Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:44, реферат
Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля.
1. ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Общественный
финансовый контроль в нынешних условиях
осуществляют профсоюзные органы, ревизионные
комиссии создаваемые в трудовых коллективах.
К общественному относятся также письма
и сигналы граждан в правоохранительные
контрольные органы редакции газет, в
которых сообщаю факты злоупотреблений
в финансовой сфере.
1.2 Стадии республиканского бюджета.
План:
1. СОСТАВЛЕНИЕ.
2. РАССМОТРЕНИЕ.
3. УТВЕРЖДЕНИЕ.
4. ИСПОЛНЕНИЕ.
5.
УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА.
СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов.
Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях составления проекта бюджета на предстоящий финансовый год с учетом экономического и социального развития Республики.
Практическая
работа по составлению проектов бюджета
начинается с анализа отчетных данных
об исполнении бюджета за предыдущий год
и ходе исполнения бюджета в текущем
году. Одновременно учитываются макроэкономические
показатели, содержащиеся в прогнозах
экономического и социального развития
республики, и показатели развития административно-
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.
Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.
Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета.
Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно в Национальное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая стадия бюджетного процесса.
Введение
института президентства в Республике
Беларусь пока не нашло отражения в бюджетном
законодательстве в части его полномочий
в бюджетном процессе на стадии составления
проекта бюджета. Очевидно, они должны
состоять в рассмотрении представленных
Совету Министров материалов по проекту
бюджета и принятия окончательного решения
о его представлении в Парламент.
РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Рассмотрение и утверждение бюджета, как уже было отмечено, относится к компетенции представительной власти. Однако, элементы рассмотрения присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска.
По действующему в настоящее время порядку, представленный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов.
По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении.
В процедурном
отношении сегодня более
С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает председатель отраслевой постоянной комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование бюджетным показателям считается принятым, если за пего проголосовало большинство избранных депутатов.
Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется Законом. В Законе о бюджете отражаются:
-общий объем доходов и расходов республиканского бюджета;
-размер основных доходов по республиканскому бюджету;
-ассигнования из республиканского бюджета на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мера приятии, науки, внеэкономической деятельности, органов государственной власти и управления, судов, правоохранительных органов, органов прокуратуры, государственной безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;
-размер резервного фонда Президента и других целевых фондов, образуемых в соответствии с действующим законодательством;
-размер средств, направляемых на обслуживание и погашение государственного долга;
-предельный размер дефицита по республиканскому бюджету;
-размер других расходов общереспубликанского характера;
-размер оборотной кассовой наличности;
-нормативы отчислений от общереспубликанских налогов к доходов в местные бюджеты областей и города Минска.
В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета, постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращений расходов или внесении изменении в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается правительству на доработку.
При несогласии с решением Парламента глава государства вправе, в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон в бюджете не возвращается в Парламент, Закон считается подписанным в той редакции, в которой он был направлен главе государства. Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Этим
заканчивается третья стадия бюджетного
процесса. Республиканский бюджет и нормативы
отношений от общереспубликанских налогов
и доходов утверждаются Парламентом до
наступления нового финансового года.
Однако, как показывает практика последних
лет, Закон о бюджете принимается после
Нового года. Законодатель предусмотрел
такую возможность. Чтобы процесс финансирования
расходов не прекращался, Совету Министров
и исполкомам местных Советов депутатов
предоставлено право расходовать средства
в размере одной двенадцатой объема бюджетных
ассигновании предыдущего года в пределах
поступающих в течение каждого месяца
доходов, вплоть до утверждения ассигнований
Парламентом и соответствующими Советами
депутатов.
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится в компетенции исполнительной власти. Последняя ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить основные принципы исполнения бюджетов всех уровней. Первое. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.
Второе. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами.
Третье.
В исполнении бюджетов принимают
участие все республиканские
и местные государственные
Четвертое. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики Беларусь.
Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Главной государственной налоговой инспекции и региональным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов предоставлено право получать от министерств, других центральных органов управления, предприятии, объединений, организаций и учреждений информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. Ему также вменяется в обязанности ограничивать и приостанавливать финансирования расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями требований нормативных актов, непредоставления ими информации о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами наделены финансовые органы.
Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и контроль за его исполнением.
Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Законами о бюджетной системе и о Национальном банке оно возложено на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме, хранении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета аккумулируемся на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.
Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для осуществления запланированных расходов, может быть временно Позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся на начало года.