Становление налоговой системы РФ и Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – сравнить характеристики налоговых систем России и Италии
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России и Италии;
2. Охарактеризовать основные принципы построения налоговых систем;
3. Сравнить налоговые системы России и Италии;
4. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5. оценить перспективы развития налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Таким образом, подводя  итог работе, отметим, что: налоговые поступления в Италии составляют более 80% дохода государственного бюджета. Налоговая система  характеризуется четкой структурой, унифицированными правилами обложения и изъятия средств в госбюджет и преимуществом прямых налогов над косвенными налогами. Прямыми налогами в системе налогообложения являются налоги на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, налог с наследства, дарения и другие. Косвенными налогами облагаются различные виды операций. К ним относятся НДС, регистрационный и гербовый налоги, налог на прирост стоимости недвижимости, акцизы, налог с лото и лотерей, таможенные пошлины и сборы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Италии

Параметры сравнения

Н/С России

Н/С Италии

1.История

Со времен Екатерины II до советской модели. Была окончательно сформирована с созданием единой централизованной системы налоговых органов в 1991-1992гг. и учреждением Государственной налоговой службы Российской Федерации в соответствии с законом РФ от 21 марта 1991г. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации"

Одна из самых молодых  н/с в Европе. По настоящему она  стала создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза. Налоговая служба была реорганизована в 1992г., создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов.

2.уровни системы

Государственный, региональный и местный

Государственный, региональный и местный

3. основные прямые  налоги

Налог на прибыль, налог  на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических  лиц (налог на прибыль)

4.налогообложение физ.лиц

13% взимается с годового  дохода, полученного от источников в РФ или за пределами РФ, уменьшенного на сумму налоговых вычетов, предусмотренных НК РФ. 35% для след. доходов: стоимость выигрышей и призов, в части превышения размеров, указанных в НК РФ; страховые выплаты по договорам добровольного страхования, в части превышения размеров, указанных в НК РФ; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ; суммы экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, в части превышения размеров, указанных в НК РФ. 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов; в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием. Если сумма вычетов окажется больше суммы доходов, то нал.база принимается равной нулю

Минимальный налог (13%) взимается  с суммы индивидуального годового дохода более 2 млн. песет; максимальный (56%) - с доходов, превышающих 10 млн. песет в год. С фиксированной заработной платы, получаемой по месту работы, н. взимаются автоматически на предприятии.  Со всех остальных видов дохода (частная практика, поступления от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок) платят непосредственно в налоговое управление Министерства финансов.  Если н/п занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования. Если взял в банке кредит на приобретение жилья, гос-во выплачивает ему определенную сумму, вычитаемую из суммы дохода. Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммы постоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным, государство возмещает эту сумму.

а) форма отчетности

Налоговая декларация

Налоговая декларация

б) вычеты

Стандартные вычеты: на детей, инвалидам, военным и т.д. Имущественные вычеты: в суммах от продажи жилых домов, квартир, иного имущества н/п; в суммах, израсходованных новое строительство либо приобретение дома, квартиры. Социальные вычетом: на обучение, лечение, в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели. Профессиональные вычеты.

Различные социальные пособия  и выплаты, положенные, например, на детей, на уход за престарелыми и инвалидами

в) сроки предоставления декларации

30 апреля.  Если последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый, следующий за ней рабочий день

20 июня

г) санкции за не предоставление декларации

Штрафы

Просрочка карается штрафными  санкциями - определенный процент за каждый день

д) порядок оплаты

Авансовые платежи по 1/3 годовой суммы налога

Можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60 % и 40 % в течение 6 месяцев с момента подачи декларации

5. налог на прибыль

Ставка 24%

Ставка 35%

6. налогообложение ИП

В РФ преимущество способа налогообложения малых предприятий оценили сравнительно недавно - в июле 1999 г. Введение единого налога на вмененный доход позволяет государству практически полностью собирать налоги и значительно упростить налоговую документацию.

С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (площадь помещения, количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.

7. НДС

Уплачивают организации, ИП, лица, в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Объект н/о: реализация товаров, работ, услуг; передача товаров, выполнение работ, услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров через таможенную границу. Ставки: 0%, 10%, 18%.

В соответствии с требованиями ЕС  введен налог на добавленную стоимость (испанская аббревиатура -IVА). Существует три вида налога: льготный - 3% (электроэнергия, транспорт медикаменты), средний - 6% и максимальный - 16%. Его выплачивают все без исключения граждане Испании и проживающие на ее территории иностранцы и туристы, поскольку налог входит в стоимость всех промышленных и продовольственных товаров, различных видов услуг, транспортных билетов.

8. региональные налоги

Транспортный налог, налог  на игорный бизнес, налог на имущество  организаций.

"Налог на капитал" - наследство и собственность  (независимо от местонахождения имущества - в Испании или за рубежом)

9. местные налоги

Земельный налог

Налоги на автотранспортные средства, а также на строительные и инженерные работы.

10. меры по повышению собираемости налогов

В России уже осознали важность влияния на сознание налогоплательщиков, однако кампании, "рекламирующие" выгоды, к которым приводит своевременная уплата налогов, организуются в средствах массовой информации лишь один раз в году за два месяца до последнего срока подачи налоговой декларации. Контроль осуществляется налоговой инспекцией. Используются два основных метода проверки правильности уплаты налогов: общий контроль (на основе компьютерной обработки данных) и перекрестный (сопоставлением различных данных инспекциями на местах). Заполняемые декларации, хранятся не менее четырех лет, в течение которых налоговый инспектор вправе потребовать ее у любого гражданина в любой момент для проверки

Во-первых, проводилась  постоянная разъяснительная работа, цель которой - убедить население в необходимости выплаты итогов и демонстрация выгодности уплаты налогов, значительная чисть которых идет на нужды образования. В сознание граждан постепенно внедряется мысль, что налоги являются важным условием финансово-экономической стабильности в стране в целом и способствуют развитию экономики. Во-вторых, в Испании введено обязательное предоставление налоговых деклараций, фиксирующих все доходы, получаемые гражданами. В-третьих, установлен жесткий контроль за сбором налогов, осуществляемый инспекционной службой, организационно входящей в Государственное налоговое агентство. Все предприниматели, в первую очередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков, обязаны вести строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовых аппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Основные подходы к повышению эффективности налоговой системы.

 

3.1 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

 

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления  налоговой политики) подготовлены в  рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в  налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В трехлетней перспективе 2013-2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

 

3.2 Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде

 

Реализация целей и  задач, предусмотренных "Основными  направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" и "Основными направлениями  налоговой политики на 2012 год и  плановый период 2013 и 2014 годов", проводилась во взаимосвязи с Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основными направлениями  налоговой политики на 2012 год и  плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными  Правительством Российской Федерации  в 2011 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим направлениям.

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Налог на прибыль  организаций.

6. Налогообложение природных  ресурсов.

7. Введение налога  на недвижимость.

8. Налоговое администрирование.

 

3.3 Анализ величины налоговой нагрузки в российской экономике

 

При обсуждении налоговой  политики важным является вопрос о  действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а также  о том, насколько налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными показателями в различных странах, является ли она высокой или низкой.

В ходе анализа налоговой  нагрузки в экономике необходимо иметь в виду по меньшей мере два  обстоятельства, оказывающие влияние  на характер и интерпретацию выводов  из такого анализа.

Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к внешнеторговой конъюнктуре. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.

При этом структурная  составляющая налоговых доходов  обусловлена природой и структурой экономического роста в стране, а  также фундаментальными факторами  налоговых доходов - такими, как изменения налогового законодательства и налоговых ставок. Структурная компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при среднемноголетней внешнеэкономической конъюнктуре.

В свою очередь, конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары.

Поскольку колебания  внешнеторговой конъюнктуры не могут  быть прогнозированы с достаточной  степенью достоверности, планирование бюджетных расходов должно осуществляться исходя из прогноза структурной составляющей налоговых доходов. Одновременно с этим налоговые доходы, имеющие конъюнктурный характер, могут сберегаться с целью сглаживания негативных последствий внешних шоков в периоды неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры.

Таким образом, в условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания  налоговой нагрузки (например, доли налоговых доходов в ВВП) не могут являться характеристикой изменений в налоговой системе, оказывающих влияние на общую величину налоговой нагрузки в стране.

Иными словами, высокий  уровень налоговых доходов бюджетов в периоды благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры сам по себе не является характеристикой высокой налоговой нагрузки, а снижение доходов в период неблагоприятной конъюнктуры не свидетельствует о низком уровне налогов в стране. Однако как налоговая система, так и система бюджетного планирования в этих условиях должны быть сконструированы таким образом, чтобы сберегать "избыточные" доходы в благоприятные периоды с целью финансирования бюджетного дефицита в неблагоприятные периоды.

Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной  системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового продукта) не является характеристикой налоговой нагрузки, на основании сравнения которой с аналогичными показателями в других странах либо в других отраслях можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий из частного сектора, обусловленном различными характеристиками налоговой системы.

Оптимальным способом сопоставления  налоговой нагрузки в различных  экономиках является подход, основанный на анализе того, насколько устройство налоговой системы оказывает влияние на инвестиционные решения либо в экономике в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими словами, при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. При этом анализ влияния уровня налогообложения предприятий на инвестиции и особенно международные сопоставления в этой сфере - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения.

Корпоративные налоговые  режимы весьма сложны и значительно  отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных  видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.

В результате, после учета  всех вышеперечисленных факторов может  оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия им инвестиционных решений при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогоплательщиком налогов в выручке или добавленной стоимости может оказаться существенно ниже, чем у налогоплательщика со значительно более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.

С учетом приведенных  обстоятельств рассмотрение уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным, прежде всего с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.

В Таблице 1 приведены  данные о величине и структуре  доходов расширенного правительства  в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2005 - 2011 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет снизилась с 36,5% ВВП в 2005 году до 35,6% ВВП по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

 

3.4 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов

 

В периоде 2013 - 2015 годов  будет продолжена реализация целей  и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.

Информация о работе Становление налоговой системы РФ и Италии