Пути совершенствования налогового контроля в сфере налогообложения доходов граждан от предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Налоговые реформы, проведенные в последние годы, показали значение влияния налогов на развитие социально-экономических ресурсов в Украине, через то что налоги - наиболее эффективный инструмент регулирования экономических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, виды и методы налогового контроля
2. Контроль в сфере налогообложения доходов граждан от предпринимательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования Украины

Европейский университет

Севастопольский филиал 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

На тему:

«Пути совершенствования  налогового контроля в сфере налогообложения  доходов граждан от предпринимательской  деятельности» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка группы Ф51д

Ничаева Н.В.

Проверила:

Костюченко  Т.И 
 
 

Севастополь 2012 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие,  виды и методы налогового контроля

 2. Контроль в сфере налогообложения доходов граждан от предпринимательской деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Налоговые реформы, проведенные в последние  годы, показали значение влияния налогов на развитие социально-экономических ресурсов в Украине, через то что налоги - наиболее эффективный инструмент регулирования экономических процессов.

Государственное регулирование экономики путем использования налоговых инструментов должно быть направлено на обеспечение и поддержку сбалансированного экономического роста, эффективное использование ресурсов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, которая ограничивается налоговыми правами и обязанностями. 

Одной из характерных черт налогообложения  есть его принудительность, именно поэтому плательщик налога, в сознании которого собственные экономические интересы преобладают над общегосударственными, разными способами пытается минимизировать сумму уплачиваемых налогов. Полная или частичная неуплата налогов может осуществляться как легально, то есть с использованием особенностей действующего законодательства, так и нелегально, с нарушением норм закона. 

Проблема  уклонения от налогов в Украине  приобрела массовый характер (за некоторыми оценками, 40—50 % ВВП находится в  тени, то есть не облагается налогом).  

Исследования  западных экономистов указывают на то, что уровень уклонения от налогообложения зависит от многих факторов, — как экономических, так и политических, исторических, психологических и тому подобное.  

Среди наиболее важных — уровень налоговых  ставок, эффективность и компетентность деятельности налоговых органов, законопослушность налогоплательщиков, степень доверия населения к действующей власти относительно эффективного использования ею средств, полученных от налогов.

Функционирование  системы налогообложения допускает необходимость формирования системы государственных органов, которые осуществляют контроль за полным и своевременным выполнением налогоплательщиками налогового обязательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие, виды и методы налогового контроля.
 

     Функционирования системы налогообложения, допускает необходимость формирования системы государственных органов, которые осуществляют контроль за полным и своевременным выполнением налогоплательщиками налогового обязательства.

    Налоговым контролем является специальный вид государственного финансового контроля, который осуществляется органами государственной налоговой службы и другими контролирующими органами, направленный на обеспечение соблюдения налогового законодательства субъектами, что реализуют налоговое обязательство или обеспечивают его реализацию.

    Целью налогового контроля является обеспечение  надлежащего уровня доходов централизованных государственных денежных фондов, которые  являются важной составляющей экономической  безопасности государства. Законом  Украины "О государственной налоговой службе в Украине" как важнейшее задание органов государственной налоговой службы определенно осуществление контроля за сдержкой налогового законодательства, правильностью вычисления, полнотой и своевременностью уплаты, в бюджеты, государственные целевым фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством (ч.1 ст.2 Закона).

    Содержание  налогового контроля включает:

    1) наблюдение  за деятельностью контролируемых субъектов;

    2) анализ  полученной информации, тенденций,  которые наметились, разработка  прогнозов; 

    3)установление мероприятий по предупреждению нарушений законности и дисциплины;

    4) учет  конкретных правонарушений, анализ  их причин и обстоятельств;

    5) прекращение  противоправной деятельности;

    6) выявление виновных в совершении налоговых правонарушений (как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов) и привлечение их к ответственности.  

    Виды  налогового контроля классифицируются по нескольким признакам: 

    I. В зависимости от субъектов, которые осуществляют  контрольные функции:

    1. Государственный  — налоговый контроль, который  осуществляется государственными  органами. В этом случае органы, которые осуществляют налоговый  контроль, разделяются на:

    — органы общей компетенции (осуществляют налоговый контроль вместе со своей основной деятельностью);

    — органы специальной компетенции (специально созданные для осуществления  налогового контроля — налоговые  администрации (инспекции), налоговая  милиция).

  1. Независимый — налоговый контроль, который осуществляется аудиторскими или общественными организациями.
 

ІІ. По срокам осуществления  контроля:

1. Оперативный  — налоговый контроль, который  осуществляется в пределах отчетного  периода на основании количественных  и качественных показателей контролируемой операции.

2. Периодический  — налоговый контроль, который  осуществляется по окончании  отчетного периода на основании  анализа документов отчетности  и других источников. 

ІІІ. По источникам контроля:

  1. Документальный — налоговый контроль, который осуществляется на основании анализа документов, которые отображают показатели контролируемого объекта или деятельности субъектов. Периодичность проведения плановых документальных проверок, как правило, не чаще одного раза в год, проверка осуществляется комплексно.
  2. Фактический — налоговый контроль, который осуществляется на основании фактического анализа контролируемого объекта или деятельности контролируемых субъектов (например, обследование, пересчет, взвешивание контрольной закупки, и так далее).
 

При осуществлении  налогового контроля используется несколько  методов:

А. Осуществление учета налогоплательщиков.

Б. Осуществление налоговой проверки.

В. Обыск территорий и помещений, где могут находиться объекты, которые подлежат налогообложению. 
 

 С  целью соблюдения налогового  законодательства и проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат установке на учет в налоговых и других государственным (контролирующих) органах. Различают первичный и вторичный налоговый учет.

Первичный – это налоговый учет, в ходе которого налогоплательщику присваивается единственный по всем видам налогов и сборов идентификационный номер.

Вторичный – это налоговый учет, в ходе которого налогоплательщику присваивается, кроме первичного, еще один идентификационный (индивидуальный) номер по отдельному налогу или сбору, в установленном законодательством порядке. 

 Основным  методом налогового контроля  является налоговая проверка. Среди  основных прав органов государственной  налоговой службы Закон "О  государственной налоговой службе в Украине" (п.1 ст.11) выделяет право осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности и у граждан, в том числе граждан-субъектов предпринимательской деятельности, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, которые применяются для расчетов за наличные с потребителями, и других документов, независимо от способа представления информации (включая компьютерный), связанных с вычислением и уплатой налогов, других платежей, наличия свидетельств, о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов и тому подобное) на ее осуществление, а также получать от должностных лиц и граждан в письменной форме объяснение, справки и сведения, по вопросам, которые возникают во время проверок; проверять у должностных лиц, граждан, документы, которые удостоверяют личность, во время проведения проверок по вопросам налогообложения; вызывать должностные лица, граждан, для объяснений относительно источника получения доходов, вычисления и уплаты налогов, других платежей, а также проводить проверки достоверности информации, полученной для внесения в Государственный реестр физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей.

Налоговая проверка является деятельностью налоговых  органов по исследованию первичной  учетной и отчетной документации, связанной с уплатой налоговых платежей, с целью проверки своевременности и полноты уплаты налогов и сборов, правильности ведения налогового учета, предоставления налоговой отчетности.

Объектом  налоговой проверки является финансово хозяйственная деятельность контролируемого субъекта – налогоплательщика, который отображается в бухгалтерских книгах, отчетах, сметах, декларациях, товарно- кассовых книгах, показателях электронно-кассовых аппаратов и компьютерных систем.

Субъектами налоговых проверок, с одной стороны, являются предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, физические лица (граждане Украины, иностранцы и лица, без гражданства), то есть налогоплательщики, а с другой стороны – должностные лица органов государственной налоговой службы, что непосредственно осуществляют деятельность по проведению налоговых проверок с целью обеспечения сдержки налогового законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Контроль в сфере налогообложения доходов граждан от предпринимательской деятельности . 

 Особенности вычисления облагаемого налогом дохода этой категории граждан заключаются в следующем:

- облагаемый налогом доход вычисляется как разница между валовым доходом и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода;

- обязанность ведения учета доходов и расходов;

- возможность уменьшения облагаемого налогом дохода на 1 (налогооблаг.минимум доходов граждан)НМДГ и сумму налоговых льгот, если этот доход является основным источником доходов;

- необходимость подачи налоговой декларации.  

Налогообложение доходов граждан налоговыми органами осуществляется на основании:

- деклараций граждан об ожидаемом доходе в текущем году или о фактически полученном ими на протяжении года ;

- материалов проверок деятельности граждан налоговыми органами;

- полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, – субъектов предпринимательской деятельности сведений о выплаченном плательщикам доходе и удержанных налогах по справке ф. № 2. 

Информация о работе Пути совершенствования налогового контроля в сфере налогообложения доходов граждан от предпринимательской деятельности