Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:41, реферат
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных
Целесообразно рассмотреть проблемы НДПИ на примере «ЛУКОЙЛа», который является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти – около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится почти 19% общероссийской добычи и переработки нефти. Для Лукойла характерны те же проблемы, которые являются злободневными для российской экономики в целом. Так, в частности, налоговая политика в отношении нефтяного сектора сегодня ориентирована на максимизацию поступления денежных средств в федеральный бюджет - за счет использования благоприятной конъюнктуры
мировых цен на нефть в целях создания условий для развития отрасли.
В условиях резко возросших цен на нефть на мировом рынке уровень налоговой нагрузки на нефтяной комплекс значительно возрос. По уровню изъятий государства доходов нефтяной отрасли (за счет налогов, экспортных пошлин и прочих платежей) Россия занимает одно из первых мест в мире.
Как справедливо указывает Юхимова Я.Я., для НДПИ характерно резкое
доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта. Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов.
Наиболее серьезные изменения в механизм исчисления НДПИ были внесены
Федеральным
законом от 27.07.2006г №151-ФЗ «О внесении
изменений в главу 26 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
и признании утратившими силу
отдельных положений
Дальнейшее совершенствование НДПИ может происходить по следующим направлениям, как это совершенно обоснованно высказано Пудыч Ю.В. Необходимо:
- аргументировано отстаивать позицию сохранения существующих требований
по обеспечению прямого учета добытой нефти;
- достигнуть терминологической ясности и непротиворечивости Налогового
Кодекса РФ;
- ввести технологический регламент;
- разработать и принять федеральный закон «О нефти и газе;
- повысить необлагаемую минимальную цену на нефть;
- рассмотреть в среднесрочной перспективе (начиная с 2011г.) возможность
отказа корректировки НДПИ с учетом мировых цен на нефть;
- изменить
структуру декларации по НДПИ,
для обоснования применения
НДПИ без увеличения на Кц;
- зачислять НДПИ в виде сырой нефти в доходы региональных бюджетов по
нормативу 20%;3
- уточнить критерии признания физических лиц и организаций
взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также методы определения
рыночных цен и тарифов, в целях повышения налогового контроля за использованием
механизмов трансфертного ценообразования;
- создать
биржу по торговле
- ужесточить
санкции за нарушения
- установить дифференциацию ставок НДПИ для малых и средних нефтяных
компаний.
Вышеназванные
меры позволят создавать действенную
и эффективную систему налогообложения
нефтяного комплекса, адекватную стратегии
решения приоритетных задач развития
отрасли и экономики в целом.
2. Проблемы
и пути совершенствования
налога на добычу полезных
ископаемых
В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, а по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Но поступление налога с каждым годом увеличивается.
Проблема определения добытого полезного ископаемого как такового может быть решена, если ответить на вопрос об определении той стадии добычи и переработки минерального сырья, момент окончания которой является моментом определения объекта налогообложения в целях налога на добычу полезных ископаемых.
НК РФ
определяет добытое полезное ископаемое
как продукцию горнодобывающей
промышленности и разработки карьеров,
которая заключена в
С целью
оптимизации налоговых
Проблемы
определения объекта
Рассмотрим развитие налога в среднесрочной перспективе.
Изложенные проблемы практики применения положений гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ по твердым полезным ископаемым могут быть решены либо в рамках точечных поправок в НК РФ, либо путем изменения концепции налогообложения с учетом действительного рентного потенциала твердых полезных ископаемых.
Развитие
налогообложения добычи твердых
полезных ископаемых неоднократно определялось
основными направлениями
Тем не менее практика применения дифференцированного налогообложения добычи нефти, основанного на специфических ставках, а также перспективы введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья позволяют отметить потенциальную готовность реформирования налогообложения твердых полезных ископаемых.
Введение
механизма налогообложения
На необходимость
совершенствования
В качестве
первого критерия дифференцированного
налогообложения может
На величину рентного дохода оказывает влияние значительное количество факторов горно-геологического, технологического и экономико-географического характера, среди которых выделяются общие для всех видов полезных ископаемых факторы и специфические факторы для отдельных полезных ископаемых.
Для расчета величины налоговых ставок целесообразно использовать данные о текущей налоговой нагрузке. При этом определение значений специфических налоговых ставок должно основываться на информации о ценах на продукцию угольной отрасли в зависимости от категории угля - рядовой или обогащенный уголь. Ценовое различие в продукции угледобывающего производства может быть использовано непосредственно при установлении различных налоговых ставок для угля рядового и обогащенного либо при установлении налоговых ставок на обогащенный уголь и последующем применении понижающего коэффициента в случае, если проектом разработки месторождения предусмотрено получение рядового угля.
На сегодняшний день экспорт угля составляет не более 30% добытых объемов, соответственно, отсутствуют экономические основания корректировать налоговую ставку на уровень динамики мировых цен на уголь, как это осуществляется при определении ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. В то же время допустима корректировка налоговых ставок на коэффициент-дефлятор, характеризующий внутреннюю динамику цен на уголь.
Уголь характеризуется специфическими признаками, обусловленными степенью безопасности ведения работ по добыче данного вида полезного ископаемого, а именно метанообильностью участков недр и склонностью пластов к самовозгоранию. Безопасность работ в условиях влияния данных факторов требует существенных дополнительных затрат, соответственно, при увеличении степени влияния конкретного фактора величина налоговых изъятий должна быть ниже.
В связи с этим возможно введение одного коэффициента, характеризующего степень опасности при проведении работ на метанообильных участках недр и на участках недр, содержащих угли, склонные к самовозгоранию. Данный коэффициент должен устанавливаться для каждого налогоплательщика или группы налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом уровня влияния того или иного фактора на величину затрат по добыче угля.
В 2007 - 2009
гг. было подготовлено несколько законопроектов,
которые предусматривают
В то же
время законопроекты, подготовленные
депутатами, предполагают достаточно
сложный механизм идентификации
видов угля, введение дополнительных
коэффициентов к налоговой
В отличие от указанных законопроектов, правительственный законопроект предусматривает индексацию налоговых ставок на ежегодный коэффициент-дефлятор, который характеризует динамику цен на уголь, более четко раскрывает механизм налогового вычета, определяемого с использованием регламентированного порядка утверждения показателя безопасности труда.
Информация о работе Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях