Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:03, реферат
Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости реформирования единого социального налога с целью обеспечения социальной защиты граждан необходимы финансовыми ресурсами.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- выявить значение и функции социального налогообложения как основного источника финансирования государственной социальной защиты населения;
- проанализировать роль и элементы единого социального налога (ЕСН) в налоговой системе Российской Федерации;
- охарактеризовать основные проблемы эффективности функционирования единого социального налога;
- рассмотреть действующий на данный момент порядок уплаты страховых взносов вместо ЕСН, раскрыть основные перспективы и проблемы введения страховых взносов в налоговой системе РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОЦИАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
2 СУЩНОСТЬ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ 6
3 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАМЕНЫ ЕСН СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Новый порядок уплаты страховых взносов может стимулировать еще большую дифференциацию в заработной плате по отдельным отраслям промышленности. При таких условиях становится более выгодным повышать заработную плату высокооплачиваемым работникам, превышающую порог годового дохода в 415 тыс. руб. (т.к. с нее не взимаются страховые взносы), чем работникам со средним заработком, за которых необходимо уплачивать 34% страховых взносов с каждого добавленного рубля. Особенно это коснется отраслей со средним и ниже среднего уровнем заработной платы (сельское хозяйство, текстильная промышленность, образование, здравоохранение, малый бизнес) [7].
Экономисты полагают, что введение страховых взносов вместо ЕСН существенно увеличит совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, использующих специальные налоговые режимы, в частности на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Для плательщиков же, применяющих общий режим налогообложения, увеличение финансовой нагрузки произойдет в 1,3 раза, а для плательщиков, применяющих ЕСХН, — в 1,4 раза (в 2011–2012 гг.) и 1,9 раза (в 2013–2014 гг.) соответственно. Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации [5].
К осложняющим последствиям
нужно отнести то, что появляются
дополнительные контролирующие органы,
которые будут проводить
Эксперты предлагают следующие меры смягчения воздействия страховых взносов на субъекты предпринимательства. Во-первых, следует распространить на плательщиков УСН и ЕНВД льготные размеры страховых взносов на переходный период 2011–2014 годов: 20,2% на 2011 и 2012 годы, 27,1% на 2013 и 2014 годы (по аналогии с плательщиками ЕСХН). В таком случае выпадение доходов из бюджетной системы не последует. Зато увеличение нагрузки на малый бизнес окажется хоть и ощутимым, но постепенным, и у малого бизнеса будет время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Во-вторых, необходимо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам. Предлагается установить налоговые ставки по УСН в размере 5% для объекта «доходы» и 13% для объекта «доходы минус расходы», по ЕНВД — 13%. Можно предпринять и другие компенсирующие меры: например, рассмотреть вопрос о введении так называемой «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль с организации, «налоговых каникул» для малых инновационных предприятий, снижение НДС и др. [10].
Для действовавшего с 2001 г. по 2009 г. механизма исчисления и уплаты ЕСН была характерна его несогласованность с ключевыми элементами механизма исчисления налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, некоторых из специальных налоговых режимов, что негативно сказывалось на реализации фискальной и регулирующей функции указанных налогов, на предпринимательской активности. Пороговая величина регрессивной шкалы ставок налога не учитывала отраслевую принадлежность налогоплательщиков и дифференцированную долю фонда оплаты труда в производственных затратах. Указанные проблемы являлись питательной средой для активизации деятельности налогоплательщиков по искусственному занижению размера оплаты труда с целью снижения своих налоговых обязательств. Несовершенство сложившегося в России порядка налогового администрирования ЕСН приводило к несвоевременному зачислению средств в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Кроме того, был неурегулирован механизм обмена информацией между налоговыми органами, органами федерального казначейства и внебюджетными фондами.
Замена единого социального налога страховыми взносами с одновременным увеличением размера страховых выплат до 34 процентов от объема фонда оплаты труда существенно увеличивают фискальную нагрузку на работодателей. В этой ситуации особо пострадают хозяйствующие субъекты инновационного сектора экономики, у которых в структуре себестоимости велика доля расходов на оплату труда квалифицированной рабочей силы, может возобновиться практика использования непрозрачных механизмов при выплате заработной платы. В связи с этим для хозяйствующих субъектов необходимо предусмотреть меры компенсационного характера, уменьшающие налоговую нагрузку по другим налогам и сборам.
Информация о работе Сущность и перспективы единого социального налога (ЕСН)