Таким
образом, установленный в НК РФ перечень
налогов является не только исчерпывающим,
но и обязательным для законодательных
(представительных) органов власти. Однако
такое положение существовало не всегда.
До
введения НК РФ в российской налоговой
системе существовало деление региональных
и местных налогов на обязательные
и необязательные. Смысл этого
разделения состоял в том, что отдельные
виды налогов, несмотря на их установление
в налоговой системе страны, могли не применяться
на соответствующей территории. Особенно
характерно это было для местных налогов.
Согласно Закону РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации» из установленных
двадцати трех видов местных налогов двадцать
видов были необязательными. Как открытый
перечень налогов, так и установление
необязательных налогов размывали единую
налоговую систему страны, разрушали важнейшие
принципы ее построения.
Введение
в НК РФ положения, устанавливающего
закрытый перечень региональных и местных
налогов, имеет принципиальное значение.
Так
как в истории российской налоговой
системы был четырехлетний период
- этап неустойчивого налогообложения,
когда органам власти субъектов
Федерации и местного самоуправления
было предоставлено право вводить без
ограничения любое количество региональных
и местных налогов. Естественно, что указанные
органы власти этим правом не преминули
воспользоваться, и к моменту принятия
НК РФ в России насчитывалось более сотни
наименований и видов налогов.
Вместе
с тем в части федеральных
налогов их перечень установлен в
НК РФ, может изменяться только решением
федеральной законодательной власти.
С момента принятия и вступления
в действие с 1 января 1999 г. части первой
НК РФ были отменены такие «экзотические»
налоги, как сбор за пограничное оформление,
налог на отдельные виды транспортных
средств.
Федеральные
налоги в Российской Федерации установлены
НК РФ и являются обязательными к
уплате на всей территории страны. Перечень
региональных налогов установлен там
же, но эти налоги вводятся в действие
законами субъектов Федерации и являются
обязательными к уплате на территории
соответствующего субъекта Федерации.
Вводя в действие региональные налоги,
представительные (законодательные) органы
власти субъектов Федерации определяют
налоговые ставки по соответствующим
видам налогов, но в пределах, установленных
НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки
уплаты налогов. Все остальные элементы
региональных налогов установлены соответствующей
главой НК РФ. Таков же порядок введения
и местных налогов с той лишь разницей,
что они вводятся в действие представительными
органами муниципальных образований.
Российская
система налогообложения в части
соотношения косвенного и прямого налогообложения
замысливалась исходя из того, что фискальную
задачу должны выполнять преимущественно
косвенные налоги, в то время как прямые
налоги - роль экономического регулятора
доходов корпораций и физических лиц.
Одновременно налоговую систему России
по обеспечению доходной части государственного
бюджета с момента ее образования и на
протяжении всего периода формирования
принято считать системой с преобладанием
косвенного налогообложения.
Однако
необходимо особо отметить, что уровень
собираемости прямых налогов превышает
аналогичный показатель для косвенных
налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость
по налогу на прибыль обеспечивалась не
менее 74-96,5%, тогда как в этот же период
собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому
фактические поступления косвенных налогов
были ниже объемов бюджетных доходов от
прямого налогообложения.
На
сегодняшний день поступления от
налогов, сборов специальных налоговых
режимов распределились следующим
образом: НДС – 29,7%, НДПИ – 14,9%, налог
на прибыль организации – 8,3%, акцизы –
1,8% и т.д.[3;6] Треть бюджета формируется
за счет косвенного налогообложения.
Исключительные
особенности имеет российская налоговая
система в части классификации
налогов по субъекту уплаты. Вместе
с тем о роли соответствующей
категории налогов в налоговой системе
страны следует судить в основном не с
позиции количества соответствующих видов
налогов, а с качественной стороны - их
доли в общей сумме налоговых поступлений.
2. НДФЛ: сущность, назначение,
основные элементы
Действующее
законодательство плательщиками налога
на доходы физических лиц признало
физических лиц, бывших налоговыми резидентами
РФ, а также физических лиц, получавших
доходы от источников в РФ и не бывших
резидентами РФ.
Налоговым резидентом признается
физическое лицо, фактически находящееся
на территории РФ не менее 183 дней в календарном
году. Налоговыми резидентами РФ на
начало отчетного периода считаются
граждане РФ, состоящие на регистрационном
учете по месту жительства и по месту
пребывания в пределах России, а также
иностранные лица, получившие в органах
внутренних дел разрешение на постоянное
проживание или вид на жительство
в РФ, либо иностранные граждане, временно
пребывающие на территории РФ, либо зарегистрированные
по месту проживания на территории РФ
и состоящие на 1 января 2001 г. В трудовых
отношениях с организациями, осуществляющими
свою деятельность на территории РФ, предусматривающие
продолжительность работы в РФ в текущем
календарном году свыше 183 дней.
Объектом
налогообложения признается доход, полученный
налогоплательщиком от доходов:
1
РФ и за ее пределами –
для физических лиц – резидентов;
2
в РФ – для физических –
нерезидентов.
В
п. 1 ст.208 НК РФ установлен перечень доходов,
относящихся к доходам от источников
в РФ. К ним относятся доходы, полученные
налогоплательщиком в результате осуществления
им предпринимательской деятельности
на территории РФ.
К доходам от источников в
РФ относятся:
- Дивиденды
и проценты, полученные от российской
организации, а также российских индивидуальных
предпринимателей и от иностранной организации
в связи с деятельностью ее постоянного
представительства в РФ.
- Страховые
выплаты при наступлении страхового случая,
полученные от российской или иностранной
организации в связи с деятельностью ее
постоянного представительства в РФ
- Доходы, полученные
от использования в РФ авторских или иных
смежных прав
- Доходы, полученные
от сдачи в аренду или иного использования
имущества, находящегося в РФ.
- Доходы от
реализации:
- недвижимого
имущества в РФ
- акций или
иных ценных бумаг, а также долей участия
в уставном капитале организаций
- прав требования
к российской или иностранной организации
в связи с деятельностью ее постоянного
представительства на территории РФ
- иного имущества,
находящегося в РФ и принадлежащего
физическому лицу.
- Вознаграждение
за выполнение трудовых или иных обязанностей,
выполненную работу, оказанную услугу,
совершение действия в РФ.
- Пенсии, пособия,
стипендии и иные аналогичные выплаты,
полученные налогоплательщиком в соответствии
с действующим российским законодательством
или полученные от иностранной организации
в связи с деятельностью ее постоянного
представительства в РФ.
- Доходы, полученные
от использования любых транспортных
средств, включая морские, речные, воздушные
суда и автомобильные транспортные средства,
в связи с перевозками в РФ из РФ или ее
пределах, а также штрафы и иные санкции
за простой таких транспортных средств
в пунктах погрузки в РФ.
- Доходы, полученные
от использования трубопроводов, линий
электропередачи, оптико - волоконной
и беспроводной связи, иных средств связи,
включая компьютерные сети, на территории
РФ.
- Иные доходы,
получаемые налогоплательщиком в результате
осуществления им деятельности в РФ.
В
ст.217 НК РФ содержится перечень доходов,
не подлежащих налогообложению. Этот
перечень – исчерпывающий и применяется
на всей территории РФ, так и лиц, являющихся
налоговыми резидентами РФ, так и лиц,
не являющимися таковыми.
Не
подлежат налогообложению следующие
виды доходов физических лиц:
- Государственные
пособия, за исключением пособий по временной
нетрудоспособности, а также иные выплаты
и компенсации, предусмотренные действующим
законодательством. При этом не подлежат
налогообложению пособия по безработице,
беременности и родам, а также по временной
нетрудоспособности, включая пособие
по уходу за больным ребенком.
- Государственные
пенсии, назначаемые в порядке, установленном
действующим законодательством.
- Все виды
установленных действующим законодательством
РФ, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных
органов местного самоуправления компенсационных
выплат.
- Вознаграждения
донорам за сданную налогоплательщиком
кровь, материнское молоко и иную донорскую
помощь.
- Алименты,
получаемые налогоплательщикам .
- Суммы, получаемые
налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных
для поддержки науки и образования, культуры
и искусства в РФ международными или иностранными
организациями по перечню таких организаций,
утверждаемому Правительством РФ.
- Суммы, получаемые
налогоплательщиками в виде международных,
иностранных премий за выдающиеся достижения
в области науки и техники, образования,
культуры, литературы и искусства по перечню
премий, утверждаемому Правительством
РФ.
- Суммы единовременной
материальной помощи
- Суммы полной
или частичной компенсации стоимости
путевок в санаторно – курортные и оздоровительные
учреждения, выплачиваемой работодателями.
- Суммы, уплаченные
работодателями за лечение и медицинское
обслуживание.
- Выдача стипендий.
- Суммы оплаты
труда и другие суммы в иностранной валюте,
получаемые налогоплательщиками от финансируемых
из федерального бюджета государственных
учреждений или организаций, направивших
их на работу за границу, - в пределах норм,
установленных законодательством об оплате
труда работников.
Налоговая
база – стоимостная, физическая или иная
характеристика объекта налогообложения.
По налогу на доходы физических лиц налоговая
база представляет собой стоимостную
характеристику облагаемого дохода.
В
зависимости от уплаты налога налоговая
база по налогу на доходы физических лиц
исчисляется:
- Российскими
организациями, индивидуальными предпринимателями,
постоянными представительствами иностранных
организаций, являющимися налоговыми
агентами, - по доходам, выплачиваемым
физическим лицам.
- Индивидуальными
предпринимателями, частными нотариусами,
частными охранниками, частными детективами,
занимающимися частной практикой, - по
доходам от такой деятельности
- Физическими
лицами по доходам:
- Полученным
от других физических лиц, не являющихся
налоговыми агентами.
- Полученным
от источников, находящихся за пределами
РФ
- Полученным
от налоговых агентов, не утверждавших
налог.
При определении
налоговой базы учитываются все
доходы налогоплательщика, полученные
им как в денежной, так и в
натуральной формах, или право
на распоряжение которыми у него возникло,
а также доходы в виде материальной выгоды.
К
доходам, полученным налогоплательщиком
в натуральной форме, относятся:
- Оплата за
него организациями или индивидуальными
предпринимателями товаров или имущественных
прав, в том числе коммунальных услуг,
питания, отдыха, обучения в интересах
налогоплательщика.
- Полученные
налогоплательщиком товары, выполненные
в его интересах работы, оказанные
в его интересах услуги на безвозмездной
основе.
- Оплата труда
в натуральной форме.
Доходом
налогоплательщика, полученным в виде
материальной выгоды, считается:
- Материальная
выгода, полученная от экономии на процентах
за пользование налогоплательщиком заемными
средствами от организации или индивидуальных
предпринимателей.
- Материальная
выгода, полученная от приобретения товаров
в соответствии с гражданско – правовым
договором у физических лиц, организаций
или индивидуальных предпринимателей,
взаимозависимых по отношению к налогоплательщику.
- Материальная
выгода, полученная от приобретения ценных
бумаг, которая определяется как превышение
их рыночной стоимости, определяемой
с учетом предельной границы колебаний
рыночной цены этих бумаг, над суммой фактических
расходов налогоплательщика на их приобретение.