Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность, предмет, функции и особенности налоговой системы Испании, провести анализ доходов, расходов и налогов Испании.
Задачи, поставленные для достижения цели:
- дать общую характеристику налоговой системе Испании;
- определить структуру управления налоговой системы Испании;
- выявить проблемы развития налоговой системы Испании;
- провести анализ действующей практики налогообложения Испании;
- наметить пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические аспекты развития налоговой системы Испании …………6
1.1 Сущность налоговой системы Испании………………………………6
1.2 Структура управления налоговой системы Испании ………………..7
1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании………………… 17
2 Анализ действующей практики налогообложения Испании………......19
2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны…………………….19
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании.20
2.3 Анализ показателей эффективности налоговой системы Испании..24
3 Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы
Испании…………………………………………………………………….26
3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании …26
3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой
реформой………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список использованных источников
-сумма уплаченного налога того же вида за пределами Испании;
-сумма, которая была бы выплачена, если бы доходы поступили на территории Испании.
В случае если организация получает доходы от нескольких типов деятельности, льготы применяется к общей сумме доходов, полученных на территории одной страны, в свою очередь доходы от деятельности филиалов исчисляются по отдельности.
Порядок
налогообложения доходов
Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал была подписана в г.Мадриде 16 декабря 1998 года. Она заменила собой Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 года [4].
1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании
В большинстве стран мира уклонение от налогов - основная проблема, с которой приходится бороться государству. Для Испании также такая проблема не чужда. Повысить собираемость налогов в Испании удалось с помощью ряда мер.
Во-первых, проводилась постоянная разъяснительная работа, цель которой - убедить население в необходимости выплаты итогов и демонстрация выгодности уплаты налогов, значительная часть которых идет на нужды образования. В сознание граждан постепенно внедряется мысль, что налоги являются важным условием финансово-экономической стабильности в стране в целом и способствуют развитию экономики.
Во-вторых, в Испании введено обязательное предоставление налоговых деклараций, фиксирующих все доходы, получаемые гражданами.
В-третьих, установлен жесткий контроль за сбором налогов, осуществляемый инспекционной службой, организационно входящей в Государственное налоговое агентство. Используются два основных метода проверки правильности уплаты налогов: общий контроль (на основе компьютерной обработки данных) и перекрестный (сопоставлением различных данных инспекциями на местах). Заполняемые декларации в Испании хранятся не менее четырех лет, в течение которых налоговый инспектор вправе потребовать её у любого гражданина в любой момент для проверки. Все предприниматели, в первую очередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков в Испании обязаны вести строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовых аппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, число граждан не желающих платить налоги достаточно велико. Механизм утаивания доходов и уклонения от уплаты налогов достаточно прост. Предприниматели просто не фиксируют поступающую прибыль или переводят ее на счета подставных фирм. Многие прибегают к услугам адвокатов, помогающих найти пробел в законодательстве. В этом случае на помощь государству приходят налоговая полиция и суд, возвращающие в государственную казну миллионы, укрытые от налогообложения.
Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, приняв во внимание зарубежный опыт.
2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны
Мировой финансово-экономический кризис сильно ударил по позициям Испании, поставив перед ней вопрос о поиске путей выхода из специфической, как оказалось, ситуации, в которой оказалось государство.
До кризиса, начавшегося в 2008 году, экономика Испании была наиболее динамичной среди стран ЕС и привлекала значительный приток инвестиций из-за рубежа. Результатом ускоренного экономического развития стало создание современной структуры экономики, в которой доминирует сфера услуг, практическая ликвидация отставания Испании от крупнейших европейских стран (Франция и Германия) по показателю ВВП на душу населения [14].
20 декабря Организацией
экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) был опубликован
очередной годовой отчет об
экономической ситуации в
Уровень дефицита национального бюджета Испании уже составляет около 9,2%.
По мнению авторов анализа, налоговая система Испании в настоящее время ориентирована в первую очередь на получение дохода от «рабочих налогов», в число которых включаются, в первую очередь, подоходные налоги юридических и частных лиц. Первоочередной мерой, по мнению ОЭСР, должна стать смена приоритетов в вопросах государственной налоговой политики, которая позволит правительству получать большие доходы от налогов на потребление и на недвижимость.
Кроме этого, ОЭСР призывает правительство Испании повысить доступность высшего и средне –специального образования для молодежи страны, что может позволить уже в самый короткий срок значительно поднять общий уровень квалификации работников страны.
В течение двух последних лет экономического спада государственный бюджет Испании из профицитного стал дефицитным, а государственный долг вырос с 36% до 55% ВВП страны. Исполняя требование Европейского союза, правительство Испании обязалось в течение трех лет сократить дефицит бюджета с нынешних 11,4% ВВП до разрешенных в зоне евро 3%. Это означает урезание государственных расходов на EUR50 млрд., хотя испанские власти уверяют, что социальных статей бюджета экономия не коснется.
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании
Правительство Испании представило бюджет на 2011 г., увеличивающий налоговые сборы для состоятельных граждан в рамках программы жесткой экономии.
Согласно плану нового бюджета, расходы правительства будут урезаны примерно на 10 млрд долл., или 7,9%. Ранее планировалось сократить расходы кабинета министров на 7,7%. Также правительство заявило о намерении повысить подоходный налог на 1% для тех, кто зарабатывает больше 120 тыс. евро в год, и на 2% - для зарабатывающих более 175 тыс. евро в год.
Уровень безработицы в Испании, по прогнозам, в 2011г. составит 18,9%. Ранее называлась цифра в 19,3%.
По итогам 2009г. дефицит бюджета Испании составил 11,2% от ВВП страны при том, что нормы Европейского союза разрешают максимальный дефицит на уровне 3%. Чтобы сократить дефицит к 2011г. до 6% ВВП, правительство страны разработало целый пакет мер: сокращение зарплат госслужащих на 5%, приостановку государственных инвестиций в социальные проекты, а также замораживание пенсий.
В частности, власти разместили пятилетние гособлигации на сумму 2,6 млрд евро. Средняя доходность размещенных бумаг составила 4,3% против 4,5% в ходе последнего подобного аукциона, проведенного в январе [10].
Также были размещены трехлетние долговые бумаги на сумму 1,15 млрд евро по ставке в 3,59%, что выше, чем во время последнего аукциона по этому виду бумаг, состоявшегося 3 февраля. Тогда ставка составила 3,25%, объем размещения — 1,89 млрд евро.
В
начале февраля международное
Ниже приведена таблица 3 доходов и расходов:
Таблица 3 – Бюджет Испании за 2008-2010 гг.
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное отклонение, евро | Темп роста, % |
Доходы, млрд. евро в т.ч.: | 489 | 468 | 498 | 9 | 101,8 |
-Налоги, млрд. евро | 291,93 | 294,8 | 322 | 30 | 110,3 |
-Доходы от социального страхования | 152 | 159 | 163 | 11 | 107,2 |
-Прочие доходы, млрд. евро | 45 | 14 | 13 | -32 | 28,88 |
Продолжение таблицы 3
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное отклонение, евро | Темп роста, % |
Расходы, млрд. евро, в т.ч.: | 582 | 567,78 | 551,4 | -31 | 95 |
-Услуги органов власти, млрд. евро | 50 | 53 | 56 | 6 | 112 |
-Охрана и безопасность, млрд. евро | 45 | 54 | 51 | 6 | 113 |
-Экономические услуги, | 34 | 37 | 45 | 11 | 132 |
-Здравоохранение, | 81 | 82 | 86 | 5 | 106 |
-Образование, | 40 | 39 | 38 | -2 | 95 |
-Социальная защита, | 135 | 141 | 145 | 10 | 107 |
-Защита окружающей среды, | 51 | 54 | 56 | 5 | 109 |
-Отдых, культура, религия, | 146 | 108 | 75 | -71 | 51 |
Дефицит, млрд. евро | 93 | 99,78 | 53,4 | -40 | 57 |
По
данным бюджета за 2008-2010 гг. видно, что
бюджет Испании дефицитный: за период
разница между доходами и расходами
сократилась почти в два раза
с 93 млрд. евро в 2008 г. до 53,4 млрд. евро
в 2010 г., что связано, прежде всего, с
эффективной налоговой
Также в структуре бюджета огромную долю занимают доходы от социальных взносов, которые за 2008-2010 гг. увеличились на 7,2 % и составили 163 млрд. евро. Рост доходов социальных фондов связан с огромной социальной защитой в странах Западной Европы и программой Правительства Испании до 2020 г. по социальному обеспечению населения. Кроме того, кризис 2008 г. способствовал уходу либерального Правительства «прокапиталистского толка» и прихода к власти социалистического Правительства, которое нацелено на социальную защиту и выполнение социальных программ.
Прочие доходы снизились значительно на 32 млрд. евро и составили в 2010 г. 13 млрд. евро, что связано с проблемами во внешнеторговой деятельности Испании, снижением спроса на туристические услуги в период 2008-2009 гг.
Расходы Испании за 2008-2010 гг. больше доходов, что привело к дефициту, однако он неизбежен, поскольку экономика требует средств.
Положительной
тенденцией является отставание темпов
роста расходов от доходов, что говорит
об эффективности мер
Для
более глубокого анализа
Таблица 4 – Структура налоговых доходов Испании в 2008-2010 гг.,
в млрд. евро
Виды налогов | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное отклонение, млрд. евро | Темп роста, % |
НДС | 112 | 120 | 140 | 28 | 125 |
Налог на недвижимость и передачу имущества | 12 | 15 | 17 | 5 | 142 |
Налог на прибыль корпораций | 57 | 59 | 61 | 4 | 107 |
Подоходный налог | 45 | 47 | 43 | -2 | 96 |
Налог на игорный бизнес | 3 | 4 | 4 | 1 | 133 |
Налог на наследство | 1 | 1,4 | 2 | 1 | 200 |
Налог на экономическую деятельность | 34 | 37 | 38 | 4 | 112 |
Налог с продаж ценного имущества и оформления документов | 24,94 | 8,2 | 12 | -13 | 48 |
Иные налоги | 3 | 3,2 | 5 | 2 | 167 |
Всего доходов от налогов | 291,93 | 294,8 | 322 | 30 | 110,3 |
Социальные взносы | 152 | 159 | 163 | 11 | 107,2 |
Всего налоговых доходов | 444 | 454 | 485 | 41 | 109,3 |
Информация о работе Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании