Проблемы и пути реформирования налоговой системы России

Автор: t**********@bk.ru, 24 Ноября 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- проанализировать сущность и функции налоговой системы;
- рассмотретьп проблемы распределения налогового бремени;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Социально-экономическая сущность налогов……………………...
1.1 Сущность, структура и элементы налога………………………….
1.2 Принципы и методы налогообложения……………………………
2. Анализ налоговой системы………………………………………….
2.1 Классификация налогов…………………………………………….
2.2 Сущность и функции налоговой системы…………………………
3. Проблема распределения налогового бремени……………………..
3.1. Распределение и переложение налогового бремени……………..
3.2 Кривая Лаффера…………………………………………………….
4. Проблемы и пути реформирования налоговой системы России….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..

Работа содержит 1 файл

налоговая система России (курс.).doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение…………………………………………………………………

1. Социально-экономическая  сущность налогов……………………...

1.1 Сущность, структура и элементы налога………………………….

1.2 Принципы  и методы налогообложения……………………………

2. Анализ  налоговой системы………………………………………….

2.1 Классификация налогов…………………………………………….

2.2 Сущность  и функции налоговой системы…………………………

3. Проблема  распределения налогового бремени……………………..

3.1. Распределение  и переложение налогового бремени……………..

3.2 Кривая Лаффера…………………………………………………….

4. Проблемы  и пути реформирования налоговой системы России….

Заключение………………………………………………………………

Список  использованной литературы…………………………………..

 
3

5

5

9

16

16

20

25

25

28

32

38

41

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс.1 Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Важное  место отводится налогам, как  экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

     Актуальность  выбранной мной темы состоит в  том, что в условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

     Цель  курсовой работы – раскрыть социально-экономическую  сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.

     Задачи:

     - описать сущность налога, выделить  его элементы, функции и классификацию; 

     - проанализировать сущность и  функции налоговой системы;

     - рассмотретьп проблемы распределения налогового бремени;

     - показать основные направления  для создания эффективной налоговой  системы в России.

     Предмет исследования – особенности налоговой  системы России.

     Объектом  исследования является действующая  налоговая система Российской Федерации.

     Теоретической и методологической основой работы являются теории и концепции экономической  трансформации налогообложения  и налоговой системы в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 

     1. Социально-экономическая сущность  налогов

     1.1 Сущность, структура и элементы налога 

     В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Налоги  являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной  жизни. От них в значительной части  зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.

     Налоги  нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.

     Наиболее  лаконичным и верным с теоретических  позиций можно считать следующее определение. «Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента»2.

     Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

     Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как  часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

     Налоговая система базируется на соответствующем  законодательстве, которое устанавливает  конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов  относятся3:

     1) Субъект налогообложения – это организация или физическое лицо, на которые законодательными или иными нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

     2) Объект налогообложения – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Видами объектов налогообложения как экономического элемента налогов выступают: выручка от реализации, доход, прибыль, имущество, определенные действия и виды деятельности, наступление отдельных событий.

     3) Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают: твердые и долевые. Долевые делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

     4) Налоговая база представляет  собой стоимостную, физическую  или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее определения по каждому виду налога устанавливается законодательно. Она необходима именно для исчисления налога, но непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог.

     5) Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

     6) Источник налога — это средства, используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика.

     7) Налоговый оклад — это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога — это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

     8) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут быть разделены на три группы:

      - изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов);

      - скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы);

      - налоговый кредит- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки. 

     1.2 Принципы и методы налогообложения 

     Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек  в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»4.

     Согласно  идеям А. Смита, при формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами5:

  • принципом справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального статуса человека, его политических взглядов. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных (государственных) структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом уровня полученных доходов;
  • принципом определенности, требующим, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Неопределенность налогообложения, с одной стороны, приводит к тому, что плательщик может попасть под власть контролирующих инстанций, а с другой — создает условия уклонения от налогообложения. Кроме того, в условиях неоднозначности толкования нормативных документов, нестабильности и непредсказуемости системы налогообложения в целом трудно принимать решения и строить стратегию бизнеса;
  • принципом удобства, который предполагает, что при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика: минимум формальностей, максимальная простота процедуры перечисления средств, совпадение во времени момента получения дохода и изъятия налога и т.п.;
  • принципом экономии, заключающимся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации и удешевлении системы налогообложения в целом. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

     Особое  внимание в условиях федеративного или конфедеративного устройства общества уделяется принципу строгого разделения налогов и сборов по уровням бюджета от низшего (населенный пункт или район) к высшему (общегосударственный). Выполнение данного правила должно регулироваться нормами как местного, так и федерального законодательства.

Информация о работе Проблемы и пути реформирования налоговой системы России