Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:21, контрольная работа
В развитых странах политика государства в сфере налогового контроля
исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям:
а) гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств;
б) выявлять случаи налоговых злоупотреблении.
Введение 3
1. Налоговый контроль……………………...…………………………………..4
2. Виды налогового контроля………………..………………………………….5
3. Формы проведения налогового контроля…………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………….18
Список источников и литературы ………………………………………………...19
2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государственного и муниципального управления
«Виды и формы проведения налогового контроля»
Контрольная работа студента
4-го курса заочного отделения
Специальность: «Финансы и кредит»
| Научный руководитель Степень, звание _______________ __Атнаева С.В._____ (личная подпись) (ФИО научного руководителя) _______________ (дата)
|
Москва 2012
Содержание
Введение 3
1. Налоговый контроль……………………...……………………………
2. Виды налогового контроля………………..………………………………….
3. Формы проведения налогового контроля…………………………………...9
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы ………………………………………………...19
Введение
В развитых странах политика государства в сфере налогового контроля исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям:
а) гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств;
б) выявлять случаи налоговых злоупотреблении.
Иными словами, налоговые органы при исполнении своих обязанностей в сфере налогового контроля должны помогать и оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам, но для тех, кто склонен к налоговым правонарушениям, налоговые проверки должны действовать как инструмент принуждения и наказания. Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.
Эту функцию выполняет налоговый контроль.
Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги.
1. Налоговый контроль
Налоговый контроль представляет собой управленческую, финансовую и общественно-социальную категорию.
В то же время контроль можно рассматривать как часть или подсистему более сложной системы управления, т.к. он представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, таких как: объект, субъекты, предмет контроля, методы и формы контрольных действий.
Рассматривая налоговый контроль как категорию, проявляющуюся в определенном пространстве и времени целесообразно его рассматривать и в зависимости от временного фактора осуществления контрольных действий и места их проведения.
Таким образом, выделим 2 основных критерия определения видов налогового контроля: первый критерий – выделение видов налогового контроля в зависимости от времени и места проведения контрольных мероприятий, второй критерий – в зависимости от элемента налогового контроля.
2. Виды налогового контроля
В теории государственного финансового контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий выделяют следующие виды контроля:
1. Предварительный, проводимый до осуществления финансово-хозяйственных операций;
2. Текущий, проводится в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций;
3. Последующий (ретроспективный), осуществляется после проведения и завершения финансово-хозяйственных операций.
Предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение налогового законодательства, к формам предварительного контроля следует отнести постановку на налоговый учет организаций и физических лиц, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства, консультаций, выступлений в средствах массовой информации и т.д.
Текущий (оперативный) – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, учета оплаченных налогов и сборов, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т.д.
Последующий – проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок (плановой – комплексная, тематическая; внеплановой - встречная, проверка возмещения НДС, проверки РРО, оперативные проверки, проверка состояния сохранности активов в налоговом залоге), что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Когда, проводить указанные виды контроля отражается в утвержденном плане проведения контрольных мероприятий, т.е. выделяют:
а) плановый налоговый контроль
б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях.
В зависимости от места проведения контрольных мероприятий возможно выделить:
Камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа.
Выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого подконтрольного субъекта.
По второму критерию определения видов налогового контроля, основывающегося на характеристике и взаимосвязях элемента налогового контроля выделим следующие виды:
2.1. В зависимости от субъектов осуществляющих контрольную деятельность
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) таможенными органами;
в) учреждениями Пенсионного фонда;
г) Фондом социального страхования;
2.2 В зависимости от статуса подконтрольного субъекта:
а) налоговый контроль организаций;
б) частных предпринимателей;
в) физических лиц.
2.3 В зависимости от объема контролируемой деятельности:
а) комплексный налоговый контроль – подразумевает проверку подконтрольного субъекта по всем налогам и сборам, необходимым к начислению и оплате, исходя из осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности за определенный период времени;
б) тематический – осуществляется в виде проверок по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства или в виде проверки по отдельно взятому налогу или сбору.
2.4 В зависимости от объекта контроля выделим:
а) налоговый контроль по определению начисленных и уплаченных налоговых обязательств различных налогов и сборов;
б) налоговый контроль по использованию льгот и использовании различных систем налогообложения;
в) налоговый контроль по постановке на учет и проверке основных реквизитов плательщика;
г) налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной форме, кассовой дисциплины;
д) налоговый контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и экспортно-импортных операций;
е) налоговый контроль по проверке наличия лицензий, разрешений, патентов.
2.5 В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налогового контроля можно разделить еще на 2 подвида:
1. в зависимости от степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый контроль – предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также исполнением иных обязанностей, предусмотренных действующим налоговым законодательством;
б) выборочный – предусматривает проверки части специально отобранных документов, выборочный налоговый контроль может перерастать в сплошной в случае обнаружения нарушений.
2. в зависимости от источников получения сведений для налогового контроля выделим:
а) документальный - основанный на изучении документально зафиксированных данных, осуществляемый путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использовании других приемов;
б) фактический - основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения, осуществляемый путем проведении инвентаризации активов налогоплательщика, проведении экспертиз и т.д.;
в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях проверяемых лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц.
2.6 В зависимости от формы проведения контрольных мероприятий можно выделить:
а) административное обслуживание, которое проявляется в постановке на учет физических и юридических лиц, проведению актов сверки с налогоплательщиками, подготовке налоговых разъяснений, получении объяснений от налогоплательщиков и т.д.
б) проведения различных видов проверок.
3. Формы проведения налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется в различных формах, основные из которых названы в Налоговом кодексе Российской Федерации.
К ним относятся:
налоговая проверка;
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов и плательщиков сбора;
проверка данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территории, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др.
Основной формой налогового контроля названа налоговая проверка.
Налоговые органы могут проводить налоговые проверки двух видов:
камеральные проверки в отношении всех налогоплательщиков
выездные проверки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.
Назначение встречной проверки возможно, если при проведении камеральной или выездной проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами.
При этом налоговыми органами могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
В целях защиты прав налогоплательщика Налоговым кодексом РФ предусмотрен запрет на проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.
Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения, анализа налоговых деклараций, документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и необходимых для исчисления и уплаты налогов документов, если законодательством не предусмотрены иные сроки.
Налоговые органы вправе истребовать дополнительные документы, сведения, получить объяснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Информация о работе Виды и формы проведения налогового контроля