Сравнительный анализ налогообложения в оффшорных зонах России и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 01:37, реферат

Описание работы

Цель работы: провести сравнительный анализ особенностей налогообложения в оффшорных зонах России и зарубежных стран для выявления преимуществ и недостатков.
Задачи:
охарактеризовать основные понятия и виды оффшорных зон;
определить основные принципы налогообложения в оффшорных зонах;
провести сравнительный анализ условий налогообложения в Российских и зарубежных оффшорах.

Содержание

Введение
Глава 1 Классификация и основные характеристики оффшорных зон
Виды оффшорных зон
Виды оффшорных компаний
1.3. Оффшорные схемы
Преимущества и недостатки оффшорных зон
Глава 2 Принципы налогообложения в оффшорных зонах
2.1. Роль оффшорных зон в налоговой системе
2.1. Роль налогового планирования в оффшорных зонах
Глава 3 Сравнительный анализ условий налогообложения в Российских и зарубежных оффшорах
3.1 Характеристика оффшорных зон в России
3.1.1. Российские льготные регионы: сравнительная характеристика.
3.1.2. Краткий обзор основных льготных районов России.
3.1.3. Особенности российских оффшоров
3.2. Зарубежный опыт
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоги курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

СЭЗ "Алтай".

Свободная экономическая зона "Алтай" была создана в 1991 году. Наряду с  Калмыкией свободная экономическая  зона "Алтай" относится к числу  наиболее перспективных льготных юрисдикций России. Регистрация фирм в СЭЗ "Горный Алтай" происходит на основе закона Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай", принятом в 1997 году. Создание СЭЗ было поддержано на федеральном уровне. Правительственные постановления закрепили льготный статус СЭЗ и полномочия администрации по управлению льготной зоной. Льготные фирмы регистрируются также алтайской краевой администрацией в г. Барнауле. Предприятия СЭЗ освобождены от местной составляющей налогов. Важная особенность этого района заключается в том, что зарегистрированным здесь компаниям предоставляются существенные льготы по НДС. В свободной экономической зоне "Алтай" предоставляются следующие налоговые льготы: - НДС снижен на 25%; - налог на прибыль 13%; - налог на пользователей автодорог 1,25%. При этом компания должна иметь счет в г. Барнауле, на котором находится сумма в размере 50% уставного капитала. Функционирование компании обеспечивается региональными представительствами СЭЗ.

Каждый клиент имеет своего куратора. Сдача квартальной и авансовой  отчетности проводится куратору компании. Администрация СЭЗ оказывает комплекс услуг по "сопровождению" компании. В них входит доставка почты, поступившей в ее юридический адрес, а также ряд методических услуг. Компания в СЭЗ не обязательно должна функционировать в льготной зоне. Как и другие фирмы этого типа, она предназначена для деятельности в других регионах и за рубежом. Компания становится экономически эффективной, если налоги, перечисляемые в местные бюджеты, превышают 1000 долл.

Эколого-экономический  регион "Алтай".

Расскажем еще об одной алтайской льготной экономической зоне, создавшей благоприятные налоговые условия для предпринимательской деятельности. Речь идет об учрежденном в Республике Алтай эколого-экономическом регионе "Алтай" (ЭЭР "Алтай"). Уникальность определяется многими обстоятельствами и прежде всего особым статусом. Это единственный район, имеющий особый международный статус. Статус эколого-экономического района "Алтай" признан ЮНЕСКО. Это свидетельствует об особом положении ЭЭР "Алтай" не только в Российской Федерации, но и на международном уровне. ЭЭР "Алтай" - это не просто свободная экономическая зона или "налоговая гавань". Это уникальный природно-экономический комплекс, на территории которого введена эффективная система налоговых льгот. Центром его является столица Республики Алтай город Горно-Алтайск. Регион создан еще в 1991 году (тогда он имел статус СЭЗ). В 1993-1997 годах развитие региона получило дальнейшую правовую и организационную поддержку. Если льготные зоны России условно разделить на две группы - нерезидентные, т.е. для компаний, действующих в других регионах и резидентные, то ЭЭР "Алтай" свойственны черты каждой из них. Наряду со льготами, направленными на регистрацию компаний различных типов и назначения, в районе осуществляется широкий комплекс мер для привлечения реальных инвестиций. Район не отстает от других регионов по объему предоставляемых налоговых льгот. Как и в некоторых других регионах, здесь можно зарегистрировать фирму, освобожденную от местной составляющей налогов. В ЭЭР "Алтай" представляются льготы и по НДС (в размере 25 % его суммы). ЭЭР "Алтай" отличает от других льготных зон одно важное обстоятельство. В силу своего международного статуса эколого-экономического района федеральные органы обязаны оказывать содействие его экономическому развитию. Поэтому политика республиканских властей по привлечению инвестиций (включая комплекс налоговых льгот) пользуются поддержкой на федеральном уровне. Она выглядит, по крайней мере, обоснованной с социальной и экономической точек зрения. Кроме того, льготы предоставляются исключительно за счет бюджета республики. Это делает положение предприятий, зарегистрированных в регионе, более стабильным и гарантированным. Регион далек от зон войн, зон этнических и религиозных конфликтов. Несколько слов о налоговой системе региона. Здесь уплачиваются только три налога: НДС(15%), налог на прибыль (13%), налог на пользователей автодорог (1,25%). Кроме того сохраняются платежи в федеральные фонды. Если налог на прибыль вашей компании превышает 3,3% валовых продаж, то можно подумать о регистрации малого предприятия с сокращенной формой отчетности. В этом случае налог будет платиться по этой ставке с валовых продаж компании. Об этом в республике принят специальный закон. Для сравнения - в Москве налоговые потери аналогичной компании составляют порядка 10%.

 

 

 

 

3.1.3. Особенности российских оффшоров

В России насчитывается несколько  районов, в которых инвесторам предоставляются  льготы по налогообложению. Предприятия, которые работают в таких зонах по правовому статусу и форме организации схожи с зарубежными оффшорными компаниями. Но между российскими оффшорами и зарубежными аналогами существует одно главное отличие – предприятия не освобождаются от налогов полностью, а лишь от местной составляющей налогообложения.

К преимуществам российских оффшоров можно отнести:

  1. Российская оффшорная фирма по сравнению с зарубежными компаниями имеет положительную репутацию. А это немаловажный фактор для владельцев оффшоров, которые дорожат общественным мнением.
  2. Оффшорное предприятие России, которое пользуется льготами по налогообложению, может воспользоваться соглашениями об исключении двойного налогообложения, а обычный зарубежный оффшор лишен этой возможности.
  3. Деятельность российского оффшора не подпадает под влияние Инструкции Государственной налоговой инспекции № 34, касающееся налогообложения прибыли и дохода иностранных юридических лиц. При этом уровень налогообложения оффшорной компании значительно снижается.
  4. Любой оффшор, зарегистрированный в оффшорной зоне РФ, имеет такие же возможности по ведению хозяйственной деятельности, как и любое предприятие на территории России, чего не скажешь об иноземных оффшорах.
  5. Отечественная оффшорная компания не подвергается такому детальному вниманию со стороны налоговых органов, как любой иностранный оффшор.

Для регистрации оффшоров существует ряд благоприятных зон на территории РФ: Алтай, Бурятия, Калмыкия, Эвенкия, Смоленск, Углич.

С целью обретения большей привлекательности  этими районами для открытия оффшоров, правительство старается обеспечить их стабильность, законность и высокий уровень сервиса и инфраструктуры.

Изучение международного опыта  функционирования оффшорных зон  позволяет выделить применимые и  в России основные преимущества их существования.

1) Решение макроэкономических задач  развития отдельных регионов (в РФ — Восточный регион, Сибирь и районы Крайнего Севера);

2) Возможность эффективного управления  финансовыми ресурсами предпринимателей  различных сфер деятельности.

В России, где показатели развития экономики отдельных регионов крайне неудовлетворительны, создание зон экономического благоприятствования и выработка четкого механизма их функционирования позволят улучшить экономическое и социальное развитие отдельных регионов и Российской Федерации в целом.

Большинство стран облагает налогом  доходы юридических и физических лиц, полученные в этих странах.

В России (как и в США) взимаются  налоги с налогоплательщиков (юридических  лиц) в соответствии с их доходами, полученными в разных странах  на основании гражданства (резидентности). В России, как и во многих странах, компания считается резидентной по месту ее регистрации.

В соответствии с принципом, положенным в основу налогообложения оффшорных  компаний, действующих в России, они являются иностранными юридическими лицами, налогообложение которых  регулируется законами и положениями о налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. При этом законодательно закреплен принцип двойного налогообложения иностранного юридического лица по ставкам, соответствующим видам деятельности, приносящей доход на территории Российской Федерации.10

Однако внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность таких  фирм, позволяет, используя методы налогового планирования, оптимизировать базу налогообложения.

В случае если иностранное юридическое  лицо действует через представителя — резидента страны регистрации, оно не попадает под действие закона о налогообложении иностранных юридических лиц.

Широкие возможности для оптимизации  налогооблагаемой базы появляются при  создании совместного предприятия  с учетом правовых форм для юридических лиц, которым владеют и управляют граждане российской и оффшорной компаний.

Экономические преимущества работы через  оффшорную компанию заключаются  в следующем:

  • возможности открытия рублевого и валютного счетов;
  • беспошлинного ввоза оборудования;
  • полного исполнения затрат и применения системы льгот и т.д.

Льготные компании в налоговых  оазисах России по своему правовому  положению и организационному механизму  во многом аналогичны зарубежным фирмам оффшорного типа, хотя действуют полностью в рамках российского законодательства. Главное отличие заключается в том, что от налогов они освобождены не полностью, а только от местной составляющей. Во многих отношениях сфера делового применения и финансовый механизм российской льготной компании аналогичны зарубежным оффшорным фирмам. У российского и зарубежного варианта оффшора имеются свои плюсы и минусы. В чем преимущество российских оффшоров?

1) Российская компания имеет  более благоприятный имидж, чем  зарубежный оффшор. Сведения о  владении иностранным оффшором могут рассматриваться как компрометирующая информация, что неприемлемо для лиц, которым важен фактор общественного мнения (для политических деятелей, крупных предпринимателей и пр.) Иностранные оффшоры дают преимущества в основном при активной внешнеэкономической деятельности, связанной с экспортом товаров (работ, услуг), кредитовании и т.д. Однако применение таких организаций сопряжено с пристальным вниманием контролирующих органов (например, меры ЦБ по отношению к off - shore (Указание ЦБ РФ N 500 - У от 12.02.1999г.)). С января 1999г. любая сделка российской организации с иностранным оффшором может быть причиной налоговых проверок. В таком же русле принят и закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". При открытии же внутреннего оффшора самый большой риск заключается в противодействии местных администраций, которые недружественно относятся к иногородним предприятиям.

2) Российская льготная компания, как и любое другое российское  предприятие вправе пользоваться заключенными Россией соглашениями об устранении двойного налогообложения и другими международными льготами, установленными для Российских фирм. Обычный зарубежный оффшор этого преимущества лишен. Так, учредив представительство российской льготной компании в любой стране, с которой у России имеются налоговые соглашения (например, в США), компания будет платить налоги только в РФ по льготной ставке. При этом сохраняется гласный характер бизнеса (в схеме отсутствуют оффшорные фирмы в регионах с "громкой" репутацией, таких как Барбадос, Багамы и Невис). Эта схема может служить своеобразным мостом между внутренней и зарубежной частью бизнеса российской компании.

3) На деятельность российской  оффшорной компании не распространяется  действие инструкции ГНС N 34 о налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. В результате по сравнению с иностранной компанией значительно снижается сфера налоговой ответственности. В частности не взимается дополнительный налог "у источника" на ряд видов доходов. Поскольку ставка налога на прибыль снижена, кредитные и страховые схемы позволяют списывать на затраты значительную часть доходов.

Довольно серьезным препятствием на пути использования иностранных  оффшорных компаний является Российское налоговое законодательство, направленное не только против оффшорных компаний, но и против любой иностранной компании. Дело тут в том, что Российская фирма при перечислении какого - либо дохода в пользу иностранной компании обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц и НДС, если иностранная компания не встала на учет в налоговом органе России и не получила там ИНН.

Кроме того российский оффшор более  доступен территориально. Отсутствует  языковый барьер. Регистрацией и "сопровождением" компаний нередко занимаются структуры, имеющие хорошо налаженные связи с местной администрацией.

4) В отличие от иностранных  оффшоров компании, зарегистрированные  в российских оффшорных зонах, имеют гораздо большие возможности для текущей хозяйственной деятельности, так как являются обыкновенными российскими предприятиями, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, руководствуясь общероссийским законодательством, и не имеют никаких таможенных, валютных и иных ограничений в движении товара по территории России.

Российское законодательство проще  и понятнее предпринимателям, при использовании российских фирм меньше шансов сделать роковую ошибку, быть обманутым, а если это все - таки произойдет, легче разыскать и возвратить похищенное или, например, защитить свои права в суде.

5) По российским законам, в  т. ч. "О валютном регулировании и валютном контроле" владение ценными бумагами в других странах (в т. ч. акциями иностранных компаний) и счетами в иностранных банках требует на это разрешение Центрального Банка России или соответствующего государства СНГ, резидентом которого является данное лицо (физическое или юридическое). Процедура получения такого разрешения в подавляющем большинстве случаев настолько сложна, что проще будет назвать ее невозможной. В то же время не возбраняется работать (служить) в любой иностранной компании, получая за это зарплату, в том числе, будучи ее директором, т. е. управляющим делами. Но весьма деликатным моментом здесь является то, что директор обязан декларировать и платить налоги со своей зарплаты, если таковую получает, как российский гражданин. Итак, владеть акциями, а значит, и самой иностранной компанией, не вступая в конфликт с нашим законодательством, принципиально невозможно. Способы разрешения этой проблемы основаны скорее на иностранных законах, нежели на российских. В отличие от этого российские низконалоговые компании при грамотном юридическом и бухгалтерском оформлении их деятельности работают в полном соответствии с российским законодательством.

6) В отличие от зарубежного российский оффшор представляет куда меньший интерес и для органов государственной безопасности, так как речь идет лишь о распределении финансовых потоков внутри России, а не о перекачке валюты за границу. Таким образом, если не предполагать заранее криминальный интерес части предпринимателей, у российского оффшора нет других врагов, кроме местных налоговых органов высоконалоговых регионов.

7) В отличие от договоров с  участием российских льготных  компаний, внешнеэкономические контракты,  непременным участником которых  является иностранный оффшор, в соответствии с п./п. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ являются самостоятельным основанием проведения налоговых проверок относительно правильности применения цен (в рамках борьбы с трансфертным ценообразованием и утечкой капиталов). Если налоговый орган посчитает, что цены товаров (работ или услуг), примененные сторонами контракта отклоняются более чем на 20 % от рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги), налоговый орган вправе доначислить налоги и пени, исходя из рыночных цен.

Тем не менее, для целого ряда операций, связанных с международной торговлей и вывозом капитала, иностранные оффшоры просто незаменимы.

 

 

3.2. Зарубежный опыт

3.2.1. Кипр

Сегодня Кипр - международный оффшорный  деловой и финансовый центр. Кипр, как оффшорный центр пользуется большой популярностью среди  бизнесменов всего мира, особенно российских. Большая часть инвестиций в экономику России проходит через Кипр.

Информация о работе Сравнительный анализ налогообложения в оффшорных зонах России и зарубежных стран