Совершенствование налогообложения банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений на основе анализа действующей системы их налогообложения, в частности, изучения механизма формирования налоговой базы по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, исследовании специфики налогообложения операций коммерческих банков с ценными бумагами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСОВИЯХ……………5
1.1.Специфика коммерческих банков как субъектов экономических и налоговых отношений…………………………………………………………….5
1.2.Направление и методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность………………………………………………………...9
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ В РФ……16
2.1.Основные понятия и принципы системы налогообложения банков……..16
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка…………………………………………………34
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ……………………………………………..43
3.1.Развитие системы налогообложения банковской деятельности………….43
3.2.Совершенствование налогового контроля за деятельностью коммерческих банков……………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы…………………………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

Налогообложение банковкурсовик.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

3. Излишне внесенные  суммы налога засчитываются в  счет очередных платежей или  возвращаются плательщику в десятидневный  срок со дня получения его письменного заявления.

Устранение двойного налогообложения

1. Сумма дохода, полученная за пределами Российской  Федерации, включается в общую  сумму дохода, подлежащую налогообложению  в Российской 
Федерации, и учитывается при определении размера налога.

2. Уплаченная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств сумма налога на доход, полученный на территориях этих государств, засчитывается при уплате налога на доход в 
Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на доход, подлежащей уплате в Российской Федерации по доходу, полученному за ее пределами.

3. Правила устранения  двойного налогообложения не  распространяются на иностранных  юридических лиц, получающих доходы  в связи с деятельностью в Российской Федерации.

2.2 Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка.

Положение вводит понятие доходов и расходов, относимых  непосредственно на финансовые результаты деятельности банков. Эти виды расходов и доходов не участвуют при исчислении налогооблагаемой базы, а лишь учитываются при определении прибыльности или убыточности деятельности банка в данный отчетный период.

К таким доходам  относятся дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и другим выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим банку, а также доходы, полученные от долевого участия в деятельности других банков, предприятий и организаций.

Указанные доходы облагаются налогом у источника  их выплаты:

- положительные курсовые разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные положительные курсовые разницы по открытой валютной позиции;

- присужденные  или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды  санкций за нарушение условий договора, а также доходы от возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со страхованием кредитных рисков;

- суммы, поступившие  от работников банка в возмещение  убытков и расходов, понесенных  банком по их вине;

- прибыль банка прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- доходы от  реализации банком в установленном  законодательством порядке объектов  залога и заклада (материальных  и нематериальных активов, товаров  народного потребления и иного  имущества); возврат клиентам ссуд, ранее списанных в убытки банка;

- другие доходы  от операций, непосредственно не  связанных с банковской деятельностью,  включая доходы от реализации  принадлежащих банку основных  средств и иного имущества. 

Непосредственно на финансовые результаты деятельности банков относятся следующие расходы и потери:

- местные налоги  и сборы, относимые на финансовые  результаты деятельности банка  в соответствии с законодательством; 

- присужденные  или признанные штрафы, пени и  неустойки и другие виды санкций  за нарушения банком условий договоров (кроме сумм, внесенных в бюджет в виде санкций в соответствии с действующим законодательством), а также расходы по возмещению причиненных банком убытков клиентам;

- не компенсированные  за счет резерва на возможные  потери по ссудам убытки от списания дебиторской задолженности индивидуальных заемщиков, по которым срок исковой давности истек, и других видов, нереальных для взыскания;

- убытки по  операциям прошлых лет, выявленные  в отчетном году;

- некомпенсированные  потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий;

- отрицательные  курсовые разницы по операциям  банка в иностранной валюте, включая нереализованные отрицательные курсовые разницы по открытой валютной позиции;

- убытки, понесенные  банком по фальшивым авизо; 

- судебные издержки  и арбитражные расходы по делам,  связанным с деятельностью банка; 

- убытки от  хищений, виновники которых по решению суда не установлены, включая:

а) просчеты и  недостачи по кассовым операциям (кроме  валютных операций);

б) хищения и  растраты по кассовым операциям (кроме  валютных ценностей);

-в) убытки  по иностранным операциям и  валютным ценностям;

г) принятые неплатежные  и фальшивые денежные билеты и  монеты;

д) хищения, растраты, и другие злоупотребления по инкассации и перевозке ценностей;

е) хищения, растраты, и другие злоупотребления по прочим операциям банка (кроме кассовых и по инкассации и перевозке ценностей);

ж) утрата ценностей  при пересылке;

з) суммы, выплаченные  по претензиям клиентов.

Расходы банка, осуществляемые за счет прибыли.

В положении  особо выделяется группа расходов банка, не подлежащих отнесению их на себестоимость  оказываемых банками услуг, и осуществляемых только за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей. Определение такой группы расходов было вызвано тем, что банки, по существу занижали налогооблагаемую базу за счет включения этих расходов в себестоимость оказываемых услуг.

Перечень расходов довольно широк, в частности к  ним относят:

- затраты капитального  характера, в том числе на  строительство новых объектов, модернизацию, расширение, реконструкцию и обновление действующих основных фондов, приобретение банком различного оборудования и других основных средств.

- расходы на  содержание объектов непроизводственной  сферы (жилищно-коммунального хозяйства,  учебных центров, детских, дошкольных, медицинских, оздоровительных и иных учреждений), в том числе на проведение всех ремонтов таких объектов, в части, не покрываемой доходами от их эксплуатации (квартирной платы, взносов родителей на содержание ребенка в детском саду, оплаты стоимости путевок и т.п.). Арендная плата по указанным объектам в случаях, когда они используются на условиях аренды.

Расходы капитального характера по сооружению охранно-сторожевой и пожарной сигнализации и коммуникаций средств связи. Расходы по содержанию собственной службы охраны банка, включая затраты на экипировку и приобретение оружия и иных специальных средств защиты.

обязательные  отчисления, производимые банком в  государственные внебюджетные фонды, в части расходов на оплату труда  работников, относимых за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка.

Положение предусматривает, что если какие-либо из вышеназванных  расходов и затрат подлежат льготированию  в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль  предприятий и организаций", то при налогообложении они учитываются  в порядке, предусмотренном в законе.

Принципиально новым из того, что вводит Положение  является норма, которая предписывает банкам компенсировать из прибыли разницу  в процентах по предоставляемым  ссудам работникам банка, когда уровень  процентных ставок по таким ссудам ниже, чем обычно применяется банком для сторонних клиентов. Под сторонними клиентами следует понимать всех физических и юридических лиц, которым выданы кредиты.

Указанное не относится  к ссудам, выдаваемым за счет чистой прибыли, и иностранной валюте, приобретенной за счет чистой прибыли и продаваемой своим сотрудникам по льготному курсу.

Положение также  предписывает банкам возмещать из своей  прибыли разницу при продаже  наличной иностранной валюты, включая  продажу валюты работникам банка, по курсу более низкому, чем установленный в этот день для сторонних покупателей .

К группе расходов и затрат, осуществляемых банками  из чистой прибыли относятся также:

- выплата дивидендов  акционерам (пайщикам) банка.

- расходы, связанные  с организацией банком филиалов и представительств, в том числе и за рубежом.

- уплата налога  на операции с ценными бумагами, приобретаемыми в собственность  банка, иных налогов и сборов, относимых в соответствие с  законодательством за счет средств,  остающихся в распоряжении банка  после уплаты налога на прибыль.

- уплаченные  проценты по просроченным межбанковским  кредитам, включая централизованные  кредиты и овердрафт.

- плата предприятиям, организациям и учреждениям, включая  предприятия торговли, за сдаваемую  ими банкам денежную наличность.

- внесение сумм  в бюджет в виде санкций  в соответствии с законодательством.

- прочие расходы.

Налогообложение банковских операций с ценными бумагами

Операциями с  ценными бумагами являются действия или намерения плательщика налога, направленные на возникновение имущественных прав в отношении акций, сберегательных сертификатов, облигаций независимо от их вида, условий обращения и номинала и переводных векселей. Операции или намерения оформляются посредством заключения договора и регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.

Плательщиками данного налога являются юридические  и физические лица, осуществляющие в установленном порядке операции с ценными бумагами. Банки и  кредитные учреждения также являются плательщиками данного налога, поскольку  имеют право на выпуск акций, облигаций и различных долговых обязательств и других ценных бумаг.

Объектами налогообложения  являются цена договора и регистрация  проспекта эмиссии ценных бумаг. Цена договора представляет собой цену сделки купли-продажи акций, облигаций, сберегательных сертификатов и других ценных бумаг, а также вексельную сумму. При регистрации проспекта эмиссии облагается налогом номинальный бьем выпуска акций или облигаций.

Исчисленные суммы  налога плательщики исчисляют самостоятельно исходя из цены договора или номинальной суммы эмиссии и соответствующей налоговой ставки.

Налоговые ставки различаются:

- при регистрации  проспекта эмиссии ценных бумаг  ставка 0,5% номинальной суммы эмиссии.

- при покупке  государственных ценных бумаг  - 1 рубль с каждой 1000 рублей.

- при заключении  договора купли-продажи ценных  бумаг - 3 рубля с каждой 1000 рублей, при этом налог берется с  каждого участника сделки.

- при распространении  сберегательных сертификатов - 3 рубля  с каждой 1000 рублей (с каждого  участника сделки ).

Банк уплачивает этот налог за счет доходов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей и отчислений от доходов. Покупатель сберегательного  сертификата уплачивает налог при  регистрации продажи сертификата  в банке. При этом банк должен в трехдневный срок после регистрации и оформления операции купли-продажи сберегательных сертификатов перечислить налог в федеральный бюджет.

Предусмотрены следующие налоговые льготы:

- освобождается  от уплаты данного налога юридические  и физические лица, которые приобретают акции, впервые эмитируемые акционерным обществом с момента его государственной регистрации.

- освобождается  от уплаты данного налога эмитент,  осуществляющий первичную эмиссию  ценных бумаг.

- освобождаются  от уплаты данного налога юридические лица, осуществляющие в установленном порядке посреднические операции с ценными бумагами за счет и по поручению клиента.

Сумма налога уплачивается плательщиком при регистрации этих операций и в течение трех дней перечисляется в федеральный  бюджет. Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в порядке, установленном законодательными актами.

Порядок МДМ  Банка по удержанию в пользу государственного бюджета налога на доходы физических лиц

Информация о работе Совершенствование налогообложения банков