Развитие в налоговой системе в РК. Инструменты денежной системы. Развитие банковской системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.Объект исследования – налоговая реформа в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3
Что такое налоги ? 4
Классификация и виды налогов 5
Налоговая система в Республике Казахстан 6
Основные этапы становления налоговой системы в Республике Казахстан 6
Действующая налоговая система. 8
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в Республике Казахстан. 10
Инструменты денежной системы 12
Банковская система РК 13
Банковская система Казахстана накануне приобретения независимости 14

Работа содержит 1 файл

Реферат Олжик.docx

— 69.01 Кб (Скачать)


 

 

Реферат

 

На тему: Развитие в налоговой системе  в РК. Инструменты денежной системы. Развитие банковской системы РК

 

26.03.2013

 

Выполнил: Нуркасым Олжас

Проверила : Царева Н.А.


 

 

Оглавление

Введение 3

Что такое налоги ? 4

Классификация и виды налогов 5

Налоговая система в Республике Казахстан 6

Основные этапы становления налоговой системы в Республике Казахстан 6

Действующая налоговая система. 8

Проблемы и перспективы развития налоговой системы в Республике Казахстан. 10

Инструменты денежной системы 12

Банковская система РК 13

Банковская система Казахстана накануне приобретения независимости 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть  реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы  развития налогового обложения.Объект исследования – налоговая реформа в Республике Казахстан. Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налоговой реформы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций. В качестве правового и информационного обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.  В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

Неуклонное повышение роли налогов  в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.Отсюда, столь пристальное неослабевающее внимание ученых-налоговедов и специалистов-аналитиков к вопросам дальнейшего совершенствования теории и практики налогообложения.Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное изменение налоговых отношений в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой системы с одновременным преобразованием прежнего механизма – системы управления налогами, представляет собой тоже систему, причем особую – экономическую.

Что такое налоги ?

Что же такое “налоги”? Налоги - это  обязательные поступления в сборы  с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц  участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь  инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога.

Пример: в подоходном налоге налоговая  единица - рубль, тенге или марка; в поземельном - 1 гектар, 1 акр участка; в акцизном - 1 бутылка, 1 пачка сигарет. Также существует понятие налоговой  системы - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве  под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая  система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

   *  субъект налога (лицо, которое  обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных  экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.

   *  объект налога - доход  или имущество, с которого начисляется  налог (прибыль, зарплата и  т.п.)

Переложение налогов является самой  трудной в теории налогообложения  проблемой и возможно только при  определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.).

Налоги выполняют следующие  функции:

                                       * 1. Фискальная (мобилизационная) функция;  т.е. государство собирает налоги  для финансирования соответствующих  доходов.

                                       * 2. Распределительная функция: собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

                                       * 3. Регулирующая функция заключается  в обеспечении пропорции между  потреблением населения посредством  изъятия части текущих доходов  и их направления на развитие  производства.

4. Стимулирующая функция - создание  различных стимулов по экономическому  росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

5. Ограничительная функция - через  налоговую политику государство  может сдерживать или ограничивать  развитие тех или иных производств.

6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и  групп населения объемов и  структуры производства, движения  финансовых потоков.

 

 

 

 

Классификация и виды налогов

 

Налоги классифицируются по различным  основаниям.

Во-первых в зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество. Последние правильней было бы назвать вещными налогами, поскольку, с точки зрения гражданского законодательства Республики Казахстан, деньги, которые являются объектом обложения подоходным налогом, являются разновидностью имущества. Налоговое же законодательство под имуществом понимает то, что гражданское именует вещами, т. е. имущество в материально-вещественной форме.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог  – налог, где субъект налогообложения  перекладывает бремя налогообложения  на другое лицо, выступающее фактическим  его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают  налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС  и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы  данных налогов включаются в его  цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в  то время как прямые налоги –  налогами на потребление.

«Критерием деления на прямые и  косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика  налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку».

В качестве преимуществ прямых налогов Г.Карагусова отмечает следующее:

- прямые налоги дают государству  верный и определенный по величине  налог;

- прямые налоги могут точнее  учитывать реальную платежеспособность  плательщика, чем косвенные налоги;при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;

- Прямые налоги в основном  взимаются с дохода самого  налогоплательщика.

- Косвенные налоги опасны непредсказуемостью  своего влияния на различные  сферы экономики.

В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные.

Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, указ о  налогах допускает натуральную  форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование. Впрочем, конструкцию раздела продукции, вряд ли вообще можно считать формой налогообложения.

По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и  налоги с физических лиц.Надо сказать, что в последнее время наше налоговое законодательство пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так и на физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных налога, взимаемых с организаций и с граждан.В налоговой практике встречаются названия индивидуальный налог, субъектом которого являются физические лица и корпоративный налог, субъектом которого выступают юридические лица. Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе «выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности организации, контроля за уплатой налогов».

В зависимости от их территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные  и местные.

     К общегосударственным  налогам относятся:

   1)   Индивидуальный подоходный налог и физических лиц;

   2)   налог на добавленную стоимость;

   3)   акцизы;

   4)   специальные  платежи и налоги недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся:

   1) земельный налог;

   2) налог на имущество;

   3) налог на транспортные  средства;

   4) сборы за право занятия  отдельными видами деятельности;

   5) сбор с аукционных продаж.

 

В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его доходной и расходной статей.Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения  бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях сбалансирования последнего.

Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может  выступать в качестве регулирующего  для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят  только из закрепленных источников (включая  закрепленные налоги), доходы местных  бюджетов, так и из регулирующих доходов.Определение налога, в качестве регулирующего производится при утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

В зависимости от характера использования  налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются  в бюджет соответствующего уровня как  общий денежный фонд соответствующей  территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.

Налоговая система в Республике Казахстан

Основные этапы становления  налоговой системы в Республике Казахстан

Формирование налоговой системы  Республики Казахстан можно разделить  на несколько этапов:

   Первый этап налоговой  реформы (с 1992 г. по июнь 1995 г.) - этап создания новой налоговой  системы суверенного Казахстана  на основе закона «О налоговой  системе в Республике Казахстан», принятого 24 декабря 1991г. На  этом этапе был в основном  использован опыт России и  перенята трехзвенная налоговая  система, соответствующая федеральному  устройству государства (общегосударственные,  общегосударственные местные и  местные налоги), но которая не  соответствовала унитарному государству,  каким является Казахстан. Основные  статьи закона «О налогах»  от 25 декабря 1991 г. Были направлены  на упорядочивание налогов, снижение  инфляции, которая достигала более  2000 % в год и достижение макроэкономической  стабилизации. При этом высокий  динамизм и непредсказуемость  изменения внутренних и внешних  условий ориентированны на приоритетность решения преимущественно краткосрочных целей.

Информация о работе Развитие в налоговой системе в РК. Инструменты денежной системы. Развитие банковской системы РК