Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:20, реферат
Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии). В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых поступлений по всем их видам.
6.1. Содержание государственного налогового планирования
Государственное налоговое
планирование призвано обеспечить выполнение
установленных законом
Государственное налоговое
планирование представляет собой совокупность
форм и методов определения
Достижение цели налогового
планирования возможно, с одной стороны,
на основе оптимизации уровня и структуры
налогового бремени, состава и структуры
системы налогов и
Государственное налоговое планирование начинается с разработки или корректировки научно обоснованной концепции налоговой политики, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, задачи и методы их достижения, опять же исходя из стратегических и тактических параметров, заложенных в налоговой политике.
Целевые налоговые установки
формируются на основе бюджетных
заданий и параметров программ социально-
экономического развития страны. Основная
задача государственного налогового планирования
состоит в экономическом
Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи:
В зависимости от периода,
целей и задач планирования различают оперативное (на
месяц, квартал), текущее (на один финансовый год) и стратегическое (
Стратегический налоговый
потенциал определяется как прогнозируемый
объем совокупной налоговой выручки,
получаемый в сфере производства
и обращения после вычета совокупных
затрат по ее обеспечению. Среди наиболее
существенных факторов, определяющих
стратегический налоговый потенциал,
выделяют объем денежной массы в
обращении, зависящие от него параметры
внутреннего валового продукта, вещественные
и трудовые факторы производства,
индексы цен, инфляции и других показателей.
Тактический налоговый
Стратегическое налоговое
планирование связывается с перспективной
оценкой доходности территории, т. е.
с определением стратегического
налогового потенциала. Инструментом,
с помощью которого осуществляется
такая оценка, является прогнозирование
налоговых поступлений, которым
должны быть охвачены не столько сами
величины налоговых поступлений, сколько
их налоговые базы и составляющие
их элементы. Стратегическое налоговое
планирование не ограничивается лишь
задачей прогнозирования
Текущее налоговое планирование
связывается с формированием
плана налоговых поступлений
на конкретный финансовый год и определением
способов обеспечения заданных налоговых
обязательств. Отправным моментом при
реализации этого процесса должно стать
принятие решений относительно общественных
приоритетов на текущий год по
конкретным направлениям и размерам
государственных расходов. При этом,
наряду с другими задачами, предусматривается
обеспечить формирование доходной части
бюджетов с учетом изменений налогового
законодательства. Задание целевого
ориентира в виде качественных и
количественных параметров расходной
части бюджетов ставит проблему поиска
налоговых и неналоговых
В целом процесс налогового планирования на государственном уровне можно представить в виде следующей последовательности:
Необходимо отметить единство текущего и стратегического налогового планирования. Без тщательной проработки перспектив развития налогообложения, осуществленной с учетом возможных изменений внешней среды, невозможна разработка реалистических налоговых планов.
Формирование и принятие
налоговой концепции как
Методом государственного налогового
планирования является оценка соотношения
налогового потенциала с фактическими
поступлениями налогов и
В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.
6.2. Содержание государственного налогового прогнозирования
Прогнозирование – это
предвидение, опережающее отображение
действительности. Не определяя параметры
развития с достаточной точностью,
прогноз раскрывает альтернативы, положительные
и отрицательные тенденции, противоречия
и намечает условия, при которых
обеспечивается решение поставленных
задач. Задача прогноза – дать объективное,
достоверное представление о
том, что будет при тех или
иных условиях. Постоянное видение
перспективы позволяет
Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.
Государственное налоговое
прогнозирование, с одной стороны,
служит основой для выработки
прогноза социально-экономического развития
страны, субъектов РФ и муниципальных
образований на среднесрочный и
долгосрочный периоды, для своевременного
и обоснованного составления
проектов федерального, региональных
и местных бюджетов на предстоящий
год, и на среднесрочную перспективу
для принятия необходимых политических,
экономических и социальных решений
в ходе исполнения соответствующих
бюджетов. С другой стороны, налоговое
прогнозирование само строится в
соответствии с прогнозом важнейших
социально-экономических
При прогнозе поступлений
налогов указанные органы управления
ориентируются на максимально высокий
их уровень, что связано с постоянно
растущими потребностями
Налоговое прогнозирование
должно играть и фактически играет
активную роль в выработке налоговой
и бюджетной политики государства.
В его процессе Минфин России, в
частности, принимает решения о
необходимости внесения изменений
в налоговое законодательство, а
также сокращения расходов в тех
случаях, когда возможности
К налоговому прогнозированию должны привлекаться также научные организации, коллективы ученых и практики, общественные организации, призванные защищать права налогоплательщиков. Привлечение их к данной работе связано с необходимостью широкой общественной поддержки предлагаемых мер по изменению и дополнению действующего налогового законодательства, использования их знаний и опыта, а также заинтересованностью в совершенствовании налогового законодательства.
Процесс налогового прогнозирования базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и других. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога.
В процессе налогового прогнозирования происходит поиск оптимального уровня налогообложения, отвечающего интересам обеих сторон и способствующего достижению необходимого баланса их финансовых возможностей и интересов. Как показываем мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, т. е. интересы товаропроизводителя.
Информация о работе Содержание государственного налогового планирования