Система налогов и сборов в РФ, классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, встречаем немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов - поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др.

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

    1.Система налогов и сборов в РФ, классификация налогов 

    Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится  разнообразить вводимые налоги. Обращаясь  к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, встречаем немалое число  налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов - поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др.

    Создание  социалистического государства, индустриализация и развитие постепенно видоизменило налоговую систему страны. Это, прежде всего, проявилось в переходе от преобладания имущественно-доходных поступлений от населения, производственников и купцов к платежам от производственно-хозяйственной деятельности развивающегося производственного и непроизводственного секторов экономики.

    После распада СССР в Российской Федерации  была установлена новая система  налогов и сборов, введенная в  действие Законом РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации». Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в РФ». Данный закон изменил налоговую систему в стране и включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды.

    Этим  Законом было введено понятие - «налоговая система» - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке». Там же, ст. 2. Соответственно названному Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные

    сборы - целевые, лицензионные и др.

    В целом  налоговая система - сложный и  эффективный механизм регулирования  хозяйственной конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности и эффективности национальных экономик. Однако для налоговой политики государства (которая заключается в манипулировании видами и ставками налогов) характерен эффект запаздывания в отличие, например, от кредитно-денежной политики, в частности - операций Центрального банка на открытом рынке. Дело в том, что любое изменение налогов должно принимать форму законодательного акта, что связано с потерями времени при прохождении через парламентское обсуждение и утверждение. Кроме того, изменения в налоговом законодательстве вступают в силу, как правило, с начала нового года.

    В Российской Федерации новая налоговая система  была сформирована в конце 1991 года. Она копировала существующие системы разных стран с рыночной экономикой. При этом структура налоговой системы получилась запутанной и сложной. Первоначально налоговое законодательство включило в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999 г. более 50. Чрезмерное количество налогов и запутанность налоговой системы привело к плохому собиранию налогов. Не было учтено, что для того, чтобы налоговая система работала эффективно, она должна приносить правительству необходимые доходы и одновременно быть справедливой. Это крайне трудно сочетаемые условия, поскольку они почти взаимоисключающие. В нашей стране создание относительно эффективной системы налогообложения длилось почти 12 лет (с 1992 по 2004 год) и даже на настоящий момент нельзя считать эту работу законченной.

    С 1998 года вместо термина «налоговая система» применяется выражение «система налогов и сборов». Налоговый  кодекс РФ формулировал понятия налога и сбора с указанием их характерных особенностей, которые были приведены ранее. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» все эти платежи составляют группу налоговых доходов. Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ (ред. от 23.12.2004) «О бюджетной классификации РФ».

    В результате преобразования в 2000-е гг. налоговая  система РФ значительно упрощена и состоят из небольшого количества налогов, что исключает необходимость  подразделения их на различные виды в самом бюджете. Простота налогообложения  позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога. Итогом всех преобразований последних лет является налоговая система РФ - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков -- юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи составляют более 80% доходов бюджетной системы РФ.

    Налоговый кодекс РФ внес изменения в систему  налогов и сборов, сократив общее  число их видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса было установлено применение платежей, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в котором было перечислено 22 различных платежа. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в РФ». С 2005 года состав системы налогов и сборов регулируется Налоговым кодексом РФ и включает 15 платежей. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), гл. 2. 
     
     

    К федеральным налогам  и сборам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 10 платежей: Там же, ст. 13.

  1. · налог на добавленную стоимость;
  2. · акцизы;
  3. · налог на доходы физических лиц;
  4. · единый социальный налог;
  5. · налог на прибыль организаций;
  6. · налог на добычу полезных ископаемых;
  7. · налог на наследование и дарение;
  8. · водный налог;
  9. · сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  10. · государственная пошлина.
  11. Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), ст. 12. круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней. Данное распределение установлено Бюджетным кодексом РФ (см. главу 7 «Бюджетная классификация»). Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004), ст. 50.
  12. К региональным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), ст. 14.
  13. · налог на имущество организаций;
  14. · налог на игорный бизнес;
  15. · транспортный налог.
  16. Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.
  17. К местным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), ст. 15.
  18. · земельный налог;
  19. · налог на имущество физических лиц.
  20. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
  21. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
  22. Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории России действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), ст. 12.

    Множественность налогов, их различное назначение и  построение делают необходимой классификацию  налогов.

    НК  РФ предусмотрено деление налогов  и сборов по видам на три группы:

    •               федеральные;

    •               региональные;

    •               местные.

    Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

    Региональными являются налоги и сборы, установленные  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

К местным  относятся налоги, установленные  НК РФ и норматив ными правовыми актами представительных органов местного самоуправ ления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами пред ставительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земель ный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета  или внебюджетного фонда, в который  они направляются. Например, налог  на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов (Приложение 1).

До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных  налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой системы в Российской Федерации (таблицы 24).

    Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому правильно сделанные прогнозы могут сделать вас в высшей степени денежным.

2.  Задача

Совокупный  годовой доход физического лица равен 110 000 руб., в том числе в  виде:

  • заработной платы - 90 000 руб.
  • материальной помощи, оказанной работодателем – 5 000 руб.

- возмещение работодателем стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом его супруге - 5000 руб.

- выигрыша в конкурсе, проводимом в целях рекламы - 10 000 руб.

Определить   сумму   НДФЛ,   исчисленного   с   дохода  физического   лица,   если   сумма стандартных налоговых вычетов равна 3500 руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Тестовое  задание 

 При  ввозе товара на таможенную  территорию РФ применяются ставки  НДС:

    а)18% 

    • 6)10% 

в) 0%

В соответствии с п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки, указанные в п. п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ. 
Перечень товаров, реализация которых облагается по налоговой ставке 10%, определен п. 2 ст. 164 НК РФ. При этом в случаях, не указанных в п. п. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ, согласно п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18%. 
Таким образом, Налоговым кодексом установлен единый перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10% как при реализации, так и при ввозе на территорию РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Конституция  Российской Федерации (с изм.  от 25.07.2003).

2. Бюджетный  кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.  от 29.12.2004).

3. Налоговый  кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004).

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 30.12.2004).

5. Гражданский  кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2004).

6. Таможенный  кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред.  от 11.11.2004).

7. Федеральный  закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ (ред. от 23.12.2004) «О бюджетной классификации РФ».

Информация о работе Система налогов и сборов в РФ, классификация налогов