Сущность и функции налогов, их роль в современных условиях

Автор: Л Л, 14 Ноября 2010 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…

Содержание

Введение. 2

1. Сущность налогов. 3

2. Виды налогов. 7

3. Основные функции налогов. 12

3.1. Фискальная функция 12

3.2. Распределительная функция 13

3.3. Регулирующая функция 14

3.4. Контрольная функция 18

3.5. Поощрительная функция 19

4. Анализ основных видов налогов 21

5. Роль налогов в рыночной экономике. 29

Заключение. 41

Список литературы: 43

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.75 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 2

1. Сущность налогов. 3

2. Виды налогов. 7

3. Основные функции налогов. 12

3.1. Фискальная функция 12

3.2. Распределительная функция 13

3.3. Регулирующая функция 14

3.4. Контрольная функция 18

3.5. Поощрительная функция 19

4. Анализ основных видов налогов 21

5. Роль налогов в рыночной экономике. 29

Заключение. 41

Список  литературы: 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

     На  протяжении всей  истории  человечества  складывалась  система  налогообложения. Если сначала налоги взимались в  виде различных натуральных податей  и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с  покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

     Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого  и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

     Ни  одно  государство  не  может  существовать  без  налогов.  За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных  в виде налогов средств государство  строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные  предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть средств  идет на  социальные пособия пожилым  и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д.… 

     Хотя  налоги чаще вызывают возмущение, чем  одобрение общества, без них ни  одно  государство существовать не сможет.

     Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в  России, в стране с не развитой, но пытающейся выйти из кризиса экономикой.

 

  1. Сущность  налогов.
 

     Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.

     Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные  денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц  на основе специального налогового законодательства. 

     Конституцией  РФ и Законом «Об основах налоговой  системы в РФ» определены и  закреплены основные принципы налогов:

     • власть вправе устанавливать налоги

     • всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

     • однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

     • очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

     • определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

     Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный  принцип: как бы велики ни были потребности  государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной  деятельности. Следующий важный  принцип – определённость: порядок  налогообложения устанавливается  заранее, размеры налога и сроки  его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

     Первый  принцип заключается в том, что  физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто  получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг  должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами,  оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

     Но  всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

     Второй  принцип предполагает зависимость  налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

     Рациональность  данного принципа заключается в  том, что существует, естественно, разница  между налогом, который взимается  из расходов на потребление предметов  роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000тыс. руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

     Данный  принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается  в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая  политика правительства строится в  соответствии с социально-экономической  сущностью государства, в зависимости  от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности  правительства в доходах.

     Современные налоговые системы используют оба  принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

     Налоговая система базируется на соответствующем  законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

     - субъекты налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

     - носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

     - объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)

     - ставка налога – размер  налога, устанавливаемый  на  единицу  обложения. Определяется  либо  в  твёрдой  сумме, либо  в  проценте.

     Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки.

     1. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, независимо от размеров  дохода (например, на тонну нефти  или газа).

     2. Пропорциональные - налог, взимаемый по единой ставке при любом размере дохода. Величина налога пропорциональна сумме дохода.

     3. Прогрессивные - средняя ставка  прогрессивного налога повышается  по мере возрастания дохода. При  прогрессивной ставке налогообложения  налогоплательщик выплачивает не  только большую абсолютную сумму  дохода, но и большую его долю.

     4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного  налога понижается по мере  роста дохода. Регрессивный налог  может приносить большую абсолютную  сумму, а может и не приводить  к росту абсолютной величины  налога при увеличении доходов. 

     В общих чертах видно,  что прогрессивные  налоги - это те налоги, бремя которых  наиболее сильно  давит на лиц  с большими  доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

     Налогоплательщик  обязан:

     • своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

     • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;

     • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

     • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

     Налогоплательщик  имеет право:

     • пользоваться льготами по уплате налогов;

     • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

     • обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц. 

      
  1. Виды  налогов.

      Многообразие  налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

      Самым первым и наиболее употребительным  до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление, на два основных вида - прямые и косвенные.

      В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица.

      К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

      Прямые  налоги подразделяются на реальные и  личные.

      Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

Информация о работе Сущность и функции налогов, их роль в современных условиях