Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа
НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.
Доходы
домашнего хозяйства - часть национального
дохода, создаваемая в процессе производства
и предназначенная для
Расходы
бюджета домохозяйства играют существенную
роль и экономике страны. Используя
свои доходы, семья обеспечивает формирование
и развитие рынка товаров и
услуг. Реализуя свои накопления и сбережения,
она увеличивает спрос на ценные
бумаги, расширяя тем самым фондовый
рынок. Кроме того, большое значение
домохозяйства как субъекта предложения
важнейших производственных ресурсов
- труда и предпринимательской
деятельности. Наконец, члены семьи,
занимаясь воспитанием детей, выступают
главными потребителями социально-
Члены
домохозяйств, расходуя свои средства,
удовлетворяют разнообразные
I) использованием
денежных доходов на
2) натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.
Натуральное самообеспечение за последние годы возросло, а с учетом государственных социальных трансфертов в натуральной форме занимает почти четвертую часть потребления домашнего хозяйства. Однако денежные расходы играют доминирующую роль в общем объеме конечного потребления.
Денежные
расходы домохозяйства - фактические
затраты на приобретение материальных
и духовных ценностей, необходимые
для продолжения жизни
В современных
условиях в России происходит снижение
реальных расходов из-за уменьшения доходности
определенных групп населения. Наряду
с другими факторами это
Покупка
товаров и оплата услуг – потребительские
расходы, являющиеся главными, составляют
три четверти всех денежных затрат.
Их величина обусловлена: объемом денежных
доходов, которые сегодня недостаточно
велики; удовлетворением необходимых
личных и семейных потребностей; уровнем
розничных цен; климатическими и
географическими условиями
Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.
Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.
Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из одного человека. С ростом численности домохозяйств положение ухудшается. У них снижается доля на питание и повышается доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и из других поступлений.
Уменьшение общих расходов на продовольственные товары отражается на качественном составе продуктов питания: снижается доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.
Вторая группа денежных расходов домохозяйств - обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды. Добровольные платежи производят отдельные члены домохозяйств по собственной инициативе в страховые организации при страховании от различных рисков, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды и другие.
Доля этих расходов в общих расходах домохозяйств относительно невелика.
Члены
домашнего хозяйства как
Самым главным с точки зрения его тяжести на плательщика является подоходный налог, который взимается с совокупного дохода в денежной и натуральной форме, выраженный в рублях и инвалюте на дату получения дохода.
Третья группа расходов - сбережения и накопления домохозяйств.
К началу
проведения экономической реформы
у населения имелись
Переход
к рынку и свобода
Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами.
Население активно реагирует на проводимую правительством политику в обеих частях государственного бюджета – доходной и расходной. Изменение в налогообложении прямо влияет на доходы населения, поэтому их потребительское поведение на рынке зависит от того, постоянно или временно в стране изменены налоги; ожидаемы они обществом или застают его врасплох.
Рассмотрим случай постоянного увеличения государственных расходов, финансируемого за счет повышения налогов. Государственные сбережения не изменяются, как и в случае временного увеличения расходов и налогов. Но в данном случае частные сбережения менее подвержены воздействию. Систематическое увеличение налогов ведет к падению постоянного располагаемого дохода. Домашним хозяйствам приходится приспосабливаться, уменьшая свое потребление в большей степени, чем в случае временного увеличения налогов. Следовательно, частные сбережения сократятся на меньшую величину, а возможно, не сократятся вовсе.
Теперь рассмотрим влияние временного увеличения государственных расходов, финансируемого за счет налогов. При снижении более высоких налогов потребление сокращается в меньшей степени, чем благосостояние. Интуиция подсказывает нам, что, поскольку временное увеличение налогов приводит лишь к временному уменьшению располагаемого дохода, домашние хозяйства, пытаясь сгладить уровень потребления, будут в период временно высоких налогов занимать в счет доходов будущего периода. Таким образом, при временном увеличении налогов сбережения в частном секторе уменьшатся.
В связи с тем, что государственные сбережения остаются неизменными, в то время как государственные расходы возрастают, а сбережения в частном секторе падают, общий уровень национальных сбережений снижается.
Фискальная политика правительства воздействует на поведение домашних хозяйств через влияние налогов на их многопериодное бюджетное ограничение. Двухпериодное бюджетное ограничение домашних хозяйств записывается в терминах дохода за вычетом налогов, и поэтому изменение в налогах прямо влияет на это ограничение.
Налог
на доходы физических лиц используется
правительством не только для пополнения
бюджета, но и как инструмент регулирования
экономики и социальной сферы. Важным
определяющим фактором долгосрочного
развития экономики являются сбережения
индивидуумов, обеспечивающих фонды
для инвестиций в новые производства
[10]. Поэтому вопрос о воздействии
налоговой системы на сбережения
и инвестиционные решения является
важным для экономической политики
правительства.
Заключение
Налог
на доходы физических лиц занимает
центральное место в системе
налогов, взимаемых с физических
лиц. На его долю приходится около 90%
всех налогов с граждан. Значимость
налога на доходы физических лиц в
экономической политике обуславливается
тем, что он затрагивает интересы
более 80 млн. человек - почти всего
трудоспособного населения
Как и
любой другой налог, он является одним
из экономических рычагов
Всякая
развитая экономика государства
должна содержать гибкую систему
налогообложения, т.е. систему скидок,
вычетов, компенсации. Это необходимо
для того, чтобы налоговая система
наилучшим и эффективным
Налоговая система РФ в настоящее время находится на пути своего становления, и поэтому я бы сказала, что не стоит ее сильно критиковать.
Итак, применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так к примеру при значительном росте налогового вычета (с 400 руб. в месяц до величины прожиточного минимума) отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращение поступлений в бюджет. Глава 23 о НДФЛ не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает некоторую нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов, способствуя теневой экономике. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека. В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.
Информация о работе Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)