Сущность, этапы и принципы налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Этапы налогообложения в России………………………………………………...5
2.Сущность налогообложения………………………………………………………7
2.2. Понятие налога…………………………………………………………………7
2.3. Функции налогов………………………………………………………………11
2.4. Классификации налогов…………………………………………………….....12
3.Система налогов Российской Федерации……………………………………..…14
4. Принципы налогообложения…………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………………….19
Приложение 1………………………………………………………………………...20
Приложение 2………………………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

контрольная по налогам.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» приведены пять принципов налогообложения: 1) хозяйственная независимость и свобода; 2) справедливость; 3) определенность; 4) удобство; 5) экономия.

В настоящее  время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип справедливости. При всей важности каждого из экономических принципов главным из них является именно этот принцип, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость – категория прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является “чужеродным” элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.

В настоящее  время в мировой налоговой  теории имеются две основные точки  зрения на справедливость налогов; остальные  мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок при этом должен быть минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале – их не должно быть совсем.

В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых  ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

В соответствии с этими двумя позициями принцип  справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, не зависящей от величины облагаемого дохода.

Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:

принципа  вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;

принцип горизонтальной справедливостисубъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Реализация  этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Та и  другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументированно, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов – явление широко распространенное: как в прямой форме – в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой – преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера5, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70 - 80-е годы ХХ в.

Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А.Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, со-

гласно  которому расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права.

Организационные принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

Принципы  построения налоговой системы в  своей совокупности должны создавать  условия для эффективного выполнения налоговыми системами своих функций.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В ходе проведенной работы, я пришла к  выводу, что среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий не зависимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2 ч. – М.: Кодекс, 2001
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации в схемах – М.: КОНСЭСКО – Пресс, 2001.
  3. Грунина Д.К., Ивченов Л.С. Основы деятельности налоговых органов. – М., Финансовая академия при правительстве РФ, 2000
  4. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебник и учебные пособия». – Ростов на Дону: Феникс, 2000
  5. Евстигнеева Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. Пособие. – М.: Инфра-М,2000
  6. Каширина М.В., Каширина В.А. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учеб.    Пособие. – М.: БЕК,2001
  7. Киперман Г.Я., Белялов А.З. Налогообложение предприятий и граждан Российской Федерации, М.: 2002
  8. Осетрова Н.И. Налоговое право// Налоговый вестник. – 2001. №4,8.
  9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. – М.: МЦФЭР, 2001
  10. Пушкарев В.М. Госбюджет. Налоги. – Орехово-Зуево, 2000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

                

         
 

       

         

         

         
 

         

         

         

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

       

           

       

       

       

         

       

       

         

       

Информация о работе Сущность, этапы и принципы налогообложения в России