Урощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСНО). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 19.05 Кб (Скачать)

     Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСНО). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

     Впервые упрощенная система налогообложения  была введена в России Федеральным  законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который  утратил силу с 1 января 2003 г. в связи  с вступлением в силу соответствующей  главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

     С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения  была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения  были сохранены, но был учтен и  накопленный за время ее применения опыт.

     Именно  этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так  как развитие малого и среднего предпринимательства  становится одним из важнейших направлений  экономических преобразований в  стране. Концепция его дальнейшего  развития должна предусматривать как  создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную  государственную систему поддержки, в частности наличие специальных  налоговых режимов.

     Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

     Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется  существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения, в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета.

     Создание  упрощенной системы налогообложения  является одной из форм поддержки  субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов  малого предпринимательства возможности  применения упрощенной системы налогообложения  и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

     Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

     В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается  переведенным на иной режим налогообложения  с начала квартала, когда произошло  нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что  такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

     Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

     - налога на доходы физических  лиц (в отношении доходов, полученных  от осуществления предпринимательской  деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых  по налоговым ставкам, предусмотренным  п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

     - налога на добавленную стоимость  (за исключением случаев, когда  индивидуальный предприниматель,  в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

     - налога на имущество физических  лиц (в отношении имущества,  используемого для осуществления  предпринимательской деятельности).

     В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить  страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

     Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения. Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

     При применении УСНО объектом налогообложения  согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

     - доходы;

     - доходы, уменьшенные на величину расходов.

     Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта  обязательно применяют доходы, уменьшенные  на величину расходов).

     Выбор того или иного варианта обусловливается  экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие  суммы расходов, на которые можно  уменьшить для целей налогообложения  доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики  при определении объекта налогообложения  учитывают в порядке, предусмотренном  гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

     - доходы от реализации;

     - внереализационные доходы.

     При определении объекта налогообложения  не учитываются доходы, предусмотренные  гл. 25 НК РФ. Также не учитываются  в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

     При определении объекта налогообложения  налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в  ст. 346.16 НК РФ.

     Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

     Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а  также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

     При использовании векселя датой  получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного  обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

     Налоговые ставки:

     - 6% (от доходов);

     - 15% (от доходов, уменьшенных на  величину расходов).

     Законами  субъектов РФ могут быть установлены  дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости  от категорий налогоплательщиков.

     Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший  в качестве объекта налогообложения  доходы, может уменьшить сумму  налога за налоговый период на сумму  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

     Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы  налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

     Упрощенная  система налогообложения - это предусмотренный  Налоговым кодексом РФ специальный  налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых  общим налоговым режимом, уплатой  единого налога.

     Единый налог, начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

     Применение  УСНО освобождает организацию также  от ведения бухгалтерского учета  и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем  режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели  соблюдают общий порядок ведения  кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности  налоговых агентов, ведут налоговый  учет доходов и расходов в Книге  учета доходов и расходов, бухгалтерский  учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду  оплаты труда и начисленным с  него налогам.

Информация о работе Урощенная система налогообложения