Сущность
цели и принципы налоговой
политики .
Налоговая
политика представляет собой комплекс
мер в области налогового регулирования
, направленных на установление рационального
уровня налогового бремени в зависимости
от характера поставленных в данный
момент макроэкономических задач.
Налоговая политика как специфичная
область человеческой деятельности
относится к категории надстройки.
Меж нею и экономическим базисом
общества существует тесная взаимосвязь.
С одной стороны , налоговая
политика порождается экономическими
отношениями ; общество не свободно в выработке
и проведении политики, последняя обусловлена
экономикой. С другой стороны , возникая
и развиваясь на базе экономического базиса,
налоговая политика , как составная часть
денежной политики, владеет определенной
самостоятельностью: у нее специальные
законы и логика развития. В силу этого
она может оказывать обратное влияние
на экономику, состояние денег. Это влияние
может быть различно: в одних вариантах
посредством проведения политических
мероприятий создаются благоприятные
условия для развития экономики, в остальных
- оно тормозится.
Научный подход к выработке
налоговой политике предполагает
её соответствие закономерностям
публичного развития , неизменный
учет выводов денежной теории.
Нарушение этого важнейшего требования
приводит к огромным потерям в народном
хозяйстве.
Вся история нашего страны
подтверждает это. Формирование
налоговой политики и создание
налоговой системы происходит
сразу с развитием параллельных
блоков реформы - переменами в
системе принадлежности , ценообразования,
реформированием банковской сферы, денежно-кредитной
политики и т . п . . Поэтому в хоть какой
конкретный временной просвет каждый
следующий шаг на пути сотворения системы
налогообложения во многом определяется
принятием конкретных решений по иным
фронтам реформы.
На выбор конкретного варианта
решения в области налоговой
политики влияют следующие причины
:
общественная
экономическая ситуация в стране
, характеризующаяся темпами роста
(падения) производства ; уровень инфляции
;
кредитно-денежная
политика страны; соответствие меж
сферой производства, находящейся под
государственным контролем, и приватизированным
сектором.
Разрабатывая налоговую политику,
видимо полезно обратиться к
опыту государств с развитой
рыночной экономикой . В теории и практике
налогового регулирования развитых государств
Запада налоговая политика в послевоенные
годы строилась в согласовании с кейнсианской
концепцией функциональных денег. Согласно
данной концепции величина расходов и
норма налогообложения подчинены потребностям
регулирования совокупного публичного
спроса, который обязан удерживаться на
уровне , обеспечивающем полное внедрение
трудовых ресурсов и капитала при сохранении
стабильности цен ( при этом бюджетное
равновесие приносится в жертву равновесию
экономическому). Начиная же с 80-х годов,
в связи со понижением доли государственного
сектора в экономике развитых государств
и уменьшением экономической роли страны
(сокращением его прямого вмешательства
в экономику в основном через понижение
государственных расходов) налоговая
политика наряду с выполнением регулирующих
функций стала средством обеспечения
без дефицитности бюджета. В условиях
развитой экономики эта мишень достигается
посредством не усиления налогового бремени,
ложащегося на производителей и физических
лиц, а расширения налоговой базы и сокращения
государственных расходов на фоне широкомасштабного
и целенаправленного понижения налогов
.
Переход русской экономики на
рыночные базы предполагает формирование
принципиально другой , ежели это было
в условиях административно - командной
системы, налоговой политики . Это , но
, отнюдь не значит необходимости механического
заимствования её западных моделей , эффективных
лишь в условиях развитого рынка. Теоретическая
база и значимый практический опыт государств
Запада в области построения и использования
налоговых систем обязаны быть переосмыслены
и адаптированы к нашим условиям. Причем
с учетом как сегодняшнего уровня развития
и кризисного состояния экономики, так
и тех задач, которые предстоит решать,
и в большой степени с помощью налоговой
политики.
Следует также иметь в виду
, что установление высокого уровня
налогового изъятия с целью
решения до этого всего фискальных
задач и заполнения бюджета
не может являться основой
налоговой стратегии на сколько-нибудь
продолжительный период. Внедрение принципа
формирования налогов от доходной части
бюджета с целью заслуги его без дефицитности
безизбежно ведет к установлению завышенных
норм налогообложения . При этом игнорируется
объективная зависимость меж величиной
налоговой ставки и ростом поступлений
в бюджет. Совокупный уровень налогообложения
не обязан выходить за допустимые пределы,
по другому он будет носить угнетающий
и запретительный характер . лишний налоговый
пресс провоцирует резкое сокращение
базы налогообложения, поскольку препятствует
созданию новейших предпринимательских
структур и обрекает на массовые банкротства
уже имеющиеся. В итоге длится спад производства,
а означает, резко сокращаются поступления
в бюджет , что ставит под колебание осуществимость
антиинфляционной стратегии: другого
выхода , не считая дополнительной эмиссии
средств, в этих условиях не предвидится.
Таковым образом, лучший уровень налогового
изъятия предполагает такое совокупное
бремя на юридических и физических лиц,
при котором налоги не оказывают угнетающего
действия на предпринимательскую и инвестиционную
деятельность, а также на жизненный уровень
населения, сразу обеспечивая в нужном
объеме поступления в бюджет.
Бюджетные ограничения обязаны
быть, с одной стороны довольно
твердыми и универсальными, чтоб
не допустить поддержки (посредством излишней
дифференциации) неконкурентоспособных
компаний и отраслей, закрепляющей существующую
нерациональную структуру производства.
С другой стороны, нужно употреблять налоговые
способы в качестве рычага, влияющего
на экономическое поведение хозяйственных
субъектов и стимулирующего их производственную
и инвестиционную деятельность.
В базе формирования налоговой
политике лежат таковым образом
, две взаимно увязанные методологические
посылки : внедрение налоговых
платежей для формирования доходной части
бюджетов разных уровней и решение фискальных
задач страны; внедрение налогового инструмента
в качестве косвенного способа регулирования
экономической деятельности .
И если до недавнего времени
числилось, что высокий уровень налогов
и степень прогрессивности налоговых
шкал соответствуют, как правило, высоким
уровням развития экономики и социальной
защищенности населения, то сейчас общей
тенденцией в области налогообложения
в странах Запада является понижение фактического
налогового бремени на прибыль компании
и доходы физических лиц .
Когда повышаются налоги, незапятнанные
доходы людей снижаются . Каждый
в отдельности обязан работать
больше , чтоб получить прежний
уровень доходов, который он
имел бы до повышения налогов
. традиционно люди начинают находить
дополнительное место работы заместо
того , чтоб повышать продуктивность на
собственном основном рабочем месте .
Это в свою очередь способно привести
к понижению производительности труда
, дополнительным увольнениям , росту безработицы
. Даже , если время от времени складывается
впечатление , что работник трудится с
большей отдачей , стараясь сохранить
прежний уровень доходов после выплаты
налогов , производительность труда его
в реальности снижается ,тормозя экономический
рост страны в целом