Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:09, курсовая работа
Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.
Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики,
являющиеся организациями, по истечении
налогового периода представляют в налоговый
орган по месту нахождения транспортных
средств, если иное не предусмотрено настоящей
статьей, налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются
налогоплательщиками не позднее 1 февраля
года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
1.2
«Рождение» транспортного
налога.
В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось отменить Закон о дорожных фондах в РФ с 1 января 2003 г. (ст. 5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»), которым регулировались налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей автодорог, налог на приобретение транспортных средств. Однако затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.
Во-первых, была исключена ст. 5 Закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах, а в сам Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся отмены с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, а также уточнены источники образования территориальных дорожных фондов.
Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой гл. 28 «Транспортный налог» (п. 30 ст. 1 Закона № 110-ФЗ).2
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте «б» п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением Указов Президента РФ в соответствие с законодательством {Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1233 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации»),
В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ № 2270, объектом транспортного налога, предусмотренного гл. 28 НК РФ, являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями, т.е. указанный налог относится к прямым поимущественным налогам.3
Транспортный
налог заменил следующую
Транспортный налог является, по своей сути, аналогом ранее действовавшего налога с владельцев транспортных средств, и порядок его исчисления практически не отличается от порядка расчета налога с владельцев транспортных средств.
Однако транспортный налог все же имеет ряд особенностей. Физические лица самостоятельно не исчисляют транспортный налог и не уплачивают его при прохождении техосмотра. Транспортный налог исчисляется для физических лиц налоговым органом с направлением налогового уведомления об уплате транспортного налога. Физическим лицам остается только уплатить исчисленную налоговыми органами сумму налога по банковским реквизитам и в сроки, приведенные в налоговом уведомлении.
При этом налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику - физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В частности, налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Что
касается объекта налогообложения,
то кроме автомототранспортных средств
и иной самоходной техники, являвшихся
объектом обложения налогом с владельцев
транспортных средств, в объект обложения
транспортным налогом (из объекта обложения
налогом на имущество физических лиц)
перенесены водные и воздушные транспортные
средства.
2. НАЛОГОВАЯ БАЗА И ПОРЯДОК ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
(
на примере организации
ООО "ТрансАвто").
Организация ООО "ТрансАвто" на 1 января 2010 года имеет на балансе следующие транспортные средства, зарегистрированные в Калуге:
-легковой автомобиль Toyota Camry мощностью 277 л. с.;
-легковой автомобиль Mitsubishi Lancer 9 мощностью 98 л. с.;
-грузовой автомобиль КамАЗ 5320 мощностью 210 л. с.;
-грузовой автомобиль Зил 4331 мощностью 160 л. с. (10 августа произведена замена и регистрация двигателя мощностью 195 л. с).
Также организацией ООО "ТрансАвто" 20 мая 2009 года был приобретен и зарегистрирован легковой автомобиль ВАЗ 21154 мощностью 56 л. с. Автомобиль был продан и снят с учета 15 ноября 2009 года.
Необходимо рассчитать сумму налога за 2009 год, подлежащую уплате организацией ООО "ТрансАвто".
Транспортный налог для одного транспортного
средства в общем случае будет рассчитываться
по следующей формуле:
ТН=НБ*НС*К,
где
ТН - сумма налога;
НБ - налоговая база (мощность, л. с);
НС - налоговая ставка (руб. /л. с);
К - коэффициент (число месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, деленное на 12). Месяц, в котором был зарегистрировано или снято с учета транспортное средство, считается полным.
Сумма налога за легковой автомобиль Toyota Camry за 2009 год составляет:
277 л.
с. * 120 рублей = 33240 рублей.
Сумма налога за легковой автомобиль Mitsubishi
Lancer 9 за 2009 год составляет:
98 л.
с. * 10 рублей = 980 рублей.
Сумма
налога за грузовой автомобиль КамАЗ 5320
за 2009 год составляет:
210 л.
с. * 34рублей = 7140 рублей.
Сумма налога за грузовой автомобиль Зил
4331 (с учетом произведенной замены двигателя
и перерегистрации) будет рассчитываться
следующим образом:
( (160 * 8)
+ (195 * 4)): 12 * 24 = 4119,84 рубля.
Сумма налога за легковой автомобиль ВАЗ
21154 за 2008 год будет рассчитываться следующим
образом:
56 л.
с. * 5 рублей * 7 месяцев: 12 месяцев = 163,33
рублей.
Общая сумма подлежащего внесению в бюджет транспортного налога организацией ООО "ТрансАвто" за 2009 год составляет 45643,17 рубля.
В соответствии с законом Калужской области от от 21 ноября 2002 г. N 496 организация ООО "ТрансАвто" в течение налогового периода будет уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, исчисляемые по итогам отчетных периодов. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года.
Для данной организации сроки уплаты транспортного налога будут следующими:
Отчетный период | Сумма авансовых платежей | Сроки уплаты |
I квартал | 11411 рубль | до 25 апреля 2009 года |
II квартал | 11411 рубль | до 25 июля 2009 года |
III квартал | 11411 рубль | до 25 октября 2009 года |
окончательная уплата суммы налога | 11411 рублей | до 1 марта 2010года |
3.
ПУТИ СОВЕРШЕНСВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ТРАНСПОРТНОГО
НАЛОГА, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА
ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Задаваясь целью изучить возможные пути совершенствования налоговой базы и порядка её определения по транспортному налогу следует, как известно, выявить все негативные аспекты, возникающие в процессе применения данной нормы. Также немалозначным для решения вышеизложенной задачи является сравнение накопленного за рубежом опыта по данному вопросу с реалиями нашей страны.
Преобладающее число всех зарегистрированных на физических лиц транспортных средств приходится на наземные — более 99%, а все водные и воздушные транспортные средства соответственно составляют незначительную часть.
Эти цифры не вызывают удивления, поскольку наземные транспортные средства, будь то автомобиль, автобус или мотоцикл, являются наиболее доступным средством для передвижения людей и перемещения грузов. Естественно, что покупку самолета или вертолета, теплохода, яхты, парусного судна и стоимость их технического обслуживания могут позволить себе незначительное число граждан, да и то только тех, которые не сильно жалуются на возможные недочеты транспортного налога в силу своей состоятельности. Собственниками же этих транспортных средств в основном являются крупные компании.4
Исходя из того, что количество наземных транспортных средств является превалирующим в общем объеме транспортных средств физических лиц и основная масса поступающих жалоб, просьб о разъяснении данной нормы права касается именно наземных транспортных средств, следует более детально рассмотреть вопрос о совершенствовании налоговой базы по данной совокупности транспортных средств.
Как было давно замечено, налоговая база, определяемая в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) имеет в своей основе не столь справедливые основания и не столь удобные способы уплаты, чем оная же, но в некоторых зарубежных странах. По этому поводу наиболее точно выражено мнение в следующей цитате, найденной на одном из форумов автомобильного журнала: «мощность двигателя величина переменная: мое авто сейчас стоит, мощность двигателя 0 лошадок. Когда я еду, мощность меняется; на максималку я вряд ли разкочегариваю свой мотор, он уже старенький. В США вообще "транспортный налог" как в нашем виде - отсутствует. Просто он входит в цену топлива. Так что ты его платишь пропорционально кол-ву сжигаемого топлива и пробегу своего авто. Т.е. авто стоит 4 месяца неподвижно, ты ничего не платишь. Платят только те, кто пользуется транспортом. Довольно логично, и никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями уведомить, во время уплатить....».
И вправду, в США в отличие от России, в цену бензина уже включен транспортный налог, т.е. он является косвенным. Строительство дорог в США финансируется за счет налогов, взимаемых с водителей при заправке т.е. за счет транспортного налога. С каждых 4 л, точнее с одного галлона (1 галлон равен 3.7854 литра) бензина, проданных на американской бензоколонке, федеральный дорожный фонд получает 2,5 цента. Аналогичные местные налоги на бензин имеют и штаты США. Именно за счет местных налогов строятся автодороги в каждом штате. Как видно, налоговая база для данного вида налога определяется как объем купленного бензина выраженный в галлонах. 5
Изменение налоговой базы по транспортному налогу потребует замены всего транспортного налога, однако применение транспортного налога по шаблону США в России имело бы как положительные, так и отрицательные стороны. Среди первых можно выделить установление в данной области налогообложения справедливых начал (платят только те, кто пользуется транспортом), упрощение налогообложения по данному налогу с точки зрения физических лиц (никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями уведомить, во время уплатить). К отрицательным можно отнести возложение дополнительных обязанностей на налоговых агентов, исчисляющих параллельно НДС и акцизы; увеличение стоимости топлива в совокупности с невозможностью государства регулировать внутренние цены (в США, которые практически не добывают нефть, бензин на заправках дешевле, чем в России, где нефть добывается «по полной программе»).