Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:47, реферат
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ,
Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления
Местными признаются налоги и с
В настоящее время на территории РФ введены следующие местные налоги налоги и сборы:
Не могут устанавливаться местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.
Конституция РФ и
законодательство о местном самоуправлении
в Российской Федерации отводят
муниципальным образованиям значительную
роль в решении социально-
Местные налоги и Конституция РФ
Конституцией РФ определено (п. 3 ст. 75), что федеральным законом устанавливаются только лишь система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов.
Общие принципы налогообложения и сборов, устанавливаемые федеральным законом, не могут противоречить Конституции РФ и по определению вряд ли могут включать в себя установление каких-либо налогов, а местные налоги и сборы к предметам ведения Российской Федерации Конституцией РФ не отнесены вообще.
Более того, Конституция
РФ прямо относит названные
При этом, п. 1 ст. 132 Конституции не содержит каких-либо ограничений прав органов местного самоуправления или условий их реализации (например, "... в соответствии с федеральным законом"). Кроме того, Конституцией РФ прямо установлено (ст. 12), что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местные налоги и законодательство о местном самоуправлении
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полном соответствии с Конституцией РФ относит установление местных налогов и сборов к вопросам местного значения и к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления (ст. ст. 6, 15, 39).
При этом, местные налоги и сборы определены в законе как налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 1).
Кроме того, определяя полномочия органов государственной власти Российской Федерации (ст. 4) и субъектов РФ (ст. 5) по вопросам муниципального права, названный выше федеральный закон вообще не предусматривает каких-либо полномочий органов государственной власти по установлению местных налогов и сборов или каких-либо их элементов.
Вместе с этим Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок регулирования вопросов местного значения федеральными законами и определен исчерпывающий перечень условий, при которых такое регулирование возможно (п. 4 ст. 57).
Российская Федерация вправе регулировать правоотношения, отнесенные Конституцией РФ и данным федеральным законом к ведению муниципальных образований, только путем установления федеральным законом временных норм, которые действуют лишь в том в случае, если указанные правоотношения не урегулированы уставами муниципальных образований и принятыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Федеральным законом
РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" (п.
1 ст. 7) также определено, что федеральные
законы, законы субъектов РФ, устанавливающие
нормы муниципального права, не могут
противоречить Конституции РФ и
настоящему Федеральному закону, ограничивать
установленные ими права
В случае противоречия
норм муниципального права, содержащихся
в законах, положениям Конституции
РФ и настоящего федерального закона,
применяются положения
Таким образом, в соответствии с Конституцией
РФ и Федеральным законом РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ" органы местного самоуправления
все-таки имеют право "самостоятельно
устанавливать местные налоги и сборы".
В то же время, Налоговым Кодексом РФ (федеральным законодательным актом) установлено (абз. 3 п. 4 ст. 12), что представительные органы местного самоуправления, при установлении местных налогов, определяют лишь налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым Кодексом), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Все остальные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом (федеральным законом).
Иными словами, Налоговый Кодекс РФ не предусматривает каких-либо налогов и сборов, устанавливаемых органами местного самоуправления самостоятельно, то есть действительно местных налогов и сборов.
Одним из основных факторов "федерализации" налоговой системы являлся довод о "налоговом беспределе" на местном уровне и о многочисленных и разнообразных налоговых поборах, установленных органами местного самоуправления.
С 1993 года, после вступления в силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" во многих муниципальных образованиях были установлены многочисленные и разнообразные местные налоги. Появление этих местных налогов было обусловлено желанием местных Советов решить проблемы местных бюджетов. Однако, в силу объективных причин, налоги устанавливались далеко не всегда обоснованно и грамотно и, мягко говоря, не особенно профессионально.
При очередных выборах представительных органов местного самоуправления, начиная с 1994, стала существенно возрастать роль предпринимательских структур. Очевидно, что крупные налогоплательщики и их "лоббисты" (в хорошем смысле) стали активно участвовать в выборах, в том числе и с целью оптимизации местного налогообложения.
При этом на местном уровне эффективность обратной связи по вопросам налогообложения и учета интересов налогоплательщиков гораздо выше, чем на областном или федеральном уровнях. Кроме того, установление налогов и сборов является одной из форм реализации представительным органом власти своих властных полномочий путем принятия налоговых решений. А орган власти, принимающий любое решение, по определению имеет право на ошибки, в том числе, и при установлении налогов, за которые он же и отвечает. В следующий раз не выберут. В настоящее время практически во всех представительных органах местного самоуправления количество представителей бизнеса составляет не менее 50 % от общего числа депутатов. Столь высокий уровень представительства вполне обеспечивает баланс интересов власти и налогоплательщиков, а также является необходимым и достаточным препятствием для налогового произвола.
Информация о работе Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления