Роль ЕСН в современных российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование роли ЕСН в современных российских условиях и ее перспектива развития..
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
o детально рассмотрены ЕСН.
o подробно изучить изменении ЕСН;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3-4
Глава1.Единый Социальный Налог: характеристика и сущность…...5-13
1.1.Понятие и характеристика Единого Социального Налога ………………...5
1.2.Налогоплательщики…………………………………………………………..6
1.3. Объект налогообложения……………………………………………….…7-9
1.4.. Налоговая база…………………………………………………………..10-14
1.5.Налоговые льготы…………………………………………………………....15
Глава2. ………………...…15-20
2.2.Налоговые ставки……………………………………………...…………….16
2.3. Порядок исчисления ЕСН……………………………………………....17-19
Глава 3.Перспективы Единого социального налога……………………… 2.4. Перспективы развития единого социального налога…………………20-21
Заключен……………………………………………………22-24
Список использованной литературы ……………………………………24-25

Работа содержит 1 файл

ESN.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

Налоговые декларации (расчеты) по обособленным подразделениям налогоплательщиков, в  соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенных к категории крупнейших, представляются в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших налогоплательщиков.

При наличии  у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляется организацией по месту своего нахождения.

9. В случае  прекращения деятельности в качестве  индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. Разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

    Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в статью 244 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008

Перспективы развития единого  социального налога

Анализируя  систему взимания Единого социального налога, можно выделить следующие основные проблемы: 
1. Например, в обязанности налогоплательщиков не входит распределение этого налога между государственными социальными фондами. Эта функция принадлежит государству и полностью им контролируется. Налогоплательщики поэтому не могут нести ответственности за правильность исчисления, полноту и своевременность распределения единого социального налога между фондами, а только лишь за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты самого налога.  
Указанная проблема возникла по той причине, что глава 24 "Единый социальный налог" устанавливает обязанности налогоплательщиков данного налога и обязанности налоговых органов по контролю за его распределением.  
2. Несмотря на то, что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. 
3. Возникновение задолженности по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени, которую решить силами только налоговых органов невозможно.  
Но, как уже было, отмечено выше, с момента вступления в силу положения о едином социальном налоге прошло меньше года и о дальнейшей эффективности его применения можно будет высказываться в ближайшем будущем. 
Что касается совершенствования поступления и взимания Единого социального налога в систему доходов консолидированного бюджета. 
То здесь полезно было рассмотреть данный вопрос на примере зарубежного опыта, с целью возможного применения его к нашей стране для развития системы по совершенствованию поступлений Единого социального налога в систему доходов консолидированного бюджета России.

     Положительным результатом стало  выполнение ежемесячных заданий  за январь-март 2001 г. по сбору ЕСН во все фонды. Несмотря на то что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.

  Более  правильно, было бы установить  порядок, при котором все плательщики  уплачивают полностью в ФСС  РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

    Законодатели могли бы также  объединить взносы в федеральный  и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и  распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить  единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

   Существенные недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок  не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

      К сожалению, ожидаемого снижения  налоговой нагрузки на фонд  оплаты труда налогоплательщиков  не получилось. Сейчас налогоплательщики  должны ежемесячно представлять  расчеты авансовых платежей по  ЕСН, что обременительно для  них и создает излишнюю нагрузку на налоговые органы. Целесообразно было бы ввести ежеквартальное представление расчетов, а уплату ЕСН производить, как и ранее, ежемесячно.

    Однако, основываясь на приведенных выше основных характеристиках ЕСН можно выделить следующие отличия от существовавшей ранее системы внебюджетных платежей: 
     1)Введение регрессивной шкалы 
     2)Функция контроля передана налоговым органам  
     3)Единый порядок исчисления налоговой базы  
     4)Ликвидирован Государственный фонд занятости населения РФ

     Бесспорно, предусмотреть абсолютно все введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно происходит реформирование систем пенсионного и социального обеспечения. Но уже сегодня исходя из положительных результатов проделанной работы можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан. 
 
 
 
 
 

                                              Заключение  

      Налоги - необходимый элемент механизма  государственного регулирования  рыночной экономики, без которого  немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.  
      Именно в налоговой системе и налоговой политике заложены и возможности использования их в целях развития и совершенствования федеративных отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.  
     Насколько важна роль и значение ЕСН в современных российских условиях может оценить каждый человек. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, что с его помощью решаются насущные проблемы каждого человека. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее сколько будет этих средств в бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности нации за счёт проведения своевременной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.

     Все функции по контролю за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога в бюджет и в государственные  социальные внебюджетные фонды возложены  на налоговые органы, в том числе  и по взысканию сумм недоимки, пени и штрафов.

     Они же осуществляют и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев). Зачисление данных сумм должно производиться в бюджеты соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов, а платежи в Государственный фонд занятости населения - в федеральный бюджет.

     В отношениях, связанных с исчислением  и уплатой страховых взносов  по обязательному пенсионному страхованию, наряду с налоговыми органами участвует Пенсионный фонд РФ. Так, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ.

     Но  на сегодняшний день объявить введение ЕСН новаторством – не совсем правомерно, поскольку основное предназначение налога ничем не отличается от предназначения существовавшей ранее системы внебюджетных платежей: обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь. Категории плательщиков и объект налогообложения также не претерпели значительных изменений. 
    Что касается совершенствования поступления и взимания Единого социального налога в систему доходов бюджета. 
То здесь полезно было рассмотреть данный вопрос на примере зарубежного опыта, с целью возможного применения его к нашей стране для развития системы по совершенствованию поступлений Единого социального налога в систему доходов бюджета России. 
Не смотря на многие недостатки, следует отметить, что в целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 198-ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.  
     Так, значительно снижена налоговая нагрузка в отношении благотворительных и подобного рода организаций    Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.  
      Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не подлежащие налогообложению (например, с использованием страховых и банковских схем), при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. Теперь же предусмотрено упрощение этих условий. Поэтому уже многие организации пользуются в течение года регрессивными ставками налогообложения и, тем самым, снижают уровень своих издержек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1.  Конституция Российской Федерации

    2. Налоговый Кодекс РФ I и II части. ( посл. Изм. и доп.)

    3. Закон РСФСР "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного  процесса в РСФСР" от 17 октября 1991 г.

    4. Указ Президента РФ от 07.08.1992г.  № 822 "О Фонде Социального  страхования Российской Федерации"

    5. Постановление Верховного Совета  РСФСР от 24.02.1993г. № 4543-1 "О  порядке финансирования обязательного  медицинского страхования граждан на 1993г."

        6.Приказ Минфина РФ от 17.03.2005 №  40н "Об утверждении формы  расчета авансовых платежей по  единому социальному налогу и  рекомендаций по ее заполнению".

    7.Аронов  А.В., Кашин В.А. Налоговая политика  и налоговое администрирование: учеб пособие. – М.: Экономистъ, 2006.

    8. Джаарбеков С.М. Методы и схемы  оптимизации налогообложения. - М.: МЦФЭР, 2002.

    9. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги  и налогообложение. - Ростов - н/д:  Феникс, 2003.

    10. Забелина О.В., Толкаченко Г.Л.  Финансовый менеджмент. - М.: Экзамен, 2007..

    11. Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги  и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА - М, 2004.

       12. Кучеров И.И. Налоговое право  России: Курс лекций. Изд. 2-е перераб.и  доп.-М.: Центр ЮрИнфор, 2006, 448 с.

    13. Маркарьян Э. А., Герасименко Г.  Г. Финансовый анализ: Учебное  пособие. - М.: Приор, 2003. - 321 с.

    16. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение:  Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 432 с.

    17. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред.  Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 251 с.

    18. Налоги и налогообложение / Под  ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2004. - 256 с.

    19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение  в Российской Федерации. -М.: МЦФЭР, 2003. - 352 с.

       20 Попонова Н.А и др. Организация  налогового учета и налогового  контроля: Учебное пособие /Н.А.Попонова, Г.Г.Нестеров, А.В.Терзиди. – М.: Изд-во  Эксмо, 2006. – 

Информация о работе Роль ЕСН в современных российских условиях