Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:47, реферат

Описание работы

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ,

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 21.29 Кб (Скачать)

Роль местных налогов  в формировании бюджетов органов  местного самоуправления

Местный налог


Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются только НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В настоящее время на территории РФ введены следующие местные  налоги налоги и сборы:

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

Не могут устанавливаться  местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

 

Конституция РФ и  законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации отводят  муниципальным образованиям значительную роль в решении социально-экономических  проблем функционирования и развития территорий и наделяют органы местного самоуправления особым правовым статусом.

Местные налоги и Конституция РФ

Конституцией РФ определено (п. 3 ст. 75), что федеральным  законом устанавливаются только лишь система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов.

Общие принципы налогообложения  и сборов, устанавливаемые федеральным  законом, не могут противоречить  Конституции РФ и по определению  вряд ли могут включать в себя установление каких-либо налогов, а местные налоги и сборы к предметам ведения  Российской Федерации Конституцией РФ не отнесены вообще.

Более того, Конституция  РФ прямо относит названные вопросы  к компетенции местного самоуправления и определяет (п. 1 ст. 132), что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и  сборы.

При этом, п. 1 ст. 132 Конституции не содержит каких-либо ограничений прав органов местного самоуправления или условий их реализации (например, "... в соответствии с  федеральным законом"). Кроме того, Конституцией РФ прямо установлено (ст. 12), что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Местные налоги и законодательство о местном  самоуправлении

Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" в полном соответствии с Конституцией РФ относит установление местных налогов и сборов к  вопросам местного значения и к исключительной компетенции представительных органов  местного самоуправления (ст. ст. 6, 15, 39).

При этом, местные  налоги и сборы определены в законе как налоги и сборы, устанавливаемые  органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 1).

Кроме того, определяя  полномочия органов государственной  власти Российской Федерации (ст. 4) и  субъектов РФ (ст. 5) по вопросам муниципального права, названный выше федеральный  закон вообще не предусматривает  каких-либо полномочий органов государственной  власти по установлению местных налогов  и сборов или каких-либо их элементов.

Вместе с этим Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок регулирования  вопросов местного значения федеральными законами и определен исчерпывающий  перечень условий, при которых такое  регулирование возможно (п. 4 ст. 57).

Российская Федерация  вправе регулировать правоотношения, отнесенные Конституцией РФ и данным федеральным законом к ведению  муниципальных образований, только путем установления федеральным  законом временных норм, которые  действуют лишь в том в случае, если указанные правоотношения не урегулированы  уставами муниципальных образований  и принятыми нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Федеральным законом  РФ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" (п. 1 ст. 7) также определено, что федеральные  законы, законы субъектов РФ, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  противоречить Конституции РФ и  настоящему Федеральному закону, ограничивать установленные ими права местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции  РФ и настоящего федерального закона, применяются положения Конституции  РФ и настоящего федерального закона (п. 3 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ"). 
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления все-таки имеют право "самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы".

В то же время, Налоговым  Кодексом РФ (федеральным законодательным  актом) установлено (абз. 3 п. 4 ст. 12), что представительные органы местного самоуправления, при установлении местных налогов, определяют лишь налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым Кодексом), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Все остальные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом (федеральным законом).

Иными словами, Налоговый  Кодекс РФ не предусматривает каких-либо налогов и сборов, устанавливаемых  органами местного самоуправления самостоятельно, то есть действительно местных налогов  и сборов.

Одним из основных факторов "федерализации" налоговой  системы являлся довод о "налоговом  беспределе" на местном уровне и о многочисленных и разнообразных налоговых поборах, установленных органами местного самоуправления.

С 1993 года, после  вступления в силу Закона РФ "Об основах  налоговой системы в РФ" во многих муниципальных образованиях были установлены многочисленные и  разнообразные местные налоги. Появление  этих местных налогов было обусловлено  желанием местных Советов решить проблемы местных бюджетов. Однако, в силу объективных причин, налоги устанавливались далеко не всегда обоснованно  и грамотно и, мягко говоря, не особенно профессионально.

При очередных выборах  представительных органов местного самоуправления, начиная с 1994, стала  существенно возрастать роль предпринимательских  структур. Очевидно, что крупные  налогоплательщики и их "лоббисты" (в хорошем смысле) стали активно  участвовать в выборах, в том  числе и с целью оптимизации  местного налогообложения.

При этом на местном  уровне эффективность обратной связи  по вопросам налогообложения и учета  интересов налогоплательщиков гораздо  выше, чем на областном или федеральном  уровнях. Кроме того, установление налогов  и сборов является одной из форм реализации представительным органом  власти своих властных полномочий путем  принятия налоговых решений. А орган  власти, принимающий любое решение, по определению имеет право на ошибки, в том числе, и при установлении налогов, за которые он же и отвечает. В следующий раз не выберут. В настоящее время практически во всех представительных органах местного самоуправления количество представителей бизнеса составляет не менее 50 % от общего числа депутатов. Столь высокий уровень представительства вполне обеспечивает баланс интересов власти и налогоплательщиков, а также является необходимым и достаточным препятствием для налогового произвола.


Информация о работе Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления