Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:56, реферат
Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.
Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.
С 30-х по 70-е годы двадцатого века в экономической теории и экономической политике господствовали экономические взгляды кейнсианства. Однако в 70-е годы произошел поворот к неоклассической теории, связанный с определенной дискредитацией кейнсианства вследствие развития таких процессов как “стагфляция”, то есть одновременного роста безработицы и уровня цен, что не могло быть объяснено в рамках экономической теории Кейнса. В науке стали говорить о "монетаристской контрреволюции", имея в виду восстание против "кейнсианской революции". В политике победил неоконсерватизм. Теория получила название “монетаризм”, поскольку в своих основных идеях опиралась на количественную теорию денег. Основоположником монетаризма является американский экономист Милтон Фридман (1912 год рождения - 16 ноября 2006, умер от сердечного приступа в 94 года) лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года. Его важнейшими трудами являются: "Количественная теория денег", "Капитализм и свобода".
Теория монетаризма строится на следующих посылках:
— количество денег в обращении определяется автономно;
— скорость обращения денег жестко фиксирована;
— изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;
— исключается
возможность воздействия
ЧЕРТЫ школы монетаристов - стабильность и свободная конкуренция. Монетаризм выступает против централизованного контроля над экономической деятельностью.
ПОЗИЦИЯ МОНЕТАРИСТОВ: выступали с резкой критикой прямого воздействия государства на объем и структуру совокупного спроса через бюджет посредством манипуляций с расходами и налогами, отрицают эффективность налогово-бюджетной политики в перераспределении ресурсов и стабилизации экономики, поэтому нужно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, так как самым нестабильным компонентом национального дохода в любой период истории являются государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему. В фискальной, так же как и в денежной, политике экономисты не имеют достаточных знаний, чтобы преднамеренно использовать изменения в налогообложении или государственных расходах в качестве стабилизирующих механизмов. Пытаясь использовать их, государство почти наверняка ухудшает ситуацию.
Правительства, придерживающиеся этой теоретической концепции, осуществляют воздействие на экономику преимущественно с помощью денежно-кредитной политики. Контроль за инфляцией и стимулирование экономического роста достигается с помощью контроля за количеством денежной массы (количество денег в обращении на территории страны). Единственно правильная политика правительства и банков, считают монетаристы,- увеличивать количество денег в экономике не быстрее, чем растет производительность хозяйства страны. Тогда свободный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике, и она будет развиваться нормально.
Проведение эффективной финансовой политики согласно монетаристским рекомендациям предполагает:
1. Отказ от произвольных изменений в налоговой или денежно-кредитной политике ради поставленных экономико-политических целей. Экономика, по их мнению, крайне сложная и еще недостаточно изученная система, поэтому государственное вмешательство, направленное на устранение различных кризисных явлений вызывает обратный эффект, т.е. вносит еще больший хаос;
2. Отказ от бюджетной политики в кейнсианском понимании (как инструмента антициклической политики) и замена ее другой политикой, предполагающей, что государство будет играть роль “служащего”, который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечивать экономическую стабильность;
3. Главным инструментом по поддержанию долгосрочной стабильности должна стать денежно-кредитная политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном росте денежного предложения в соответствии с монетарным правилом. Монетарное правило означает ежегодное расширение денежного предложения в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВВП. По оценкам монетаристов, денежное предложение должно устойчиво возрастать в пределах 3-5% в год (для США);
4. Законодательное установление монетарного правила с учетом многолетних тенденций в динамике ключевых экономических показателей.
В России с монетаристской теорией связывают имя Егора Гайдара. (Его́р Тиму́рович Гайда́р (19 марта 1956, Москва — 16 декабря 2009)— российский государственный и политический деятель, экономист. автор более ста публикаций по экономике. Основные труды — «Экономические реформы и иерархические структуры» (1990), «Государство и эволюция» (1994), «Аномалии экономического роста» (1997), «Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории» (2005), «Гибель Империи» (2006), «Смуты и институты» (2009) (в книге «Власть и собственность» (2009), в которую также включена работа «Государство и эволюция»). Основатель и директор Института экономики переходного периода.
В 2008 году Гайдар включился в дискуссию по вопросу снижения ставок Налога на добавленную стоимость. Данная инициатива была высказана рядом чиновников и предпринимателей и, в том числе, поддержана В. Путиным и Д. Медведевым.
Летом 2008 года вышла статья Гайдара «Головокружение от успехов», в которой обсуждается вопрос о снижении ставки НДС и даётся обзор налоговых реформ в 1991—1992 и 2000—2003 годах, прошедших при участии Гайдара. В статье критикуется тезис о том, что снижение ставки налога обязательно приведёт к росту его собираемости. Если этого не произойдёт, бюджет лишится значительной доли (до 2 % ВВП при снижении НДС до 12 %) поступлений, не зависящих от цен на нефть. При этом именно НДС создаёт основу устойчивости финансовой системы на случай колебания нефтяных цен. Вместо снижения НДС Гайдар предлагал отказаться от федеральной составляющей налога на прибыль.
В конечном счёте решение о снижении ставки НДС не было принято, хотя дискуссия в органах власти не прекратилась. Налог на прибыль был снижен в 2008 году за счёт федеральной части с 24 до 20 %. В одном из своих последних интервью, после начала экономического кризиса 2008–2009 годов, Гайдар подчеркивал, что «у нас реально, как раз базой бюджетной стабильности в 2009-м году стали НДС и налоги на доходы физических лиц».)