Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:06, доклад
В большинстве зарубежных стран порядок разработки, рассмотрения и утверждения проектов региональных бюджетов детально регламентирован.
В основу расходной части бюджета обычно закладываются сметы муниципальных департаментов, составляемые руководителем финансовой службы с учетом поправок, вносимых главой исполнительной власти на местах (губернатором, мэром и т.п.). Проект регионального бюджета на очередной финансовый год формируется путем сопоставления смет расходов департаментов и предстоящих выплат по всем финансовым обязательствам с ожидаемыми доходными поступлениями. После обсуждения, организуемого муниципальным советом, проект бюджета вносится на утверждение главы исполнительного аппарата. Одновременно принимаются решения о налоговых ставках и проектируемых займах.
Принципы формирования. В большинстве зарубежных
стран порядок разработки, рассмотрения
и утверждения проектов региональных бюджетов детально
регламентирован.
В основу расходной части бюджета обычно
закладываются сметы муниципальных департаментов,
составляемые руководителем финансовой
службы с учетом поправок, вносимых главой
исполнительной власти на местах (губернатором,
мэром и т.п.). Проект регионального бюджета на
очередной финансовый год формируется
путем сопоставления смет расходов департаментов
и предстоящих выплат по всем финансовым
обязательствам с ожидаемыми доходными
поступлениями. После обсуждения, организуемого
муниципальным советом, проект бюджета вносится
на утверждение главы исполнительного
аппарата. Одновременно принимаются решения
о налоговых ставках и проектируемых займах.
Региональные органы власти обязаны руководствоваться
законодательно закрепленными принципами
составления бюджета. Основные из них принцип
обеспечения общей сбалансированности бюджета и
принцип полноты бюджета. Иначе говоря,
в его проекте должны фигурировать все
предполагаемые доходы и расходы.
Во многих странах, например в Германии,
Великобритании, Испании, центральные
власти принимают участие также в корректировке бюджетов
региональных властей в части, касающейся бюджетных налоговых
поступлений, ориентируясь при этом на
уровень среднедушевого дохода в различных
административно-
Доходы региональных бюджетов формируются
за счет местных налогов и сборов, неналоговых
доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов.
Соотношение между этими источниками
зависит от функций, возложенных на региональные органы
управления, потенциальных возможностей
получения ими местных налогов, а также
возможностей вышестоящих органов власти
оказывать финансовую помощь территориям.
Международный опыт свидетельствует,
что в более экономически развитых странах доля
доходов региональных бюджетов в общем
объеме ресурсов государства выше. Так,
если в Португалии она составляет 3% в ВНП,
то в Норвегии — 15%, в Швеции — 31%.
Налоги — главный источник региональных
бюджетов. Все налоги, поступающие в эти бюджеты, можно
разделить на две группы: местные налоги
и поступления из вышестоящих бюджетов.
1. В соответствии с налоговым законодательством
каждой страны местные налоги закреплены
за отдельными видами региональных бюджетов.Ставки
по этим налогам устанавливаются, как
правило, региональными
Местные налоги бывают прямые и косвенные.
К прямым относятся налоги, взимаемые
с доходов или с имущества плательщика
(земельный, промысловый, на профессию,
на прибыль, подоходный на автомобили
и др.). Косвенные — это налоги, взимаемые
при совершении покупки (продажи) товаров,
услуг.
В Западной Европе в системах местного
налогообложения в целом преобладают
прямые налоги: на долю налогов с дохода,
прибыли и собственности приходится в
среднем 70-75% общих налоговых поступлений.
Доля налоговых поступлений от налогообложения
на потребление составляет 3—4%, прочих
налогов — 20-25%.
В Японии на долю прямых налогов приходится
85%, на долю косвенных — 15%.
В рамках прямого налогообложения соотношение
налогов на прибыль и доходы и различных
налогов на собственность отличается
большим разнообразием: в скандинавских странах 80—
90% всех налоговых поступлений приходится
на обложение доходов и прибыли; в Бельгии,
Германии, Австрии аналогичный показатель
также превышает 50%. В других странах основная
часть налоговых поступлений региональных
К местным налогам относятся налоги, взимаемые региональными
Наряду с налогами на доходы, прибыль и
собственность региональные
Во Франции во многих городах установлен
налог на коммунальный общественный транспорт.
Обычно он вводится в городах с населением
более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все
предприятия, на которых число занятых
наемных рабочих свыше девяти. Местные
органы власти по согласованию с населением
могут вводить и другие постоянные или
временные налоги — налог на мощение дорог,
укладку тротуаров, уборку улиц и др.
В ряде стран устанавливаются дополнительные
налоги на вывоз мусора, потребление электроэнергии
и т.п. Жесткие санкции к нарушителям правил
дорожного движения и экологических стандартов
в форме штрафов также позволяет пополнить
местные бюджеты. Однако общий размер поступлений
от дополнительных налогов сравнительно
невелик.
2. Поступления из вышестоящих бюджетов включают:
отчисления от суммы отдельных налогов,
мобилизуемых на территории, а также дотации
и субвенции.
Отчисления от налогов, закрепленных за
вышестоящими бюджетами,
В последние десятилетия подобный способ
наделения средствами региональных бюджетов стал
все более распространяться, усиливая
этим зависимость региональных
Важный источник доходов региональных
бюджетов — дотации из вышестоящих бюджетов. Их
удельный вес в доходах региональных бюджетов в
разных странах составляет 20—40%. В состав
этих дотаций входят субвенции, выдаваемые
этим бюджетам на определенные цели.
По экономической сущности дотации и субвенции
близки к налоговым источникам, так как
в их основе лежат налоги.
Дотации и субвенции вызываются
постоянной значительной дефицитностью региональных
бюджетов. Кроме того, предоставляя в таком
виде этимбюджетам средства, вышестоящие
органы имеют возможность оказывать влияние
на экономическую политику на местах,
контролировать использование не только
этих средств, но и собственных ресурсов региональных органов
власти.
3. Неналоговые доходы региональных бюджетов включают
в основном доходы, получаемые от предприятий,
находящихся в муниципальной собственности,
арендных доходов, денежных сборов, всевозможных
штрафов, пошлин, добровольных взносов,
предприятий и населения. Неналоговые
доходы занимают скромное место в общих
доходах региональных бюджетов. Их удельный
вес колеблется в разных странах от 10 до
30% общих доходов.
Расходы региональных бюджетов во многом
зависят от бюджетной политики, проводимой
в государстве, и степени децентрализации
управления социальной сферой. Все это
является решающим фактором, влияющим
на объем финансовых ресурсов, проходящих
по каналам региональных бюджетов, на их
удельный вес в общегосударственных бюджетных
Соотношение объемов расходов, проходящих
через различные виды бюджетов, в странах не
одинаково. Так, в Финляндии, Германии,
Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов
Средства региональных бюджетов используются
как на эксплуатационные, так и на инвестиционные
затраты. Поэтому во всех странах
В расходах региональных бюджетов главенствующее
положение занимают ассигнования на социально-культурные
объекты. Это прежде всего расходы на начальные
и средние школы. В Германии эти расходы
составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в
Японии и Франции — более 1/3, а в бюджетах Великобритании
и США — свыше 40%. В ряде стран (Германии,
США) за счет территориальных бюджетов
За счет региональных бюджетов финансируется
и здравоохранение. Например, в Норвегии,
Швеции, Финляндии эти затраты составляют
более 50%бюджетных расходов.
Важнейшей статьей расходов региональных
бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное
хозяйство (жилье, водоканализационные,
транспортные предприятия, городское
благоустройство, дорожное хозяйство).
Из региональных бюджетов финансируются
расходы на содержание местных органов
власти, правопорядка, в некоторых странах —
судов.
Одной из существенных статей бюджетных расходов
являются затраты, связанные с погашением
займов и выплат процентов по ним. Например,
во Франции на выплату процентов по займам
и ссудам приходится выделять более 10%,
а на погашение полученных займов — около
20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.