Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
- раскрыть сущность налогов, ;
- рассмотреть основные виды налогов;
- проанализировать современное состояние экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…………4 - 5
1. Сущность налогов……………………………………………………………....6 - 8
2. Виды налогов…………………………………………………………………..8 - 11
3. Разрывы в «Кейнсианском кресте»
4. Понятие налоговой системы……………………………………………………...12
5. Особенности налоговой системы Российской Федерации………………...13 - 15
6. Основные налоги, взимаемые в России…………………………………….15 - 17
7. Налоговая система: проблемы и перспективы
7.1 Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП(МУП)….17 - 19
7.2 Уклонение от налогов и национальный выбор налогоплательщика…….20 - 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23 - 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

2 семестр экономика.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

Кафедра  «Национальная  экономика»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

 

 

По дисциплине Экономическая теория

 

 

На тему «Сущность и виды налогов. Налоговая система в России»

 

 

Тема № 20

 

 

 

Студентка 1 курса  гр. ЭПБп – 10КФ

 

 

Федосеева Надежда  Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011 год

 

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО 

Уральский государственный  экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 

                     1 курс,                         группа ЭПБп – 10КФ

Студентка: Федосеева  Надежда Валерьевна

Специализация: Экономико-правовая безопастность организации

Письменная  работа по дисциплине: Экономическая теория

на тему: «Сущность и виды налогов. Налоговая система в России»

                                                                                                     , Тема №20

 

Оценка работы

СОДЕРЖАНИЕ  РЕЦЕНЗИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«      »                              2011 год.


 

 

CОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…………4 - 5

  1. Сущность налогов……………………………………………………………....6 - 8
  2. Виды налогов…………………………………………………………………..8 - 11
  3. Разрывы в «Кейнсианском кресте»
  4. Понятие налоговой системы……………………………………………………...12
  5. Особенности налоговой системы Российской Федерации………………...13 - 15
  6. Основные налоги, взимаемые в России…………………………………….15 - 17
  7. Налоговая система: проблемы и перспективы
    1. Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП(МУП)………………………………………………………..17 - 19
    2. Уклонение от налогов и национальный выбор налогоплательщика…….20 - 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23 - 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание  налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений  федерального правительства, многочисленными  инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных  налогов.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность налогов, ;
  • рассмотреть основные виды налогов;
  • проанализировать современное состояние экономики России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.

  1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

 

  Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности  производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности  населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

     В широком смысле  под налогом понимается взимаемый  на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

     В  современной литературе о налогах  приводится большое количество  раз-личного рода определений  налогов. При этом во всех  определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления1.

     Налоги  являются теми платежами, которые  осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются  в денежной форме). Разумеется, в  современных условиях большинство  налоговых выплат осуществляется в  денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором2.

Налоги –  один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения  платежеспособности различных уровней  государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом  смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости  – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении3.

 

  1. ВИДЫ НАЛОГОВ

Налоги бывают двух видов:

  1. Налоги на доходы и имущество

– подоходный налог  с физических лиц;

– налог на прибыль  предприятий (корпораций, фирм);

– социальные налоги;

– поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

– налоги на перевод  прибыли и капитала за рубеж и  др. 

Они взимаются  с конкретного физического или  юридического лица, их называют прямыми налогами. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

  1. Налоги на товары и услуги

– налог с  продаж, который в большинстве  развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость (НДС);

– акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или  услуги);

– таможенные пошлины;

– налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и др.

Они частично или  полностью переносятся на цену товара или услуги – косвенные налоги. Плательщиком этих налогов становится, в конечном счете, потребитель (покупатель) этих товаров.

 

Классификация по целям использования:

  • Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов.
  • Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Классификация по объектам налогообложения:

По объекту  налогообложения, существующие налоговые  платежи и сборы можно разделить  на:

  • налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
  • налоги с имущества (предприятий и граждан);
  • налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

Основные  налоги:

1) Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков – физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Нормой налогообложения является налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. В России минимальная ставка подоходного налога составляет 12%, максимальная – 45%.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России