно решают несколько задач, поэтому в настоящее время  налоговые проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля.

     Камеральные налоговые проверки могут рассматриваться не только как форма налогового контроля, позволяющая защищать интересы государства от возможной неуплаты (несвоевременной или неполной уплаты) налогоплательщиком законно установленных налогов и сборов, но и как гарантия защиты прав налогоплательщика от возможных незаконных действий со стороны налоговых органов.

    Организация камеральной проверки опирается  на использование различных методов  ее проведения. При исследовании отдельного документа может применяться:

    - формальная проверка – проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок;

    - арифметическая проверка – контролирует  правильность подсчета итоговых  сумм в документе, как по  горизонтали, так и по вертикали;

    - нормативная проверка – это  проверка содержания документа  с точки зрения соответствия  его действующим нормативным  актам, позволяющая выявить незаконные  по содержанию документы, установить  факты необоснованного списания  затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т.п.

    Именно  с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении  нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении  объекта налогообложения и расчете сумм налога.

      Камеральная налоговая проверка имеет двойное  значение:

      - во-первых, это средство контроля  над правильностью и достоверностью  составления налоговых деклараций;

      - во-вторых, основное средство отбора  налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

      В настоящее время камеральные  проверки остаются существенным инструментом пополнения бюджета. Обнаруженные в  ходе камеральных проверок ошибки в  самих налоговых декларациях  в обоснование льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

      Таким образом, существующая в настоящее  время методика проведения камеральных  налоговых проверок отвечает основным задачам текущего налогового законодательства и позволяет налоговым органам  оперативно реагировать на его нарушение. Цель применения указанной методики – оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся информации о налогоплательщике, в том числе полученной из внешних источников, а также применения методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы. Применение автоматизированной процедуры отбора, основанной на анализе сведений, поступающих от внешних организаций, таможенных и лицензирующих органов, а также от хозяйствующих субъектов, позволяет в определенной мере обеспечивать оперативное выявление фактов осуществления хозяйственной деятельности организациями, не представляющими налоговую отчетность или представляющими "нулевые" балансы. Качественно проведенная камеральная проверка с привлечением дополнительных материалов с углубленным анализом основных показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков позволяет не только осуществить полноценные контрольные мероприятия, не выходя к налогоплательщикам с повышенным риском обнаружения налоговых правонарушений, в отношении которых требуется назначение выездной проверки.

      Важным  направлением камеральной проверки является и проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС по экспорту, так как  сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

      По  результатам камеральной проверки применяются практически те же меры налоговой ответственности, что  и по результатам выездной налоговой  проверки, за исключением разве что  только санкции по ст. 124 НК РФ (воспрепятствование доступу на территорию налогоплательщика, поскольку камеральная проверка проводится в помещении налогового органа). Согласно п. 3 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны передавать в органы МВД России материалы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать, что в них содержатся действия о налоговых нарушениях, содержащих признаки преступления. При этом данные обстоятельства могут быть выявлены как по результатам выездных, так и по результатам камеральных проверок.

      Среди налоговых проверок особую актуальность приобретает изучение правовых приемов  и способов правовой регламентации  и организации камеральных налоговых  проверок как планового, индивидуального, повседневного контроля над деятельностью  налогоплательщиков по представленным в налоговые органы декларациям и иным документам финансовой отчетности. Это форма оперативного реагирования, направленная в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии. При этом не имеет значения, является ли выявленное нарушение случайной технической ошибкой операторов (бухгалтеров) либо сведения были заведомо занижены, искажены. С другой стороны, эта форма способствует скорейшему, оперативному реагированию и направлена на предотвращение возможности непоступления средств в бюджет, поскольку многие правонарушения могут быть выявлены в ходе проведения именно камеральных налоговых проверок. Это наиболее действенная форма предупреждения правонарушений и преступлений против государственной финансовой безопасности, предотвращения подрыва экономики государства.

    Одна  из основных задач выездных налоговых  проверок – выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также их предупреждение.

    Введение  института приостановления выездных налоговых проверок позволит налоговым органам продлять срок проведения выездной проверки, но не более законодательно установленного максимума. Это создает определенный баланс интересов, позволяя налоговым органам выполнять возложенные на них задачи по осуществлению налогового контроля, и в то же время является гарантией от злоупотреблений.

    Таким образом, названные ограничения, по сути, являются некими дополнительными  гарантиями того, что налоговый контроль будет более объективным и беспристрастным.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким образом, с принятием НК РФ впервые  на уровне закона регламентирован порядок  проведения налоговых проверок. С  одной стороны, это является гарантией  прав налогоплательщика при осуществлении  мероприятий проверки, а с другой – упорядочивает работу должностных лиц налоговых органов, так как НК РФ предоставил им ряд дополнительных полномочий и возможностей, которыми ранее они не обладали.

    Налоговые проверки должны проводиться налоговыми органами. Иные органы, например милиция, не наделены полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций. Проверки, проводимые иными органами, не являются налоговыми и не учитываются при решении вопросов о повторности проверок.

      В настоящее время стоит острая необходимость повышения эффективности контрольной работы налоговых органов, совершенствования контрольно-проверочной работы налоговых органов, изучения приемов и способов уклонения налогоплательщиков от обязательств по уплате законно установленных налогов и сборов.

      Налоговые проверки является одной из основных форм налогового контроля, представляющих собой процессуальные действия налоговых  органов по контролю над правильностью  исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Целью налоговых проверок, безусловно, является не только и даже не столько обеспечение дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений (как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов); обнаружение, пресечение и устранение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также их профилактика. 
 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      1. "Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 30.07.2010)

      2. Постановление Правительства РФ  от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении  Положения о Федеральной налоговой  службе"

      3. Практическая налоговая энциклопедия / Под ред. А.В. Брызгалина. Т. 18.

      4. Балакина А.П., Кваша Ю.Ф., Зрелов  А.П. и др. Налоговый кодекс  Российской Федерации: Постатейный  комментарий общей части. Книга  вторая / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши.  М.: Налоговый вестник, 2003.

      5. Дружинин В.Н. Совершенствование  правового регулирования налогового  контроля в Российской Федерации:  Диссертация на соискание ученой  степени кандидата юридических  наук. М., 2004.

      6. Капля В.А. Финансовый контроль  в современной России. Издательство "НМЦ "Логос", 2000.

      7. Коровников А.В., Столяров Н.С., Сурков  К.В., Шлейников В.И. Контрольно-счетные  органы Российской Федерации  (в вопросах и ответах) / Под  общ. ред. С.В. Степашина. М.: Издательский дом "Финансовый  контроль", 2001.

      8. Никитин А.М., Цыпкин Ю.А. и др. Экономика и право. М., 1999.

      9. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002.

Информация о работе Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ