Проблемы вступления казахстана в вто

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО) - это единственный международный орган, устанавливающий правила торговли между странами. В основе его деятельности лежат соглашения ВТО, согласованные и подписанные большинством государств-участников международной торговли. Эти документы обеспечивают юридическую базу и основные правила организации международной коммерческой деятельности. В основном, это договоры, в рамках которых государства принимают на себя обязательства проводить торговую политику в согласованных с международными стандартами рамках. Хотя такие договоры обсуждаются и подписываются на уровне правительств, основная их цель состоит в оказании содействия производителям товаров и услуг, компаниям, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Содержание

Введение
1 ВТО – как международная организация
1.1 Задачи и функции ВТО
1.2 Основные направления деятельности ВТО
2 Проблемы Казахстана при вступлении в ВТО
2.1 Проблемы производства
2.2 Проблемы экономической безопасности
2.3 Проблемы сельского хозяйства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

     Речь  идет о доле отечественных товаров  и услуг в нефтегазовых проектах, освоение которых осуществляется на территории Казахстана. По оценкам, в  совокупности на всех нефтяных разработках  республики эта доля составляет менее 3 процентов! Но даже от этой мизерной доли нас заставляют отказаться. В то же время аналогичный показатель в Норвегии составляет 80, в Малайзии - 70, в Индонезии - 25 процентов. Наши переговорщики практически сдали и эту позицию, хотя следовало бы биться до конца. В то же время доля китайского участия в нефтегазовых проектах, осуществляемых на территории Казахстана, составляет порядка 40 процентов, а по некоторым оценкам – порядка 60 процентов! То есть на полтора-два порядка выше.

     В сфере услуг прогресс по переговорам  также не велик, если судить по оценкам  последствий присоединения Казахстана к ВТО, представленным казахстанским  депутатам на парламентских слушаниях  в октябре т.г. На сегодняшний день ситуация с балансом международных услуг крайне неблагоприятная. Только в период с 2000 года отрицательное сальдо услуг увеличилось в 6.6 раза, составив в 2005 году 5,3 млрд долларов США. Иными словами, отрицательное сальдо международных услуг составляет 9.2% от ВВП страны.

     При такой динамике отрицательного баланса  услуг без труда можно сделать  вывод, о дальнейшем снижении доли участия  казахстанских предпринимателей в  этом секторе. При таком отрицательном  балансе услуг значительные негативные последствия присоединения к  ВТО для этой сферы не вызывают сомнений.

     Перечень  отраслей и секторов национальной экономики, где налицо негативные последствия  присоединения на этом не ограничиваются. В переговорном процессе существенно важно придерживаться следующего принципиального подхода. Казахстан должен стать членом ВТО только тогда, когда общий баланс прав и обязательств при присоединении будет сведен в пользу казахстанской экономики и послужит ее динамичному и устойчивому росту.

     Либерализация доступа на рынок товаров и  услуг не должна нанести ущерб (их нужно свести к минимуму) соответствующим  секторам казахстанской экономики, особенно тем, которые находятся в стадии модернизации и реструктуризации. Условия присоединения должны быть стандартными. Иными словами, критериями нашего присоединения должны являться только нормы и правила ВТО. Иные условия, на которых другие страны присоединялись к ВТО, не должны использоваться в переговорном процессе с нашей страной. Именно такой подход был использован Россией, что и обеспечивает ей успех в защите национальных интересов. 

     2.3 Проблемы сельского  хозяйства 

     Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Казахстан составляет 216.7 млн. га, в  том числе пашня – 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища – 189 млн. га.

     Климатические условия республики позволяют в  большинстве регионов выращивать зерновые культуры, на орошаемых землях в  южном регионе – возделывать  хлопчатник, табак, рис, сахарную свеклу, а также виноградники и плодовые сады.

     В то же время, по оценкам, биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2,7 раза ниже, чем в Северной Америке  и Западной Европе. Относительно низким является и качество земли. Лишь 7,2 млн. га пашни имеют балл бонитета свыше 50 единиц, позволяющий эффективно возделывать сельскохозяйственные культуры. Климатические условия Казахстана позволяют использовать естественные пастбища в качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия для развития животноводства. Однако ввиду недостаточной обводненности пастбищ в 2004 г. сельскохозяйственными производителями использовалось лишь 52,6 млн. га, или около 28% их общей площади. В период трансформационных процессов доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП) снизилась с 34% до 6,4%, т.е. более чем в 5 раз

   Такие структурные изменения соответствуют общемировым тенденциям. Для сравнения: доля сельского хозяйства в ВВП России за эти годы снизилась с 17 до 5 процентов, в Латвии – с 22 до 4 процентов, в Литве – с 27 до 6 процентов, в Эстонии – с 17 до 4 процентов, в Чехии – с 6 до 3 процентов. Добавим, что в самых развитых странах доля сельского хозяйства не превышает 1% ВВП.

     Динамика  производства валовой продукции  сельского хозяйства имеет неустойчивую тенденцию. В частности, темпы производства продукции животноводства растут медленно, а темпы роста продукции растениеводства  имеют значительные колебания по годам. Такая ситуация обусловлена  двумя причинами. Во-первых, в кризисные 90-е годы в животноводстве было отмечено значительное снижение поголовья скота, а его нынешний рост предопределяется их медленным естественным приростом. Во-вторых, растениеводство весьма сильно зависит от природно-климатических условий. Основными производителями продукции сельского хозяйства являются личные подсобные хозяйства населения, на долю которых приходится более 50% валовой продукции отрасли, в том числе около 86% – продукции животноводства. Анализ состояния сельского хозяйства свидетельствует, что в целом ситуация здесь по-прежнему характеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью. Для развития сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития. К числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, можно отнести: - слабую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции; - снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции, поскольку в процессе ее реализации возникает значительное число посредников, не имеющих отношения к непосредственно к производству; - высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителей по обязательствам; - существенную зависимость сельского хозяйства от климатических условий; - неэффективное использование природно-климатического потенциала местности при возделывании сельскохозяйственных культур и выращивании животных; - нерациональное использование пашни; - многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и иных ресурсов; - недостаток квалифицированных кадров и рост численности самостоятельно занятых, что является одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственном производстве; - низкий уровень доходов сельского населения. 

 

     

Заключение

Взглянув  на карту мира, можно убедиться, что  за исключением прибалтийских республик, Грузии и Кыргызстана, постсоветское  пространство представляет собой последнюю  региональную группу стран, которые  не вступили в ВТО. После признания  Казахстана страной с рыночной экономикой его основными торговыми партнерами, такими как США и ЕС, более чем  уместным будет и получение Казахстаном  полного доступа к международному рынку.

С января 1996 г. Республика Казахстан имеет  статус наблюдателя во Всемирной  торговой организации (ВТО), которая  пришла на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Бросается  в глаза разница в подходе  ко вступлению в ВТО Китая и Казахстана. Китай 13 лет вел переговоры с ВТО, добиваясь для себя приемлемых условий, обеспечивающих интересы китайских производителей. На долю Китая приходится 12% мирового ВВП, но только 3% мировой торговли. В конечном счете, Пекин пошел на серьезные уступки, поняв, что вступление в ВТО приведет к существенному росту роли Китая в мировой торговле в начале следующего века. После того, как Китай согласовал с Соединенными Штатами условия своего вступления, правилами ВТО определяется экономическое поведение 90% населения мира, на долю которых приходится 95% глобальной торговли.

Часто задается такой вопрос: не является ли вхождение Казахстана в ВТО  преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России, например, английскими экономистами было подсчитано, что при вступлении в ВТО она сэкономит более  миллиарда долларов. Конечно же, вхождение во Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую подготовительную работу.

Казахстан придерживается жесткой позиции  в вопросе вступления в ВТО. Как  заявлял в свое время председатель агентства по стратегическому планированию и реформам Ержан Утембаев, стратегическая цель Казахстана вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) на достаточно хороших для страны условиях. С одной стороны, эта позиция правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить, как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам.

Необходимо  также понимать, что вступление в  состав ВТО -- это больше, чем просто благоразумная экономическая политика. Это также и политический меморандум, который выражает стремление страны стать частью международного сообщества, придерживаться международных норм, влиять на них и брать на себя ответственность за международные обязательства. Казахстан уже доказал, что это возможно, принимая активное участие в многочисленных региональных организациях, таких как: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Построение  конкурентоспособной экономики  невозможно без интеграции в мировую  экономику. Факты и цифры говорят  сами за себя. Во-первых, сегодня более 50 процентов общего товарооборота  Казахстана приходится на страны -- члены ВТО. При вступлении в данную организацию России и Украины их доля в товарообороте Казахстана возрастет до 90 процентов. Поэтому для Казахстана очень важно торговать с крупными торговыми партнерами в рамках общего правового пространства. Во-вторых, приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО должно в перспективе привести к улучшению конкурентоспособности отечественных производителей.

Без вступления в ВТО Казахстан неизбежно  будет подвергаться разного рода экономической дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке  уста-навливаются без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка Джексона-Веника и прочие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан, будут продолжаться, пока мы не станем полноправным участником международного разделения труда. Но сегодня Казахстан не готов полностью открыть свой рынок более сильным конкурентам. Наша промышленность, сельское хозяйство, финансовый сектор нуждаются в протекционистской защите.

Оппозиция свободной торговле базируется на двух противоположных идеях - и, что характерно, неверны обе. Первая заключается  в том, что свободная торговля понижает уровень жизни в развитых странах, стимулируя утечку рабочих  мест и создавая торговый дефицит. Вторая - в том, что свобода торговли расширяет  экономическую пропасть между богатыми и бедными странами. Для того, чтобы и то и другое было правдой, богатые страны должны терять рабочие места и одновременно становиться еще богаче, тогда как развивающиеся страны должны приобретать рабочие места, развиваться быстрее и одновременно становиться еще беднее. Предположим, что вы свободно торгуете с другими странами, то есть без тарифов и ограничений. Наибольшим спросом будет пользоваться именно тот продукт страны, который она производит лучше и дешевле, чем все остальные. В результате потребители всех стран-партнеров имеют самые лучшие товары по самой сходной цене. Но это самая простая и понятная ситуация. А что произойдет, если все остальные страны введут высокие тарифы на импорт, и только вы останетесь без таможенных барьеров? Не получится ли так, что ваша промышленность, не имея возможности экспортировать, захиреет под наплывом дешевого и качественного импорта? Парадокс свободной торговли состоит в том, что даже в этом случае ваша страна окажется в самом выгодном положении. Прежде всего, теперь только ваши потребители будут иметь доступ ко всем самым дешевым и качественным товарам на рынке. А ваша собственная промышленность под максимальным давлением конкурентов перестроится настолько, что в конечном счете станет эффективнее и рентабельнее, чем конкуренты. Примером может служить Новая Зеландия, которая, являясь страной-импортером сельхозпродукции и, имея очень низкие тарифы, породила внутреннюю конкуренцию, и сейчас эта страна является примером громадного роста. А вот дела в других странах будут обстоять гораздо хуже. Их население теперь должно за все платить больше, в том числе за отечественные товары - ибо в отсутствие конкурентного стимула цены неизбежно поднимутся. Их промышленность будет обречена на застой.

Существует  также мнение, что ущерба отечественной  промышленности нанесено не будет, и Казахстан только выиграет от вступления по следующим причинам: во-первых, из-за того, что казахстанская промышленность сегодня насыщена большим количеством импортных комплектующих и потому несет потери от пошлин на ввозимую продукцию; во-вторых, соотношение низкой цены и плохого качества, которое демонстрирует отечественная промышленность, не может предложить ни одна иностранная фирма, ибо дорожит своей репутацией. При этом средневзвешенный курс тенге, десятикратно лучшая защита, чем любые импортные пошлины.

Для Казахстана большое значение имеет условие  ведения торговли между участниками  ВТО на недискриминационной основе, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт  нефти, нефтепродуктов, природного газа, элект-роэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит нам режим наибольшего благоприятствования с 134 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства. Присоединение к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства республики на современный международный уровень.

Что же касается негативных сторон, то можно  предположить, что краткосрочные  потери, которые несут вновь вступающие страны при сокращении тарифов, будут  с лихвой компенсированы долгосрочными  доходами от вхождения в мировой  рынок. ВТО дает нам только правила  торговли и благоприятную среду, т.е. даются возможности, а как отдельная  страна будет развивать свой экспорт, зависит от нее самой. Если правительство  будет вести грамотную политику и будут эффективно использоваться ресурсы, то будет и повышение экспорта. Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы стать в XXI веке одним из лидеров мирового развития. Гигантские природные ресурсы, научный потенциал, квалифицированная рабочая сила - все это может сделать нас вполне конкурентоспособными в глобальной экономике.

Хотелось  бы закончить статью словами Генерального Секретаря ООН, который сказал, что  «в сегодняшнем неспокойном мире больше всего проигрывает тот, кто  остался незащищенным от глобализации. Это те, кто остался за бортом». 
 

Список  использованной литературы 

Информация о работе Проблемы вступления казахстана в вто