Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:58, шпаргалка
Налоговая теория — это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом.
Теории обмена — возмездный характер налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др.
Налоговая теория — это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом.
Теории обмена — возмездный характер налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др.
По атомистической теории налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам.
В соответствии с теорией наслаждения налог есть одновременно и жертва, и наслаждение.
Теория налога как страховой премии рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска.
Для сторонников классической теории налоги — один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства.
Теории жертвы и теории коллективных потребностей - содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.
Идея кейнсианской теории заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития.
Теория монетаризма - налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.
Теория экономики предложения рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования.
Теории единого налога - налоги уплачиваются из одного источника — доходов.
Теории пропорционального налогообложения базируются на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы).
Теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика.
Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения.
Налоги и займы — два определяющих источника процветания любой страны.
Фискальная функция- отражает главное предназначение налога, а именно формирование финансовых ресурсов государства путем изъятия части доходов предприятий и граждан и их аккумулирование или сосредоточение в бюджетах и внебюджетных фондах.
Распределительная функция – функция, которая выражает сущность налога как особого фискального инструмента распределения налогов.
Регулирующая функция- предполагает влияние налогов на инвестиционные процессы, научно технический прогресс, влияние налогов на спад и рост производства, влияние налогов на структуру производства, на спрос и предложение, на объем доходов и сбережений.
Стимулирующая- направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.
Дестимулирующая- направлена на установление препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная составляющая предназначена для привлечения средств на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция- государство через налоги контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, отслеживает своевременность и полноту поступления налогов в бюджет и в конечном счете выявляет необходимость реформирования налоговой системы, бюджетной политики или социальной политики.
Поощрительная функция- предполагает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, герои Советского Союза).
Общее правило при взимании налогов- налог необходимо взимать с чистого дохода, а не с самого капитала, с тем, чтобы не истощались источники государственных доходов.
Принцип справедливости- каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Горизонтальная справедливость.- каждый должен выплачивать налог одинаковой величины.
Вертикальная справедливость- тот, кто получает больше от государства тех или иных благ тот должен и больше платить в виде налогов, т.е. обеспечение выгоды налогоплательщиков.
Принцип соразмерности.-соотношение наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщика, т.е. речь идет о сбалансированности государственного бюджета и интересах налогоплательщиков.
Принцип учета интересов налогоплательщиков. Данный принцип основан на двух принципах Адама Смита. А именно принципе определенности и принципе удобства.
Принцип экономичности (эффективности).-суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание.
Оффшорные механизмы- Сущность использования этих механизмов — юридическое перенесение объектов налогообложения из стран с высоким уровнем налогообложения в страны с его низким уровнем.
Налог – обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством на основе специального налогового законодательства.
Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Налог – экономическая категория. Как экономическая категория, налог по своей сущности представляет собой совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП и национального дохода в целях формирования централизованных денежных фондов государства.
Платежи за выдачу лицензий – обязательный платеж, но не является налогом.
Таможенные платежи – также не включаются в бюджет страны.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый государственными органами за право участия, пользования чем-либо или за право осуществление той или иной деятельности.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлина – плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий.
Прямые налоги – которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Реальные прямые налоги – налоги, которые уплачиваются с предполагаемого среднего налога плательщика.
Личные прямые налоги – это налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организации, НДФЛ).
Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров и услуг (надбавка к цене товара). Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (НДС, акцизы).
Косвенные универсальные налоги – налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых (НДС)..
Закрепленные – налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или во внебюджетный фонд. Например НДС целиком и полностью поступает в федеральный бюджет.
Регулирующие – налоги разноуровневые. Они поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
Абстрактные (общие налоги) – налоги, которые вводятся государством для формирования доходной части бюджета в целом.
Целевые (специальные налоги) – налоги вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
Общеобязательные налоги – налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают.
Факультативные – налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но их введение и взимание является компетенцией органов местного самоуправления.
Срочные налоги – налоги, которые оплачиваются в течение определенного срока с момента возникновения объекта налогообложения (акциз для предприятий, которые производят алкогольную продукцию).
Периодично календарные налоги (срок уплат налога устанавливается календарно, поэтому выделяют декадные налоги (раз в 10 дней), ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Налог как правовая категория – система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признается организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или соответствующие фонды, причитающихся налогов.
Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки(физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель)
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.(качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения)
Метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации
Затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
Законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством
Уполномоченный
представитель
Объект налогообложения представляет собой юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Предмет налогообложения – реальные вещи и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налогового обязательства.
Масштаб налога – установленная законом характеристика измерения предмета налога.Масштаб налога определяется посредством экономических и физических характеристик.
Единица налогообложения – условная единица принятого масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налогооблагаемой базы.
Налоговая база – представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Затратами выступают сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде. При этом не имеет значения произведены ли по этим обязательствам выплаты.
Прямой способ (определяется реальные и документально подтвержденные показатели налогоплательщика)
Косвенный способ (показатели определяются по аналогии с показателями других лиц)
Условный (показатели определяются на основе вторичных признаков)