Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:14, курсовая работа
Объектом исследования являются основные проблемные стороны переложения налогов.
Предметом исследования является теории переложения налогов.
С учетом актуальности проблемы была определена цель исследования, которая заключается в выявлении основных теории переложения налогов, анализе проблем переложения налогов в наше время.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач: охарактеризовать существующие теории переложения; рассмотреть проблемы и возможность переложения налогов.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема переложения налогов…………………………………………….. 4
2.Возможность переложения налогов………………………………………….7
3.Теории переложения налогов
3.1 Возникновение теории переложения налогов…………………………....10
3.2 Теории переложения и современность……………………………………15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………………..18
Мы
знаем, что наука выделила два вида переложения:
1) переложение с продавца на покупателя
2) переложение с покупателя на продавца.
По размерам переложение
(как в первом, так и во втором случае) может
быть полным или частичным:
а)
переложение известной доли
б) переложение всего налога.
В финансовой
литературе выделены четыре случая переложения.
Первый случай - уклонение от налога.
Уклонение от налога бывает легальным
и нелегальным. К законным относится
тот случай, когда потребитель
с введением акциза на предмет
его потребления или с
С легальными уклонениями государство
может бороться только финансовыми способами:
при сокращении потребления обложенного
товара - понижать акциз; при повышении
техники подакцизного производства - ввести
обложение готового продукта.
Второй случай - амортизация (или погашение), поглощение и капитализация налога. Здесь выделено три варианта:
1) налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация налога,
2) налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета - поглощение налога,
3) ценность предмета увеличена благодаря уменьшению налога - капитализация налога.
Благодаря
явлениям амортизации, поглощения и
капитализации при известных
условиях увеличение налога ведет к
частичной конфискации
Третий случай - лицо, обязанное
уплачивать налог по закону, фактически
несет бремя налога, т. е. является не только
плательщиком налога, но и носителем налога.
Здесь нет переложения.
Четвертый случай - когда
плательщик, законно обложенный налогом
перекладывает тяжесть налога на другого.
Если последнему также удастся переложить
налог на третье лицо, то он является лишь
плательщиком-посредником.
Условия переложения налогов
позволили финансовой науке классифицировать
налоги по их переложимости, чтобы финансовая
практика могла управлять процессом переложения
и облегчить задачу исчисления реальной
тяжести налогообложения. Д. Боголепов
дает следующую классификацию налогов:
«В настоящее время непереложимыми считаются
следующие налоги: налог на ренту, подоходный
налог, налог на предметы монопольного
характера и налог с наследств. Налог на
ренту является непереложимым, так как
рента не входит в цену продукта и, следовательно,
взимание этого налога не может быть компенсировано
посредством повышения цены и переложено
на покупателей хлеба или других продуктов
земли.
Подоходный налог считается
непереложимым, или наименее переложимым,
так как он (так обычно предполагается)
точно учитывает все доходы отдельного
лица, следовательно, если это лицо переложит
налог на других лиц, то его доход возрастет,
и это будет немедленно учтено при следующем
взимании налога. Налог на монополии не
может быть переложен, так как монополист
и без того уже берет наивысшие, при данных
условиях, цены на свои товары. Всякое
повышение этих цен должно отразиться
на уменьшении сбыта, и, следовательно,
монополисту приходится брать налог на
себя. Налог с наследства является непереложимым
в виду самого характера взимания этого
налога: налог взимается обычно с наследственной
массы, и переложить его совершенно не
на кого».
Есть некоторый разброс мнений по структуре
налогов с точки зрения их переложимости,
но ясно одно, что государство получило
научные рекомендации при проведении
налоговых реформ.
3.2
Теории переложения
и современность.
Несмотря на достигнутые результаты, финансовая
наука и в 20-е годы XX в. считала, что «теория
переложения ждет своего творца». На это
были причины теоретического и социально-экономического
характера. Первая причина состоит в том,
что исследователи или не были знакомы
с теорией цены А. Маршалла или не брали
ее в расчет. Игнорирование или незнание
теории цены А. Маршалла, значение которой
было позднее оценено как «маршаллианская
революция», превратилось в сдерживающий
фактор при исследовании проблем переложения.
Обращение А. Маршалла к обоснованию теории
цены означало принципиальный поворот
западной экономической теории к исследованию
реальных закономерностей хозяйственного
механизма рыночной экономики, поворот
в котором нуждалась финансовая наука
как наука тесно связанная с практикой.
Второй причиной, тормозившей разработку
теории переложения была ее относительная
невостребованность. В 90-х годах К. Виксель
«справедливо жалуется на недостаток
внимания к вопросу о переложении в исторической
литературе». Неактуальность проблем
переложения объясняется социально-экономическими
причинами. Не было острой необходимости
и потребности прежде всего у государства,
тем более что 20-е годы XX в. отмечены как
годы стабилизации мировой экономики.
Теория переложения получила толчок к
дальнейшему развитию только после Великой
депрессии 1929-1933 гг. с момента внедрения
кейнсианских методов регулирования экономики,
когда налоги были встроены в систему
макроэкономических показателей и использованы
в качестве инструмента конъюнктурного
(краткосрочного) регулирования экономики.
В заключение можно сказать,
что налоговые системы строятся таким
образом, чтобы процесс был управляемым,
и была возможность осуществить принцип
равномерности в налогообложении. Фактическое
распределение налогов и возможность
их косвенного или прямого переложения
должны учитываться на уровне налоговой
политики. Законодатель обязан установить,
кто юридически обязан уплатить налог,
а также просчитать возможные варианты
фактического распределения налогов.
Учет возможности переложения
налогов необходим в целях соблюдения
конституционного принципа равного налогового
бремени. Этот принцип преследует цель
без нарушения формально-юридического
равенства плательщиков в максимальной
степени учесть экономическое положение
налогоплательщиков и обеспечить соблюдение
неформального равенства. Равенство в
налоговом праве реализуется не как уплата
налога в одинаковом размере, а как экономическое
равенство плательщиков и выражается
в том, что за основу берется фактическая
способность к уплате налога на основе
сравнения экономических потенциалов
разных налогоплательщиков.
Равенство в налогообложении понимается
как равномерность обложения. Оно оценивается
на основе сопоставления экономических
возможностей различных налогоплательщиков
и сравнения той доли свободных средств,
которая взимается у них посредством налогов.
Иными словами, речь идет о сравнении налогового
бремени, которое несут разные плательщики.
Поэтому принцип равенства называют также
принципом равного налогового бремени.
Без учета экономических последствий
переложения налогов принцип равного
налогового бремени не может быть реализован
полностью.
Эффект перелагаемости налогов следует
учитывать и в аспекте принципа приоритета
финансовой цели взимания налогов и сборов.
Налог устанавливается с целью получения
дохода, а не с целью принуждения к определенному
поведению. Если налоговое бремя, хотя
и равное для всех налогоплательщиков,
ведет к свертыванию производства, заставляет
отказаться от занятия той или иной деятельностью,
имеются основания говорить о нарушении
принципа приоритета финансовой цели
взимания налогов и сборов.
Заключение
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств и источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде налогов с физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Проблема переложения налогов одна из сложнейших в теории налогообложения. Речь идет об определении того субъекта, который в конечном счете покрывает указанные налоги. В практике налогообложения предполагается, что прямые налоги полностью оплачиваются владельцами облагаемых доходов и имущества; косвенные же налоги целиком покрываются конечными потребителями продукции, однако налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем, если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе, это сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства.
В заключение можно
сказать, что налоговые системы строятся
таким образом, чтобы процесс был управляемым,
и была возможность осуществить принцип
равномерности в налогообложении. Фактическое
распределение налогов и возможность
их косвенного или прямого переложения
должны учитываться на уровне налоговой
политики. Законодатель обязан установить,
кто юридически обязан уплатить налог,
а также просчитать возможные варианты
фактического распределения налогов.
Список литературы
1. Акуленок Д. Н. Налоговый портфель, М., 2007
2. Булатова А. С. Экономика, М.: Бек, 2006
3. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы// 2009, № 4 С. 22-24
4. Еременко И. П. Налоги. // Финансы// 2009 № 4. С. 30-31.
5. Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой системы // Налоги // 2005,№ 4 С.29
6. Черник Д. Г. Налоги.
Учебное пособие, М.: Финансы и кредит,
2007
Информация о работе Теоретические аспекты проблемы переложения налогов