Специальные режимы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 08:44, реферат

Описание работы

В этой работе мы поставили перед собой задачу: рассмотреть упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Работа содержит 1 файл

Специальные режимы налогообложения.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

    Введение.

    Данная  контрольная работа посвящена теме «Специальные режимы налогообложения».

    В этой работе мы поставили перед собой  задачу: рассмотреть упрощенную систему  налогообложения и систему налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов деятельности.

    Под специальным налоговым режимом  понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в  течение определенного периода  времени, применяемый в случаях  и в порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 18 НК РФ). Установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь установление специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано стимулированием и улучшениям регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

    В соответствии с положениями НК РФ к специальным налоговым режимам  могут быть отнесены:

  -упрошенная  система налогообложения субъектов  малого предпринимательства;

  -система  налогообложения в свободных  экономических зонах;

  -система  налогообложения в закрытых административно-территориальных  образованиях;

  -система  налогообложения при выполнении  договоров концессии;

  -система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции;

  -система  налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

     Специальные налоговые  режимы.

    Специальные налоговые режимы применяются индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения с 1 января 2003 года. Главное отличие специальных налоговых режимов в том, что ряд налогов заменяется одним.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 346.11 и пунктом 5 статьи 346.26 НК РФ предприниматели, применяющие упрощенную систему  налогообложения и систему налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Как уже отмечено, Порядок ведения  кассовых операций в Российской Федерации (в том числе ведения кассовой книги), установлен для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, ведение кассовой книги не предусмотрено. Это изложено в Письме МНС Российской Федерации от 15 сентября 2004 года №33-0-11/581 «О порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы». Противоположное мнение по данному вопросу имеет Минфин России, которое изложено в Письме от 1 сентября 2006 года от 03-11-04/2/181. В указанном письме Минфин разъяснил, что налогоплательщики, в частности, предприниматели, которые применяют упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения доходы), вправе снимать с расчетного счета наличные денежные средства и производить расходы, при этом наличие документального подтверждения не обязательно. Правда, как указал Минфин, никто не отменял обязанности для налогоплательщика вести кассовую книгу.

    При осуществлении расчетов наличными  деньгами, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №54-ФЗ должны применять контрольно-кассовую технику.

    Мы  уже говорили, что индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. То есть возможность неприменения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности предоставлена индивидуальным предпринимателям только в случае осуществления наличных денежных расчетов с населением (пункт 2 статьи 2 Закона №54-ФЗ).

    Кроме того, пунктом 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ предусмотрен перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить наличные денежные расчеты без применения ККТ. 

 

     Упрощенная система  налогообложения.

    С 1 января 2003 года главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации была введена упрощенная система налогообложения. Статьей 346.11 главы 26.2 НК РФ установлено, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ, при условии, что тот или иной вид деятельности в отношении которого в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не подлежит обложению ЕНВД.

    Как уже отмечено, главное отличие  упрощенной системы налогообложения в том, что ряд налогов заменяется одним. Уплатой единого налога, исчисляемого по результатам предпринимательской деятельности, предусмотрена в статье 346.11 НК РФ замена уплаты следующих налогов:

    ·   Налог на доходы физических лиц;

    ·   Налог на добавленную стоимость;

    ·   Налог на имущество физических лиц;

    ·   Единый социальный налог.

    Индивидуальные  предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость (далее - НДС), за исключением НДС, подлежащего  уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также при исполнении обязанностей по удержанию и перечислению НДС в качестве налогового агента. В соответствии со статьей 171 НК РФ право на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, возникает в отношении:

    - товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения;

    -  товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

    Так как все остальные операции, осуществляемые налогоплательщиками, применяющими УСН, не являются объектом обложения НДС, то суммы НДС, уплаченные на таможне, не могут быть предъявлены к вычету.

    Изменениями, внесенными в статью 346.16 НК РФ, суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, включены в состав расходов, которые налогоплательщики могут учесть при определении налоговой базы.

    У индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему, могут возникнуть обязанности налоговых агентов в отношении:

    • налога на добавленную стоимость:

    - в случае приобретения товаров  (работ, услуг) у иностранных  лиц, не состоящих на учете  в качестве налогоплательщиков;

    - в случаях аренды федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;

    - в случаях реализации конфискованного  имущества, бесхозяйных ценностей,  кладов и скупленных ценностей,  а также ценностей, перешедших  по праву наследования государству, если индивидуальный предприниматель имеет специальные полномочия на осуществление такой деятельности.

    • налога на доходы физических лиц.

    Предприниматели, применяющие упрощенную систему  налогообложения, обязаны вести  налоговый учет показателей своей деятельности. Это необходимо для исчисления налоговой базы и суммы налога. Налоговый учет ведется предпринимателями в книге учета доходов и расходов (статья 346.24 НК РФ). Налогоплательщиками единого налога согласно статье 346.12 НК РФ признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. В тоже время, согласно пункту 3 статьи 346.12 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

    1.  Профессиональные участники рынка ценных бумаг, то есть физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

    2.  Индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

    3.  Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

    Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (работ, услуг), связанная с извлечением  игорным заведением от участия в  азартных играх и пари дохода в  виде выигрыша и платы за их проведение (статья 364 НК РФ).

    Статьей 366 НК РФ определен перечень объектов игорного бизнеса, которые облагаются налогом и подлежат регистрации  в налоговом органе:

    - игровой стол;

    - игровой автомат;

    - касса тотализатора или букмекерской  конторы.

    4. Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ (единый сельскохозяйственный налог действует на всей территории Российской Федерации, но переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке (пункт 2 статьи 346.1 НК РФ);

    5. Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

    Если  предприниматель решил перейти на УСН с нового года, то он должен рассчитать среднюю численность своих наемных работников за январь - сентябрь текущего года. В случае если средняя численность работников окажется менее 100 человек, предприниматель вправе перейти на спецрежим. Переход к упрощенной системе налогообложения, как уже было сказано, осуществляется налогоплательщиками добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

    Главой 26.2 НК РФ предусмотрен уведомительный порядок перехода на УСН. Пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель, переходящий на УСН, должен подать в налоговый орган заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик переходит на УСН, а сам переход возможен только с 1 января следующего года. Следует отметить, что обязанность указывать в заявлении размер доходов за 9 месяцев текущего года, установлена только для организаций. Для предпринимателей никаких требований к содержанию заявления о переходе на УСН не установлено (пункт 2 статьи 346.12 НК РФ).

    Если  предприниматель не подал заявление  о переходе в указанные сроки, то в течение года он не сможет это  сделать. Заявление о переходе на УСН подается индивидуальными предпринимателями  в налоговый орган по месту  жительства. По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений, налоговый орган в 30-дневный срок со дня их поступления (пункт 12.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года №452 в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

    В случае неполучения уведомления  о возможности либо невозможности  применения УСН по истечении месячного срока со дня подачи соответствующего заявления, предприниматель вправе применять УСН, если им соблюдены все ограничения, установленные в статье 346.12 НК РФ. Поскольку НК РФ предусматривает уведомительный порядок перехода налогоплательщиков на УСН, получив уведомление об отказе в применении УСН, предприниматель может все равно перейти на нее. Однако по причине несогласия с этим налогового органа, предпринимателю надо будет отстаивать в судебном порядке правомерность перехода на УСН. Уведомительный характер перехода на УСН подтверждается и судебными решениями, например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 июня 2003 года по делу №А21-1724/03-С1.

Информация о работе Специальные режимы налогообложения