Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:30, контрольная работа
Под налоговыми льготами Налоговый кодекс РФ понимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
1. Теоретическая часть
Виды и классификация налоговых льгот
Под налоговыми льготами Налоговый кодекс РФ понимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.
Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.
Налоговые льготы предоставляются в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т.д.
Формы налоговых льгот:
1) освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога;
2) освобождение отдельных объектов от налогообложения;
3) понижение налоговой ставки;4) налоговые вычеты.
Субъект налогового права — это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.
Ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений называет:
• налогоплательщиков;
• налоговых агентов;
• налоговые и таможенные органы;
Кроме того, налоговое законодательство упоминает в качестве субъектов:
• представителей налогоплательщиков (законных и уполномоченных);
банки;
• экспертов, специалистов, понятых, свидетелей, регистрирующие органы;
• Российскую Федерацию, субъектов РФ, муниципальные образования.
Субъектов налогового права можно подразделить на три группы.
Физические лица, к которым НК РФ относит граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В отдельную подгруппу выделяются индивидуальные предприниматели.
Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Публично-территориальные образования — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в налоговых правоотношениях, как правило, в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Такими органами являются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, налоговые, таможенные и финансовые органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел и др.
В Налоговом кодексе императивно закреплена следующая классификация налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ;
• региональные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ;
• местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным.
Кроме этого, в зависимости от категории налогоплательщиков налоги подразделяются на:
1.Теоретическая часть ………………………………………………………. ….3
1.1 Виды и классификация предоставляемых налоговых льгот …………….3
2.Практическая часть …………………………………………………………..13
3.Список литературы……………………………………………………………14
Содержание
1.Теоретическая
часть ……………………………………………………….
….3
1.1 Виды
и классификация
2.Практическая
часть …………………………………………………………..13
3.Список
литературы……………………………………………………
1. Теоретическая часть
Виды и классификация налоговых льгот
Под налоговыми льготами Налоговый кодекс РФ понимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.
Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.
Налоговые
льготы предоставляются в целях
социального выравнивания материального
положения различных групп
Формы налоговых льгот:
1)
освобождение отдельных
2)
освобождение отдельных
3) понижение налоговой ставки;4) налоговые вычеты.
Субъект налогового права — это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.
Ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений называет:
Кроме того, налоговое законодательство упоминает в качестве субъектов:
банки;
Субъектов налогового права можно подразделить на три группы.
Физические лица, к которым НК РФ относит граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В отдельную подгруппу выделяются индивидуальные предприниматели.
Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Публично-территориальные образования — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в налоговых правоотношениях, как правило, в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Такими органами являются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, налоговые, таможенные и финансовые органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел и др.
В Налоговом кодексе императивно закреплена следующая классификация налогов и сборов:
Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным.
Кроме этого, в зависимости от категории налогоплательщиков налоги подразделяются на:
налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.)
налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);
смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.)
По
объекту налогообложения выделя
1)налоги на имущество;
2) налоги на доходы (прибыль);
3) налоги на определенные виды деятельности.
В зависимости от субъекта налоги подразделяют на прямые (платит непосредственно налогоплательщик) и косвенные (платит конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг).
По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные (налог на добавленную стоимость) и специальные (например, акцизы)
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные (исчисляются налоговыми органами) и неокладные (исчисляемые частными лицами: налогоплательщиками или налоговыми агентами).
Налог на добавленную стоимость.
Налоговые льготы. От налогообложения НДС освобождаются ст.149; 150 НК РФ:
Акцизы.
Налоговые льготы. Перечень операций, не подлежащих обложению акцизами, установлен ст. 183 НК РФ
1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;
4) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ред. 31.12.2002))
5) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
7) - 13) утратили силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
13) - 15) исключены. - Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ.
2. Перечисленные в пункте 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
(в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
Налог на доходы физических лиц.
Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются более тридцати видов доходов физических лиц, перечисленных в ст. 217 НК РФ. Среди них различного рода государственные пособия, выплаты и компенсации, государственные пенсии, стипендии, алименты, гранты, материальная помощь работникам (в размере до 4 тыс. рублей) и др.
Кроме того, предусматриваются четыре вида налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и, соответственно, общий размер налога на доходы. Налоговые вычеты предоставляются лишь тем налогоплательщикам, которые получали в налоговом периоде доходы, облагаемые по ставке 13%.
Стандартные налоговые вычеты имеют поощрительный характер. Вычеты в размере 3 тыс. руб. и 500 руб. предоставляются за особые заслуги перед государством и малозащищенным категориям граждан (ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, участие в Великой Отечественной войне или иных боевых действиях, инвалидность и т.п.). Стандартный вычет в размере 400 руб. предоставляется всем налогоплательщикам в качестве некоторого минимума дохода, свободного от налогообложения. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один из перечисленных выше налоговых вычетов, предоставляется максимальный из них. Вычет в размере 1000 рублей предусмотрен родителям на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении.