Развитие налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Задачей настоящей работы ставится хронологическое рассмотрение и анализ российского налогового законодательства, с целью выявления закономерностей, а также путей и перспектив его развития. Кроме того, в первой главе работы рассматриваются общетеоретические вопросы налогового законодательства и налогового права. Изученность таких вопросов у российских авторов достаточно велика, в то время как развитие законодательства о налогах не рассматривает никто, за исключением А.В. Брызгалина. Такое положение представляется странным, особенно в силу провозглашаемого принципа преемственности при современном реформировании налогового законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…………….5
1.1. Роль налогового законодательства в условиях
перехода к рыночной экономике………………………………………………5
1.2. Развитие налогового законодательства………………………………….8
1.3. Совершенствование налоговой системы России………………………13
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………...17
2.1. Классификация налогов в российской экономике…………………….17
2.2. Эффективность налогообложения в России…………………………….21
2.3. Анализ современного налогообложения…………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РФ 

2.1. Классификация налогов в российской экономике

     Налоговая система Российской Федерации разделяет  налоги на 3 вида:

  1. Федеральные;
  2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-госyдарственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
  3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

     К федеральным налогам относятся:

     1) налог на добавленную стоимость;

     2) акцизы на отдельные группы  и виды товаров; 

     3) налог на доходы банков;

     4) налог на доходы от страховой  деятельности;

     5) сбор за регистрацию банков  и их филиалов;

     6) налог на операции с ценными  бумагами;

     7) таможенные пошлины; 

     8) отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;

     9) платежи за пользование природными  ресурсами;

  1. подоходный налог с физических лиц;
  2. налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);

     12) налоги, служащие источником образования дорожных фондов;

     13) гербовый сбор;

     14) государственная пошлина; 

     15) налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения; 

  1. сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
  2. транспортный налог с предприятий.

     Все суммы поступлений от налогов  указанных в подпунктах 1 - 7 и 16 зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

     Федеральные налоги (в том числе размеры  их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

     Все республиканские налоги являются общеобязательными.

     К налогам республик в составе  РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

     1) налог на имущество предприятий,  сумма платежей по налогу равными  долями зачисляется в республиканский  бюджет республики в составе  РФ, краевые, областные бюджеты  краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

     2) лесной налог; 

     3) плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных систем;

     4) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.  

     Налоги  устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

     Из  местных налогов (всего 22) общеобязательных только 3: налог на имущество с  физических лиц, земельный, а также  регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

     К местным относятся следующие  налоги:

     1) налог на имущество физических  лиц. Сумма платежей по налогу  зачисляется в местный бюджет  по месту нахождения (регистрации)  объекта налогообложения;

     2) земельный налог. Порядок зачисления  поступлений по этому налогу  в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

     3) регистрационный сбор с физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

     4) налог на строительство объектов  производственного назначения в  курортной зоне;

     5) курортный сбор;

     6) сбор за право торговли: сбор  устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

     7) целевые сборы с граждан и  предприятий, учреждений, организаций,  независимо от их организационно-правовых  форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и др. цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;

     8) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;

     9) налог на перепродажу автомобилей,  вычислительной техники и персональных  компьютеров. Налог устанавливают  юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

     10) сбор с владельцев собак. Сбор  вносят физические лица, имеющие  в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

     11) лицензионный сбор за право  торговли винно-водочными изделиями.  Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению;

     12) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

     13) сбор за выдачу ордера на  квартиру, сбор вносится физическими  лицами при получении права  на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

     14) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и  физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами власти;

     15) сбор за право использования  местной символики. Сбор вносят  производители продукции, на которой  используется местная символика  (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

     16) сбор за участие в бегах  на ипподромах. Сбор вносят юридические  и физические лица, выставляющие  своих лошадей на состязания  коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром;

     17) сбор за выигрыш на бегах.  Сбор вносят лица, выигравшие  в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

     18) сбор с лиц, участвующих в  игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

     19) сбор со сделок, совершаемых на  биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

     20) сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие  кино- и телеорганизации, производящие  съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;

     21) сбор за уборку территорий  населенных пунктов. Сбор вносят  юридические и физические лица  в размере, установленном местными  властями;

     22) налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной  сферы.

     Большинство местных налогов устанавливается  законодательными актами РФ и взимается  на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т. д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты. 

2.2. Эффективность налогообложения в России

     Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.

       В условиях инфляционных процессов и огромной ставки НДС этот налог стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так уже выросшие многократно цены. Его роль проявляется в том,  что в течение трех лет проведения реформ  реализуется только 65-70%  произведенной продукции, а также катастрофических размеров достигла взаимная задолженность предприятий и организаций. Так как этот налог несомненно очень перспективен в рыночной экономике,  то согласиться с предложениями о  его ликвидации нельзя.  Нужно отрабатывать его механизм, имея ввиду существенное снижение  ставки. Снижение  ставки НДС, в свою очередь, нацелено на увеличение объемов производства,  работ и услуг, что, как показывают расчеты, может значительно расширить ограниченные  возможности  бюджета.  Кроме того, этого же можно было бы добиться при оправданном увеличении ставок налога на имущество предприятий.

     Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью.  Рыночная экономика неизбежно  порождает необходимость в акцизах.

     Косвенные налоги на потребление действуют  практически во всех странах с  развитой рыночной структурой. Обычно они выступают в двух основных формах: налог на добавленную стоимость или  налог  с  продаж.  Поэтому имеет смысл сравнить ставки на целевое назначение этого налога в различных странах. В  США  одним  из главных доходных источников бюджетов штатов является налог с продаж. Отчисления от него направляются и  в муниципальные бюджеты. Ставка колеблется от 3% до 8,25%. В Японии налог с продаж взимается по ставке 3%, в Канаде - 7,5%. В европейских странах косвенные налоги на потребление обычно выше. Так,  в Германии налог с продаж составляет 14%, а по основным продовольственным товарам - 7%. В Финляндии уплачивается налог на добавленную стоимость в размере 19,5%.

     Сравнение позволяет сделать вывод о  более фискальной, нежели стимулирующей  роли налога на добавленную стоимость  в нашей  стране  (его  ставка  на сегодняшний день от 10% до 20%), о вынужденных мерах уменьшить бюджетный дефицит даже ценой возможного сужения налоговой базы. Рассматривая перспективы развития, следует сделать вывод о  возможности снижения налоговой ставки и расширении льгот. 

     2.3. Анализ современного налогообложения

     Эффективность налоговой системы РФ в 2007 году повысилась, считают эксперты Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП). В 2007 году совокупные доходы консолидированного бюджета достигли 2 трлн. 674 млрд. рублей и составили 29,6% ВВП, что примерно совпадает с итогами 2006 года. При этом в 2006 году были достигнуты высокие показатели сбора налогов, а в 2007 году началось осуществление налоговой реформы, направленной на снижение налогового бремени. В начале 2008 года наблюдаются похожие тенденции.

     Поступление налогов и сборов в январе в  федеральный бюджет составило 110,3 млрд рублей, что на 18,5% превышает установленное  на месяц задание — 93,1 млрд. рублей, сообщили в министерстве по налогам и сборам. 35,7 млрд. рублей из этой суммы составляют январские поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, что более в 2 раза превышает плановое задание.

Информация о работе Развитие налоговой системы РФ