1.3. Элементы налогового планирования.
К элементам налогового
планирования относятся:
- стратегия оптимального управления предприятием и план ее реализации. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, при которой оптимальной является вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;
- учетная политика, т.е. выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки данных;
- должное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для налоговых целей. Для того чтобы предприятию было выгодно сделать информацию бухгалтерского учета прозрачной, т.е. понятной как в отношении принятия инвестиционных решений, так и при расчете налогов, необходимо создать соответствующие условия;
- схемы налогового планирования, которые логично и естественно вписываются в бизнес клиента и служат обоснованием законного снижения налогов. Если схема будет выглядеть неубедительно, контролирующие всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему либо доставить неприятности постоянными проверками;
- налоговый календарь, необходимый для контроля за правильностью исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;
- четкое исчисление обязательств (налоговых и прочих), недопущение дебиторской задолженности по договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 3-х месяцев.
1.4. Принципы налогового планирования.
Исходя из необходимости
сочетания целесообразности и недопустимости
неправомерности основные принципы
налогового планирования могут быть определены следующим образом:
- Налоговое планирование не должно нарушать закон.
- Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.
- Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:
- сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;
- простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;
- механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.
- Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени.
- Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.
- Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.
- Принцип конфиденциальности.
- Необходимо уделять внимание документальному оформлению.
1.5. Этапы налогового планирования
Процесс налогового планирования
состоит из нескольких взаимосвязанных
между собой этапов, которые не
следует рассматривать как четкую
и однозначную последовательность действий,
обязательно гарантирующих снижение налоговых
обязательств. Это связано с тем, что в
налоговом планировании сочетаются элементы
науки и искусства аналитика.
Процесс
налогового планирования:
- Формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения.
- Решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений.
- Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
- Формирование налогового поля, определение всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов.
- Анализ всех возможных форм сделок и образование договорного поля, составление журнала типовых хозяйственных операций.
- Анализ различных хозяйственных ситуаций с учетом возможных налоговых рисков, решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.
- Налоговый менеджмент, включая использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.
Первый этап — появление идеи об организации бизнеса,
формулирование цели и задач, а также решение
вопроса о возможном использовании предоставляемых
законодателем налоговых льгот (например
для малых предприятий, осуществляющих
деятельность в сфере материального производства).
Второй этап — выбор наиболее выгодного в отношении
налогов места расположения производств
и конторских помещений предприятия, его
филиалов, дочерних компаний и руководящих
органов.
Третий этап — выбор организационно-правовой формы
юридического лица и определение ее соотношения
с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся
к текущему налоговому планированию,
которое должно органично входить
во всю систему управления хозяйствующего
субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого
налогового поля предприятия. Составляется
характеризующая налоговое поле налоговая
таблица, в которой каждый налог описывается
с помощью определенных показателей (параметров).
Далее проводится анализ налоговых льгот.
В заключение этапа составляется детальный
план использования льгот по выбранным
налогам.
Пятый этап — образование (с учетом уже сформированного
налогового поля) системы договорных отношений
предприятия и составление журнала хозяйственных
операций, который служит основой ведения
бухгалтерского и налогового учета.
Шестой этап начинается с анализа различных налоговых
ситуаций, сопоставления полученных финансовых
показателей с возможными потерями, обусловленными
штрафными и иными санкциями. Далее с учетом
получения максимальных финансовых результатов
осуществляется наиболее рациональное
с налоговой точки зрения размещение активов
и прибыли предприятия.
Седьмой этап непосредственно связан с управлением
налогами на предприятиях и в организациях.
Налоговый менеджмент включает организацию
надежного налогового учета и контроль
за правильностью расчетов налогов. Основным
способом уменьшения риска ошибок может
быть использование технологии внутреннего
контроля налоговых расчетов.
Заключение.
В данной работе я рассмотрела
важность налогового планирования, в
том случае, если предприятие или
организация хотят уменьшить расходы по выплате
налогов.
Так же я немного осветила
вопрос об уклонении от уплаты налогов
и последствий данных действий, указанных
в Уголовной кодексе Российской
Федерации.
В связи с эти можно
сделать вывод, что предприятие
или организация заинтересованы в привлечении
к деятельности по налоговому планированию,
сторонних лиц или создании данной должности
в штате предприятии или организации.
Список литературы.
- Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. - СПб.: Питер, 2004.
- Журнал «Планово-экономический отдел» № 11 (17), ноябрь 2004 г.
- Налогового кодекса Российской Федерации
- Налоговая оптимизация (под редакцией А. В. Брызгалина) М.: 2007
- Тихонов Д.Н., Липник Л.Г.. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: 2004.
- Уголовном кодексе Российской Федерации
- www.elitarium.ru