Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Содержание

Введение 3
Глава. 1. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок взыскания 4
1.1. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность 7
Глава 2. Применение налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения. 9
2.1. Ответственность за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика 10
2.2. Ответственность за правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности. 15
2.3. Ответственность за правонарушения против обязанности по уплате налогов. 17
2.4. Ответственность за правонарушения против исполнения доходной части бюджета. 19
2.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков. 20
Глава 3. Причины уклонения от уплаты налогов и влияние налоговых санкций на финансовое состояние налогоплательщика 22
3.1. Обязанности налогоплательщиков. 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

  2.3. Ответственность за правонарушения против обязанности по уплате налогов.

 - неуплата  или неполная уплата налога20.

 Объектом налогового правонарушения являются отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налога. При этом виновный нарушает целый ряд норм НК РФ и, в частности, положения ст. 3,23,24,44, 45 НК РФ.

 Объективная сторона выражается в неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате законно установленных налогов путем неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога.

 Общественная  опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно подрывает  источники финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, приводит к тому, что бюджеты становятся дефицитными либо испытывают значительные трудности. Кроме того, виновный, совершая данное налоговое правонарушение, сберегает часть своего имущества, неосновательно обогащаясь за счет других участников налоговых правоотношений.

 Субъективная  сторона налогового правонарушения: п.3 ст.122 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 40% за умышленное совершение деяний, предусмотренных п.1 и п.2 ст.122 НК РФ. Исходя из положений п.3 ст.122 НК РФ, надо полагать, что налоговые правонарушения, предусмотренные п.1 и п.2 ст.122 НК РФ, должны быть совершены по неосторожности. 21

 Неосторожная  форма вины применительно п.1 и  п.2 ст. 122 НК РФ выглядит следующим образом:

 - налогоплательщик  не осознавал того, что совершаемые  им действия (бездействия), занижающие  налоговую базу, связанные с неправильным  исчислением налога, неправомерны;

 - налогоплательщик  осознавал, что совершаемые им  действия (направленные на занижение налоговой базы, другое неправильное исчисление налога) неправомерны, но не предвидел наступления последствий в виде неуплаты или неполной уплаты сумм налога

 Субъект налогового правонарушения может быть только налогоплательщик. Налоговые агенты не могут быть привлечены к ответственности по этой статье в силу того, что п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ, обязанность уплачивать законно установленные налоги возложена только на налогоплательщиков.

 Предусмотренная ст.122 НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления 22

 Привлечение организации к ответственности  за совершение деяния, предусмотренного ст.122 НК РФ, не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции), при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ23.  
2.4. Ответственность за правонарушения против исполнения доходной части бюджета.

 - невыполнение  налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов24.

 Объектом налогового правонарушения по ст.123 НК РФ являются отношения, связанные с надлежащим исполнением налоговым агентом своих обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налога.

 Объективная сторона состоит в невыполнении налоговым агентом возложенных на него НК РФ обязанностей и выражается в неправомерном действии (бездействии), в результате которого происходит не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию у налогоплательщика и перечислению соответствующих сумм в бюджет.

 Общественная  опасность данного деяния состоит  в том, что подрывается система  финансового обеспечения деятельности государства, а налогоплательщик (не по своей вине) не исполняет лежащей на нем конституционной обязанности по уплате налога.25

 Следует так  же иметь в виду, что если налоговый  агент удержал налог, но не перечислил его в бюджет, то в этом случае он обязан уплатить пеню в соответствии со ст. 75 НК РФ.

 Привлечение налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ не освобождает его от обязанности удержать налог у и перечислить его в бюджет .

 Субъективная  сторона анализируемого деяния может быть представлена как в форме умысла, так и неосторожности26.

 Субъектом является налоговый агент.

 Если деяние совершается физическим лицом, то ответственность  по ст.123 НК РФ будет иметь место  в случае отсутствия в деянии признаков преступления.

 

  2.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков.

 - ответственность  свидетеля27.

 Объектом правонарушения являются отношения по осуществлению надлежащего налогового контроля со стороны налоговых органов.

 Правонарушение состоит в препятствовании со стороны свидетеля полному и объективному осуществлению мероприятий налогового контроля.

 Объективная сторона рассматриваемого состава выражается как в действиях, так и в бездействиях свидетеля.

 Для применения ответственности причиной неправомерного отказа не имеют значения. Возможно, они будут учтены судом в качестве смягчающих обстоятельств, но от ответственности не освобождают.

 В соответствии с п.3 ст.90 НК РФ физическое лицо в  праве отказаться от дачи показаний  по основаниям, предусмотренным законодательством.

 Для привлечения  к ответственности по ст.128 НК РФ налоговые органы должны доказать преднамеренное искажение сведений - только в этом случае показания признаются заведомо ложными.

 Субъективная  сторона налогового правонарушения:

 - по ч.1 ст.128 НК РФ: неявка может быть совершена  как с умыслом, так и по  не осторожности, уклонение от  явки подразумевает только умысел.

 - по ч.2 ст.128 НК РФ: отказ от дачи показаний  или дача заведомо ложных показаний  могут быть совершены только  умышленно.

 Субъектом рассматриваемого деяния могут быть только физические лица.

 - отказ эксперта, переводчика или специалиста в проведении налоговой проверки, дача заведомо-ложного заключения или осуществление заведомо-ложного перевода свидетеля28.

 Объектом рассматриваемого деяния является установленный порядок участия эксперта, специалиста, переводчика в проведении налогового контроля.

 Общественная  опасность правонарушения состоит  в том, что оно существенно  затрудняет деятельность налогового органа по налоговому контролю, способно привести к тому, что результаты налоговой  проверки будут недостоверными, а  лица, виновные в налоговых правонарушениях, не понесут ответственность.

 Субъективная  сторона рассматриваемого деяния характеризуется наличием прямого умысла: лицо осознает, что в нарушение закона совершает деяние, предвидит, что его отказ от участия в проверке, равно как и дача им заведомо-ложного заключения, перевода приведет к необъективности результатов налоговой проверки и желает наступления таких вредных последствий.

 Субъектами налогового правонарушения по ст. 129 НК РФ являются:

 Эксперт - организации или физические лица, обладающие необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле .

 Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела.

 Переводчик - не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки глухого или немого физического лица.

 Налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ. 

 

  Глава 3. Причины уклонения от уплаты налогов и влияние налоговых санкций на финансовое состояние налогоплательщика

 Основные  факторы, толкающие организацию  к выходу из-под действия правовых норм, контроля государства и переходу в теневой оборот, следующие: нестабильность политической и экономической ситуации, несовершенство действующего законодательства, несоответствие размера налогового давления качеству обеспечения государством условий для ведения бизнеса, невысокая эффективность судебной системы и системы исполнения судебных решений, низкий уровень правовой и организационной культуры, некоторые исторические традиции.

 И все же, работа предприятий именно в рамках легального оборота дает возможность  организации формировать имидж на рынке, иметь кредитную историю, обращаться за защитой нарушенных и оспариваемых прав в судебные и исполнительные органы, избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми и иными контролирующими органами.

 Экономические стимулы уклонения от налогообложения, как правило, являются определяющими. Налогоплательщик сравнивает экономические последствия уплаты налога и применения санкций. Естественно, чем выше ставка налога и ниже размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения.

 С другой стороны, чем хуже экономическое положение  налогоплательщика, тем выше побудительные мотивы уклонения.

 Во-первых, выполнение всех налоговых обязательств может  ухудшить и без того сложное экономическое  положение субъекта вплоть до критического.

 Уклонение от налогообложения может рассматриваться  также налогоплательщиком как единственный шанс выжить.

 Во-вторых, применение санкций к экономически слабому  субъекту, хотя и может разорить его, все же угроза потерять все может  быть менее существенна, чем угроза применения санкций к динамично развивающемуся субъекту, который при этом лишается реальных перспектив.

  В-третьих,  наблюдается неравновесное возложение  основной массы налогового бремени  на производительные отрасли.  Крупные промышленные предприятия в основном работают на низкой прибыльной марже и к тому же не имеют возможностей скрывать свою деятельность от налогового контроля, в то время как основная масса доходов формируется в сфере торговли, финансовых и фондовых операций, экспорта, рекламы, где контроль налоговых органов особенно слаб и прибыли легче укрыть от налогообложения. 

 В-четвертых, в России по-прежнему гипертрофированна роль косвенных налогов и налогов с выручки. Наблюдается тенденция к повышению доли прямых налогов, отмечается стремление охватить прямым налогообложением основную массу населения, включая десятки миллионов получателей низких доходов, которые во всех высоко и среднеразвитых странах не только не считаются налогоплательщиками, но наоборот, имеют право на получение прямой поддержки от государства.

 Много говорилось о снижении ставки налога на прибыль  на треть  при одновременной отмене всех преференций по этому налогу. В результате в выигрыше остались посреднические фирмы, банки, страховые  компании. Предприниматели, занятые в сфере материального производства, честно показывали свою прибыль с целью обновления своих основных фондов. 
Теперь государство, снизив налог, льготу ликвидирует, и развитие производства может обходиться предприятию дороже, чем ранее.

 По предварительным данным введенный налог на добычу полезных ископаемых увеличит налоговую нагрузку на недропользователей в среднем на 25%.

 Экономические причины можно условно разделить  на зависящие от финансового состояния  налогоплательщика и порожденные  общей экономической конъюнктурой.

 Существенно возрастает практика уклонения от налогообложения  в периоды экономических спадов, что объясняется не только ухудшением материального положения самих  налогоплательщиков, но и потребителей их продукции, работ, услуг, в результате чего сокращается возможность переложения налога путем повышения отпускных цен. В периоды экономических кризисов руководство любой страны вынуждено предпринимать соответствующие меры для стабилизации экономики. Чаще всего это достигается строгой регламентацией рынка и рыночных отношений путем установления фиксированных цен на отдельные группы товаров. В такие периоды наряду с государственным легальным рынком параллельно появляется неуправляемый «черный» рынок, который действует по своим законам и в нарушение установленных государством правил. Сделки, совершаемые на этом рынке, налогообложению не подлежат, т. к. не могут быть проконтролированы государством. Соблазн у предпринимателей работать на таком рынке достаточно велик. 

 

  3.1. Обязанности налогоплательщиков.

 Налогоплательщики обязаны:  
1) уплачивать законно установленные налоги;  
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;  
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;  
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;  
5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций. представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность.29 За исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;  
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке,  документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;  
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;  
8) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;  
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.30 
2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:  
1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;  
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;  
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).  
4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.  
3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.  
4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством

Информация о работе Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика