Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 21:17, реферат
Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего
содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от
обстоятельств и уровня развития общества.
Это стремление имеет под собой
объективную основу. Чем меньше сумма
налогов, тем больше остающийся в
собственном распоряжении объем
финансовых средств; чем позже налоги
уплачены в казну, тем дольше деньги
находятся в обороте и приносят доход.
Следовательно, снижение абсолютной величины
налоговой нагрузки оказывает прямое
влияние на увеличение чистой прибыли
и финансовых ресурсов налогоплательщика.
В истории налогообложения
Выбор налогоплательщиком того или иного
пути определяет модель его поведения
и конкретные методы, направленные на
уменьшение налогового бремени, возложенного
на него государством.
Все варианты уклонения от уплаты налогов,
под которым понимается незаконное
умышленное неисполнение или уменьшение
налоговых обязанностей, противоречат
действующим нормам налогового, уголовного
и административного права. Такие явления
рассматриваются не только как противоправные,
антиконституционные, но и как нарушающие
интересы сограждан, материальное обеспечение
которых должно полностью или частично
осуществляться обществом и государством.
Среди наиболее существенных негативных
последствий уклонения от уплаты налогов
выделяют:
1. Недополучение
казной налоговых сборов
2. Происходит
искажение ценовых соотношений,
3. Нарушается
принцип социальной
Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.
Основными факторами, определяющими
активность хозяйствующих субъектов
по снижению налоговой нагрузки и
влияющими на выбор ими законных
или противозаконных способов этой
деятельности, являются:
1. Степень политической и экономической стабильности в стране.
2. Соотношение
фискальной и стимулирующей
3. Общая величина
налогового бремени,
4. Уровень налогового законодательства, а именно:
- степень его устойчивости и предсказуемости;
- соответствие нормам всех других отраслей права;
- четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.
5. Мера ответственности
налогоплательщика за
6. Состояние
правовой культуры
7. Степень криминогенности обстановки в стране.
8. Наличие открытости
и ясности для плательщиков
налогов направлений
9. Уровень профессиональной
подготовки специалистов (как хозяйствующих
субъектов, так и
На современном этапе развития
страны создаются новые условия
существования и
Во-первых, укрепляется законодательная
база: действуют Гражданский кодекс
РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормы бухгалтерского
учета и отчетности приводятся в
соответствие с международными стандартами.
Но наиболее существенную роль играет
НК РФ, который представляет собой фундамент
российского налогового права и свидетельствует
о переходе налоговой системы на качественно
новый правовой уровень.
Во-вторых, укреплению законности в сфере
налогообложения способствует усиление
контроля со стороны государства за уплатой
налогов и ужесточение мер, применяемых
к предприятиям-неплательщикам и экономическим
преступникам.
В-третьих, происходит процесс укрупнения
предприятий путем реорганизации, слияния,
поглощения мелких более крупными, усложнения
их производственной структуры, создания
многопрофильных объединений, холдингов.
И наконец, хозяйствующие субъекты
все больше начинают заботиться о
своем имидже и деловой репутации.
Это связано с выходом России на мировой
рынок, что обязывает подчиняться общепринятым
в мире правилам ведения бизнеса, и со
стремлением все большего числа предприятий
работать на перспективу, а не на сиюминутный
интерес.
Создаются предпосылки к переходу от
"дикого капитализма" к цивилизованным
формам экономической деятельности предприятий,
от уклонения от налогов, неуплаты и избежание
их - к сознательному, целенаправленному
налоговому планированию.
Сущность налогового планирования
в общепринятом смысле заключается
в признании за каждым налогоплательщиком
права использовать все допустимые законом
средства, приемы и способы для максимального
сокращения своих налоговых обязательств.
Налоговое планирование подразумевает
целую систему комплексных мер,
объединяющих все направления деятельности
предприятия. Налоговое планирование
способствует достижению целей деятельности
фирмы, основной из которых является согласно
определению коммерческой организации
в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли.
Наиболее действенным способом увеличения
прибыльности выступает не механическое
сокращение налогов, а построение эффективной
системы управления предприятием. Иными
словами, речь идет не о тактике сокращения
налогов, а о стратегии оптимального управления
предприятием.
Основополагающий принцип - неукоснительное
и строгое соблюдение требований
действующего законодательства при
исчислении и уплате налогов, или
принцип законности. Налоговое планирование
исключает применение каких-либо форм
уклонения от налогов. Принцип законности
- это тот определяющий фактор, позволяющий
абстрагировать понятие "налоговое
планирование" от понятий "избежание
налогов", "уход от налогов", "уклонение
от налогов" и прочих незаконных методов.
Игнорирование принципа законности может
дорого обойтись предприятию. С введением
в действие части первой НК РФ ответственность
за налоговые правонарушения стала самостоятельным
и полноценным видом юридической ответственности.
Кроме налоговой ответственности, определяемой
НК РФ, субъектом которой являются только
непосредственно сам налогоплательщик,
за нарушения законодательства о налогах
и сборах предусмотрены также административная
и уголовная ответственность должностных
лиц.
Второй принцип налогового планирования
- принцип оперативности. Разработанная
предприятием налоговая политика должна
своевременно корректироваться с учетом
всех изменений в действующем законодательстве,
и прежде всего в системе налогообложения.
Причем уточняться должны не только основные
направления налоговой политики, но и
виды хозяйственных операций, а в отдельных
случаях и направления хозяйственной
деятельности фирмы.
Без контроля над процессом законотворчества
в стране и отражения его результатов
в стратегических и текущих планах
предприятие вряд ли сможет управлять
собственными финансами. В связи с этим
хозяйствующему субъекту необходимо учитывать
такой фактор, как налоговые риски. Налоговые
риски могут быть связаны с изменениями
в налоговой политике страны, появлением
новых форм обложения, увеличением или
снижением ставок, введением новых налогов
и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.
Принцип оперативности предполагает
учет не только изменений внешней
среды, но и представлений предприятия
о своих внутренних приоритетах,
ценностях и возможностях. Если такие
изменения не будут учитываться, запланированный
и полученный результат может оказаться
никому не нужным.
Третий важный принцип налогового
планирования - принцип оптимальности.
Он состоит в том, что применение
механизмов, уменьшающих размер налоговых
обязательств, не должен причинять ущерб
стратегическим целям предприятия, интересам
его собственников. Налоговое планирование
- не самоцель, а лишь средство для решения
поставленных задач: поддержание оптимального
соотношения, разумного равновесия между
величиной налоговых платежей и величиной
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
для осуществления его финансовой, инвестиционной
политики, расширения текущей деятельности.
Этот принцип предполагает также
установление предприятием целесообразности
внедрения того или иного нового
метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости
дополнительных работ, а также возможных
последствий его применения. Важно изначально
убедиться в том, что конечный результат
будет положительным, что все трудовые,
материальные, а иногда и моральные затраты,
связанные с использованием этого метода,
не перекроют планируемый эффект.
Налоговое планирование как система
только тогда имеет место, когда
соблюдаются все три
Налоговое планирование, как и планирование
вообще в микроэкономике, имеет свои
ограничения. К ним относятся:
1. Неопределенность
внешней среды, обусловленная
продолжающимися изменениями
2. Величина издержек, затрачиваемых на организацию, внедрение и осуществление системы планирования.
Дополнительные затраты, связанные с проведением исследований, организацией соответствующего подразделения, привлечением высококвалифицированного (а значит, и высокооплачиваемого) дополнительного персонала, ограничиваются правилом исчисления издержек налогового планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект.
3. Масштабы деятельности фирмы.
Преимущества
принадлежат крупным фирмам и
предпринимательским
- необходимым потенциалом для предвидения своего будущего;
- более высокими финансовыми возможностями;
- высококвалифицированным
персоналом и в состоянии
Кроме того, интегрированные корпоративные группы со сложной структурой и различными направлениями деятельности значительно в большей степени нуждаются во внедрении методов налогового планирования, нежели автономные, средние и мелкие организации.
4. Принципы и
условия налогообложения
Особенно это касается налогового
планирования в группе взаимозависимых
лиц, к хозяйственной деятельности
которых с точки зрения налогообложения
предъявляются дополнительные требования
и уделяется повышенное внимание
со стороны контрольных органов.
Заключение
В заключении отметим, что налоговое планирование широко применяется в российской и международной практике уже довольно продолжительное время, в течение которого оно видоизменялось от примитивных и противозаконных способов ухода от уплаты налогов до, собственно, налогового планирования, которое нередко полностью соответствует законодательству и является результатом разумного компромисса интересов бизнеса и государства.
Налоговое планирование
— это не только эффективный инструмент
экономии на налоговых расходах, требующий
очень осторожного обращения, но и объективно
необходимый для каждого налогоплательщика
(и юридических, и физических лиц) процесс,
игнорирование которого неизбежно приводит
к крупным убыткам.
Информация о работе Сущность,методы и принципы налогового планирования