Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические основы налогового обложения, ознакомиться с такими понятиями как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, рассмотреть права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах……………..4
Налогоплательщики и плательщики сборов. Права и обязанности налогоплательщиков. Взаимозависимые лица. Обособленные подразделения организаций и особенности исчисления и уплаты налогов по месту их нахождения………………………………………5
Налоговые агенты. Права и обязанности налоговых агентов……………………………….11
Представители налогоплательщиков. Их полномочия, права и обязанности.
Налоговые органы и органы, осуществляющие налоговый контроль. Права, обязанности налоговых органов и их должностных лиц…………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогооблажение.doc

— 116.00 Кб (Скачать)
fy">      Права налоговых органов:

      1. информационные права:
        • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (либо удержания и перчисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты, удержания и перечисления налогов;
        • проводить налоговые проверки в установленном порядке;
        • при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены);
        • вызывать в налоговые органы на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных установленных случаях;
        • осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (независимо от места их нахождения), используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения; проводить в установленном порядке инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
        • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
        • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
        • создавать налоговые посты в установленном порядке;
        • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
        • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
      2. экономические права:
        • приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на них в установленном порядке;
        • определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет и внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Это право налоговые органы имеют в случаях:
          • отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
          • непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
          • отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
        • взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в установленном порядке;
        • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
 
      1. общеустановленные права:
        • требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов. Их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований;
        • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
          • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
          • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
          • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
          • о досрочном расторжении договора о налогов кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
          • о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты или внебюджетные фонды, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми или дочерними, с соответствующих основных обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары зависимых или дочерних обществ, и наоборот;
          • в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
 

      Обязанности налоговых органов:

  1. общеустановленные обязанности:
        • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
        • осуществлять контроль за соблюдение законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
        • направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушение налогового законодательства, содержащее признаки преступления, - в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств);
  2. информационные обязанности:
        • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
        • проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
        • соблюдать налоговую тайну;
        • направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а в предусмотренных случаях – налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора;
  3. экономические обязанности:
        • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

      Налоговые органы также несут другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

      Обязанности должностных лиц налоговых органов:

  1. действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
  2. реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  3. корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

      Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в пределах своей компетенции в случаях, когда налоговым законодательством на них возложены обязанности по налоговому контролю. Должностные лица этих органов при осуществлении налогового контроля несут обязанности, предусмотренные для должностных лиц налоговых органов.

      Налоговые и таможенные органы несут ответственность  за убытки налогоплательщиков вследствие неправомерных действий, решений  или бездействия как самих органов, так и их должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в установленном порядке. Органы государственных внебюджетных фондов несут аналогичную ответственность, но причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств соответствующего внебюджетного фонда.

      Сами  должностные лица и работники  органов несут ответственность  за неправомерные действия или бездействие  в соответствии с законодательством РФ.

 

     Заключение

     Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     В условиях рыночных отношений налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

 

     Список литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – Москва: Омега-Л, 2006. – 672с.
    2. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.-М.:МЦФЭР,2003.-336с.
    3. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат, 2003.-635с.
    4. Незамайкан В.Н., Юрзинова И.Л. Налогооблажение юридических и физических лиц., М. Издательство «Экзамен», 2004. – 448с.
    5. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.М. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-517с.

Информация о работе Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах