Сравнительная характеристика налоговой системы России и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основная форма доходов государства.
В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85 %

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

факультет «Менеджмент и маркетинг» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Налоги и налогооблажение»

на тему:  «Сравнительная характеристика налоговой системы России и Белоруссии .» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:       студент группы 5-22-37-(З)

                                                Муртазина Л.Р. 

Принял:       Глухова М.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г

 

Содержание

Введение

 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основная форма доходов государства.

     В структуре всех доходов бюджета  государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85 %

     Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему  страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач. В данной работе я сравню налоговую систему двух стран: России и Литвы. 
 
 
 
 

Глава 1. Налоговая система России

 

     Глава 1. Общая характеристика налоговой системы России.

     1.1.Состав  единой системы  налогообложения  в Российской Федерации.

     Современный этап становления налоговой системы  России начался с 1 января 1992 года на основании введения в действие закона РФ «Об основах налоговой системы  в РФ», который прекратил свое существование полностью с 2005г. с 1 января 1999 г.в действие вступает 1 часть Налогового Кодекса России, 1 января 2001 г. – 2 часть Налогового Кодекса России

     Налоговая система России “закрытого типа”, то есть на территории Росси могут  действовать только те налоги, которые  прописаны в налоговом законодательстве.

     Сегодня – это 18 налогов. В России налогообложение  можно разделить на два режима: общий и специальный. Эти режимы альтернативны.

     Общий режим налогообложения, согласно государственному устройству России, трехуровневый (федеральный, региональный и местный).

     1. Федеральные налоги и сборы,  определяемые законодательством  РФ. К ним относятся: 

  1. Налог на добавленную стоимость.
  2. Акцизы.
  3. Налог на доходы физических лиц
  4. Единый социальный налог (отменен)
  5. Налог на прибыль организации
  6. Налог на добычу полезных ископаемых
  7. Водный налог
  8. Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  9. Государственная пошлина

     2. Региональные налоги. В их состав  входят:

  1. Транспортный налог
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Налог на имущество организаций.

     3. Местные налоги. К ним относятся:

  1. Налог на имущество физических лиц.
  2. Земельный налог.

     Специальный режим налогообложения. Особенностью является то, что один налог заменяет четыре из общего числа в зависимости  от налогоплательщика.

     Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик.

     Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

  • по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные) ;
  • по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные) ;
  • по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц) ;
  • по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, налоги на недвижимость и имущество и т.д.) ;
  • по целевому назначению налога (общие, специальные) .

     Прежде  всего проанализируем разделение налогов  на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме  с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других. Косвенные налоги взимаются иным, менее “заметным” образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам относятся акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт) ,налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные – в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

     Налоги  могут взиматься следующими способами:

     1) кадастровый (от слова кадастр – таблица, справочник) , когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

     2) на основе декларации: Декларация  – документ, в котором плательщик  налога приводит расчет дохода  и налога с него. Характерной  чертой такого метода является  то, что выплата налога производится  после получения дохода лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

     3) у источника: Этот налог вносится  лицом, выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до  получения дохода, причем получатель  дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо до выплаты, например, заработной платы: из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

     1.2. Федеральные налоги.

     Федеральные налоги и сборы, определяемые законодательством  РФ. К ним относят:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС) – устанавливаются ставки 0%, 10%, 18% от доходов субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.). В доходной части бюджета занимает первое место. Полностью поступает в федеральный бюджет.
  2. Акцизы.

        Акцизы возникают только у изготовителей соответствующих товаров и услуг, или при пересечении товаров таможенной территории. Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объемов товаров (работ, услуг) в размере от 0 до 3629 руб. за единицу измерения, в зависимости от вида подакцизного товара, от 20-80% - при реализации алкогольной продукции, вводимой на территорию РФ

         Подакцизными  товарами являются:

  • Алкогольная продукция
  • Табачная продукция
  • Горюче-смазочные материалы, которые используются для автомобилей
  • Легковые машины и мотоциклы

        Акцизы по товарам, пересекающих таможенную территорию, полностью поступает в бюджет. По остальным продукциям 50% поступает в федеральный бюджет, 50% поступает в местный бюджет.

  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
  2. Ставка 13%. На дивиденды – 9 %, на выигрыши в рекламных акциях – 35 %. Поступает в региональный и местный бюджеты.
  3. Единый социальный налог (ЕСН)

          Исчисляется от общей годовой суммы выплат работником организации или сумм дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов и сельскохозяйственных товаропользователей, приходящейся на одного работника и распределяются в федеральный бюджет, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования РФ.

      Поступает в федеральный бюджет.

      Предполагается  действие шести шкал:

  • Для предпринимателей
  • Для адвокатов
  • Для сельскохозяйственных производителей
  • Для предприятий, занимающихся информационными технологиями
  • Для специальных экономических зон
  • Для всех прочих.

     Таблица 2.1 Шкала ставок для исчисления единого  социального налога.

    Размер  облагаемого совокупного годового дохода Сумма (ставка) подоходного налога
    До 280000 рублей 26%
    От 280001 рубля до 600000 рублей 10% 
    От 600001 рубля и выше 2% 
 
  1. Налог на прибыль организации – исчисляется  из сумм налогооблагаемой прибыли в  размере от 0 до 24%, 100% налога на прибыль, кроме на прибыль от доходов по основной деятельности, из которых 6,5% перечисляются в федеральный бюджет, 17,5% в бюджеты субъектов РФ, которую регионы могут понизить до 13,5%, засчитывается в федеральный бюджет;

      По дивидендам – 9 %, для иностранных организаций – 15 % (в федеральный бюджет).

     По государственным ценным бумагам ставка составляет 15% (в федеральный бюджет).

      Иностранным организациям, действующим на территории России – 20 % (в федеральный бюджет).

      Для сельскохозяйственной деятельности ставка составляет 6% (в федеральный бюджет).

        Участники инвестиционных конкурсов получают льготы.

  1. Налог на добычу полезных ископаемых.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы России и Белоруссии