Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:18, реферат
Страновой риск - отражает неопределенность в части доходов в связи с возможностью изменений в политическом и экономическом устройстве и положении страны. Минимальный риск традиционно имеют США. Политическая и экономическая система США устойчивы и стабильны в долгосрочном периоде. Минимальные риски также у Германии, Японии, Великобритании, Франции, Швеции, Норвегии и некоторых других стран.
Тема 4. Управление внешними нерегулируемыми рисками.
1.Виды внешних нерегулируемых рисков.
2.Показатели оценки уровня странового риска.
3.Методы минимизации странового риска.
4. Риски форс-мажорных обстоятельств.
Политический риск – это вероятность нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов.
Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.
Учет оценок риска, в том числе политического, стал в последнее время одним из обязательных условий выбора решений на профессиональном уровне, так как считается, что риск нужно учитывать даже тогда, когда он практически исключен, ведь управление событиями – это во многих случаях управление риском. Рисковать обычно рекомендуется, но высокий риск недопустим, хотя иногда “нельзя ждать... рискуя потерять все”.
Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.
Политический риск является одной из разновидностей риска в целом, получившего фактически уже статус общенаучного понятия и учитываемого на практике при решении многих задач на основе вероятностных оценок реализации событий. Вероятностные оценки политического риска обычно служат лишь средством, облегчающим работу при неполноте знаний о возможном изменении обстановки и являются фактически проверяемой мерой рациональной уверенности в определенном исходе при реализации решений я его последствий для тех, кто в какой-то степени мог бы избежать чрезмерного ущерба. В таких случаях К.Поппер говорил: “Мы не знаем, мы можем только предполагать”, т.е. важно учитывать не только [c.851] меру уверенности в оценках, но и степень их соответствия имеющимся фактам.
Уровень риска при принятии решений, направленных на повышение эффективности функционирования и развития той или иной политической системы (или всей общественной системы в целом) обычно снижается, если обращается специальное внимание на обеспечение ее “неуязвимости”.
Различают “чистый” и “деловые” риски. Первые характеризуют вероятность определенного ущерба, вызванного нестандартными ситуациями (особенно связанными с человеческими жертвами). Сюда относят случаи, когда нежелательный ущерб в реализации политических решений вызван неожиданными перебоями в соответствующей политической деятельности. Вторые относятся к ситуациям, когда угроза в реализации желательных решений создается непосредственно в виде потери ресурсов или их неполучения в ожидаемом количестве.
Оценки политического риска, учитываемые в международном бизнесе, обычно не имеют самостоятельного значения, так как они входят составной частью в обобщенные оценки, где вместе с ними учитывают, например, оценки риска коммерческих операций, валютных операций и т.п. На долю политического риска в таких обобщенных оценках обычно приходится от 10 до 33%. Однако, применяемые здесь оценки политического риска являются сами, в свою очередь, обобщенными оценками, так как зависят от многочисленной группы факторов риска. На практике иногда наряду с “факторами” риска используют показатели, которые относят к “симптомам” риска. Их различие в том, что первые являются независимыми переменными, изменение которых непосредственно способно повлиять на уровень риска. Вторые только сопровождают или опережают те или иные изменения самого риска, что дает возможность, если это целесообразно, судить о предполагаемых угрозах по таким показателям.
На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.
Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран.
В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.
При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны – это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).
На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).
Таблица 4 - ШКАЛЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РИСКА
Уровень риска | Баллы | Вероятность существ. ущерба |
практически отсутствует | 83-100 |
|
очень низкий | 75-82 | низкая |
низкий | 67-74 | (мала) |
заметный | 60-66 |
|
ниже среднего | 55-59 | умеренная |
| 51-54 | (допустимая) |
средний | 45-50 |
|
выше среднего | 40-44 | большая |
на грани допустимого | 34-39 | (велика) |
не допустимо | 26-33 |
|
| 18-25 | высокая |
| 0-17 |
|
Иногда, наряду с факторами риска, в обобщенной оценке учитываются симптомы заметного изменения риска (они являются индикаторами той или иной ситуации). Показатели, которые учитываются в оценках риска, не являются равноценными по их вкладу в эти оценки. Это учитывается введением соответствующих весовых коэффициентов. На практике число учитываемых факторов и симптомов политического риска иногда составляет несколько десятков. Однако многие из них, как правило, не вносят заметного вклада в обобщенную оценку уровня риска. Последние исключаются, например, методом случайного баланса с помощью “диаграмм рассеяния”. Кроме того в зависимости от особенностей рассматриваемой обстановки может меняться и набор учитываемых факторов риска и их коэффициенты весомости. [c.856]
Таблица 5 - ФАКТОРЫ И СИМПТОМЫ ПОЛИТИЧЕСК ОГО РИСКА
Организованность в общественной системе | Управление событиями | ||
Стабильность политического режима | -8 | Роль государственных органов (влияние) | – 8 |
Стабильность правительства | – 8 | Состояние законодательства (юридические гарантии) | – 8 |
Легитимность органов власти | – 5 | Состояние органов власти (коррупция) | – 5 |
Сопротивление оппозиции | – 4 | Влияние извне | – 4 |
| 25 |
| 25 |
Состояние отношений |
| Последствия (события) |
|
Уровень эксплуатации занятых | – 8 | Массовые акции протеста | – 8 |
Социальное неравенство (по доходам) | – 8 | Антиконституционные действия органов власти | – 8 |
Религиозно-этнические противоречия | – 5 | Преступность | – 5 |
Безработица, беженцы | – 4 | Угроза целостности системы | – 4 |
| 25 |
| 25 |
Примечание: в обобщенной оценке учитывается, что сумма весовых коэффициентов равна 100 (влияние каждого фактора риска характеризуется числом баллов).
При оценке уровня политического риска на практике важно не столько знать абсолютные значения соответствующих показателей, сколько тенденции их изменения. Из табл. 2 и 3 видно, например, что для России ее рейтинг по уровню политического риска в последние годы заметно снижается. Для некоторых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, например, Казахстана, уровень риска остается также сравнительно низким, но уже заметна тенденция его изменения в лучшую сторону. Иногда влияние фактора времени совмещается с учетом изменений какого-нибудь фактора риска.
Таблица 6 - УЧЕТ В ОЦЕНКАХ ФАКТОРА РИСКА ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения фактора риска (уровень политических беспорядков) | |||
В последние три года, баллы (в сравнении с текущим уровнем) | В ближайшие три года (в сравнении), баллы | ||
| уменьшение | без изменения | увеличение |
Уменьшение | 5 | 3 | 2 |
Без изменения | 4 | 2 (текущий уровень) | 1 |
Увеличение | 3 | 1 | 0 |
Информация о работе Управление внешними нерегулируемыми рисками