Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:41, реферат
Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в виде налоговых ставок, льгот и санкций. Использование ставок при исчислении того или иного налога позволяет определить сумму конкретного платежа, и в каком размере она будет перечислена в соответствующий бюджет. Предоставление льгот налогоплательщикам, позволяет им сократить сумму платежей по налогам, предназначенные для перечисления в бюджет, и направить данные средства на решение производственных и др. хозяйственных проблем.
Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в виде налоговых ставок, льгот и санкций. Использование ставок при исчислении того или иного налога позволяет определить сумму конкретного платежа, и в каком размере она будет перечислена в соответствующий бюджет. Предоставление льгот налогоплательщикам, позволяет им сократить сумму платежей по налогам, предназначенные для перечисления в бюджет, и направить данные средства на решение производственных и др. хозяйственных проблем. Взыскание налоговых санкций с налогоплательщика приводит к уменьшению суммы прибыли, которая должна была поступить в распоряжение хозяйствующего субъекта, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из этого следует то, что использование указанных элементов позволяет регулировать непосредственно процесс перераспределения финансовых ресурсов.
Кроме
того, применение налоговой санкции
это проявление контрольной функции
налога. Однако контрольное свойство
системы налогообложения
В
конечном итоге, принимая во внимание
функции, которые возлагаются на
налог, он должен способствовать достижению
равновесия между общественными, корпоративными
и личными интересами и на этой
основе обеспечивать общественный прогресс.
Регулирующая функция налогообложения
По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений
Регулирующая
функция направлена в первую очередь
на достижение посредством налоговых
механизмов тех или иных задач
налоговой политики государства. При
анализе этого аспекта
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирутощая подфункция
Можно
назвать также воспроизводствен
По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе - они также противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это осуществимо только пугем перераспределения налоговой тяжести между плательщиками, что непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной основы: налог существу" ет для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не чапретительными мерами'.
Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.
В этой связи можно согласиться с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.
Так,
стимулирующая функция налогов
влияет на экономическое поведение
субъектов более чем
Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный
Тем не менее в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.
В
то же время регулирующая функция
налогов действует сразу и
непосредственно при
Поль Годме в своей книге «Финансовое право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии
С
помощью налогов государство, действительно,
способно создать более или менее
благоприятные и