Принципы совершенствования налогообложения для повышения эффективности финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы - изучить понятие и функции налоговой системы, выявить необходимость и пути совершенствования налоговой системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- изучить понятие и функции налоговой системы;
- исследовать основные принципы налогообложения;
- проанализировать состояние налоговой системы России;
- выявить необходимость совершенствования налоговой системы России;
- рассмотреть пути совершенствования налоговой системы России;
- изучить налог на прибыль в организаций (НПО).
- решить задачу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Принципы совершенствования налогообложения для повышения эффективности финансовой системы.
1.1 Состояние налоговой системы России…………………………………...6
1.2 Необходимость совершенствования налоговой системы России……....9
1.3 Пути совершенствования налоговой системы России………………....16
2. Налог на прибыль организации (НПО)…………………………………..20
3. Задача…………………………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………...22
Список использованных источников……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    Волгоградский государственный технический университет

Кафедра «Экономики и Управления» 
 
 
 

    Контрольная работа

    По  дисциплине: «Налоги и налогообложение»

    Вариант 9 
 
 
 

                                                                                Выполнил:

                                                                                студент группы: ММЗ 351С

                                                                                Е.В.Тарасова

                                                                                Зачетка № 508419

                                                                                Проверил: ст. преподаватель

                                                                                И.А. Митрофанова 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               

                                   

                                    

Волгоград 2011г.

Содержание 

   Введение………………………………………………………………………..2

   1. Принципы совершенствования налогообложения  для повышения эффективности финансовой системы.

   1.1 Состояние налоговой системы  России…………………………………...6

   1.2 Необходимость совершенствования  налоговой системы России……....9

   1.3 Пути совершенствования налоговой  системы России………………....16

   2. Налог на прибыль организации (НПО)…………………………………..20

   3. Задача…………………………………………………………………….…21

   Заключение…………………………………………………………………...22

   Список  использованных источников……………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
Введение

   Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

   Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

   Все выше сказанное и определяет актуальность данной курсовой работы.

   Целью курсовой работы - изучить понятие  и функции налоговой системы, выявить необходимость и пути совершенствования налоговой системы.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

   - изучить понятие и функции  налоговой системы;

   - исследовать основные принципы  налогообложения;

   - проанализировать состояние налоговой  системы России;

   - выявить необходимость совершенствования  налоговой системы России;

   - рассмотреть пути совершенствования  налоговой системы России;

   - изучить налог на прибыль в  организаций (НПО).

   - решить задачу.

     Работа состоит из двух глав, трех параграфов, задачи, введения, заключения и списка используемых источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Принципы совершенствования  налогообложения  для повышения  эффективности финансовой  системы.

   1.1 Состояние налоговой  системы России

   В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое "национальное лицо" имеют налоговые системы США, Японии, Франции, Германии, Швеции, Великобритании. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

   Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

   Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых  на территории государства в тот  или иной период времени. {2} Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонду, налог с продаж.

   Налоговый механизм - понятие более объемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств  и методов организационно-правового  характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

   Наиболее  важную роль в налоговом механизме  имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения.

   Посредством изменения механизма налогообложения  можно придать налоговой системе  качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов. Но в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот. Последние и устанавливаются на относительно короткий срок - на 2-3 года, по истечении которых льготы перестают действовать автоматически, но могут быть продлены. Серьезная переориентация налоговой системы достигается также при изменении налогооблагаемой базы за счет состава налогоплательщиков, объектов налогообложения и т.д.

   Налоговая система как единое целое и  каждый отдельный налог обладают рядом функций.

   Налоговая система России в настоящее время  находится на завершающем этапе  своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой  системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической  обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные со снижением налоговой нагрузки уже осуществлены:

   - упразднены “оборотные” налоги  и налог с продаж, а также  целый ряд неэффективных налогов,  что обеспечило заметное упрощение  налоговой системы;

   - начиная с 2004 г. с 20 до 18% была снижена основная ставка НДС;

   - вместо имевшихся ранее самостоятельных  отчислений в государственные  социальные внебюджетные фонды  введен единый социальный налог  с возможностью снижения относительной  суммы налога при увеличении размера выплат физическим лицам. С 2005 г. произошло существенное снижение ставки ЕСН и облегчен доступ к регрессивной шкале налогообложения;

   - снижены налоговые ставки по  налогу на доходы физических  лиц и налогу на прибыль  организаций, что, в конечном счете, привело к росту поступлений по этим налогам;

   - введен принципиально новый порядок  исчисления налога на прибыль,  соответствующий системам налогообложения,  применяющимся в международной  практике;

   - реформирована система налогообложения  добычи полезных ископаемых и, прежде всего, добычи углеводородного сырья. Наряду с новой системой экспортных пошлин это обеспечило изъятие в доход государства значительных сумм, не связанных с деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье;

   - заметно упрощен и облегчен  режим налогообложения малого  бизнеса и сельскохозяйственных  товаропроизводителей за счет  введения трех специальных налоговых  режимов;

   - начата реформа имущественного  налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков;

   - обеспечено более равномерное  распределение налоговой нагрузки  на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот и ликвидации “внутренних оффшоров”;

   - улучшилось налоговое администрирование,  что привело к заметному росту  собираемости налоговых платежей.

   Приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов.

   С 1 января 2005 г. окончательно оформилась структура налоговой системы  России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15, или более чем в три раза. В настоящее время установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога. Кроме этого применяется 4 специальных налоговых режима.

   Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов поддержания экономического роста.

   В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1 % к ВВП ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть).

   Налоговая реформа привела также к позитивным изменениям в структуре уплачиваемых налогов:

   - заметно увеличилась доля налогов,  связанных с использованием природных  ресурсов (в первую очередь ресурсов  недр);

   - в 2002-2003 гг. несколько снизилась доля налога на прибыль организаций (как наиболее чувствительного для развития бизнеса), что объяснимо введением с 2002 года нового режима его уплаты. Однако, в 2004 г. его доля резко возросла, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия “оффшорных зон”, а также доначислениями в результате усиления контрольной работы налоговых органов; {4}

   - увеличилась почти в полтора  раза доля налога на доходы  физических лиц.

   Произошли определенные позитивные изменения и в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. При сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего, связанной с добычей и переработкой нефти) с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями. 
 

       
 
 

    1.2. Необходимость  совершенствования  налоговой системы  России

   Необходимость совершенствования налоговой системы  России очевидна. Это понимают и руководители нашего государства. В частности, Д. А. Медведев и В. В. Путин предложили существенно снизить ставки НДС и упростить налоговые процедуры. С предложениями по корректировке механизмов ЕСН и НДС выступили руководители Минсоцразвития и МЭРТ. О больших планах по изменению налогового законодательства сообщил председатель Комитета по налогам и бюджету Государственной думы РФ Ю. В. Васильев (1). Цель предлагаемых мер - ускорить экономическое развитие, повысить благосостояние граждан, остановить рост инфляции.

   Одновременно  названы и препятствия на пути реализации таких предложений. В  частности, А. Л. Кудрин заявил, что снижение НДС с 18 до 13% приведет к потерям  бюджета в 2% ВВП. По поводу величины возможных потерь хотелось бы высказать  некоторые соображения.

   К сожалению, велика вероятность того, что общее снижение НДС с 18 до 13% не окажет существенного влияния  на развитие российской промышленности. Существующие в ней деформации сохранятся, и лучшие кадры будут по-прежнему работать в сырьевом секторе, в сфере финансов и торговли.

   Создание  одинаково благоприятных условий  для всех субъектов рыночной экономики  является одной из главных задач  государства. В нашей стране условия  работы предприятий разных отраслей не одинаковы. Основные отличия: наличие или отсутствие конкуренции с зарубежной продукцией и различная привлекательность отраслей на рынке труда.

   Чтобы люди захотели работать на производстве и оно стало конкурентоспособным, необходима соответствующая оплата труда. Одним из инструментов, с помощью которого можно решить указанные задачи, является налоговое регулирование, и в частности снижение налогов.

   Сегодня ставки налогов в нашей стране одинаковы для большинства отраслей. Судя по всему, это - принципиальная позиция  Министерства финансов, основанная на рекомендациях зарубежных экспертов и поддерживаемая многими российскими учеными.

   Высказывается также мнение, что снижение налогов  для отдельных секторов приведет к перемещению в них добавленной  стоимости. Прошлый опыт свидетельствует  о том, что так обычно и происходит и бороться с этим: явлением очень трудно. Любые льготы - особые зоны, ЗАТО, льготы для инвалидов, спортсменов, церкви - всегда использовались в основном не по назначению. Подобная ситуация характерна не только для нашей страны - она универсальна. Поэтому международные организации (например, МВФ) рекомендуют применять единые для всех отраслей ставки налогов. Здесь хотелось бы сделать несколько замечаний.

   Во-первых, возможно, следовало бы снижать налоги не для территорий и социальных групп населения, а для производителей конкретных видов продукции и услуг - одежды, обуви, станков, программных продуктов, нано-технологий и т. п. В разное время значительные налоговые льготы получали спортсмены, инвалиды, "афганцы", "чернобыльцы" или такие регионы, как Ингушетия, Калмыкия, Чукотка и др. Механизмы злоупотреблений были настолько простыми и очевидными, что ими не пользовался только ленивый. В результате наша страна получила рост преступности, огромные потери для бюджета и нулевой эффект с точки зрения развития отраслей и территорий. Предлагаемое налоговое стимулирование отдельных отраслей тоже не исключает возможности злоупотреблений и коррупции, но они существенно сужаются. Недостаточная продуманность налогового стимулирования в прошлом не должна служить причиной отрицания полезности этого метода в принципе.

   Во-вторых, задача в том и состоит, чтобы  добавленная стоимость перемещалась в отрасли реального производства. Сегодня более половины добавленной  стоимости, создаваемой в нашей  стране, представляет собой результат не промышленной, а финансовой и банковской деятельности. Да и структура промышленности оставляет желать лучшего.

   В-третьих, стоимость рабочей силы на рынке  труда в развитых странах, как  правило, определяется ее квалификацией. При нарушении этого правила обиженные работники прибегают к забастовкам и в большей или меньшей степени восстанавливают справедливость. В этих странах зарплата профессора или командира полка не может быть меньше зарплаты операционистки в банке или секретарши, как нередко происходит у нас. По этой причине у них нет необходимости устанавливать разные ставки налогов для разных отраслей.

   И, наконец, в-четвертых, к рекомендациям  иностранных экспертов, и в частности  МВФ, следует относиться с осторожностью. На это указывает, например, бывший главный экономист Всемирного банка, а ныне - профессор Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике за 2001 г. Дж. Стиглиц. Говоря о причинах некоторых неудач при переходе России от социализма к капитализму, он отметил:

   "Отчасти  проблема состоит в чрезмерном  доверии к моделям экономики,  почерпнутым из учебников, которые  могут быть весьма удобны для  обучения студентов, но на них  нельзя опираться при консультировании  правительств, пытающихся воссоздать  рыночную экономику... Нельзя отделять "принципы" в чистом виде от того, как они реализуются или должны реализовываться на практике. Западные консультанты предписывали свои рецепты реформ в условиях конкретного общества: с собственной историей, достигнутым уровнем социального капитала, совокупностью политических институтов, политическими процессами, на которые влияли (если не определяли их) те или иные политические силы. Экономисты не могут так просто отмахнуться от того, как эти рекомендации используются. Докторам пора пересмотреть свои рецепты".

   Необходимость налогового регулирования поддерживается учеными российского ГНИЙ развития налоговой системы. По их мнению, в  нашей стране "остаются по-прежнему незадействованными такие важные функции  налогообложения, как содействие экономическому росту и модернизации структуры экономики (за счет применения методов налогового регулирования). Более того, в реальности налоговая система действует против достижения этих целей". 
 

   1.3 Пути совершенствования налоговой системы России

   Главное внимание в ближайшее время должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

   В связи с этим предполагается реализовать  следующие основные меры, направленные на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков:

   1. Упорядочить процесс проведения  камеральных налоговых проверок, в частности:

   - конкретизировав вопросы, которые  должны проверяться при проведении таких проверок;

   - установив порядок, в соответствии  с которым при выявлении существенных  изменений показателей представленной  отчетности против показателей  отчетности предыдущих периодов, налоговый орган вправе направить  налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить пояснения;

   - определив конкретные случаи (возврат  или возмещение ранее уплаченного  налога, использование налоговой  льготы или налогового вычета), когда могут быть истребованы  дополнительные документы в ходе проведения камеральных проверок, а также исчерпывающий перечень таких документов;

   - исключив возможность повторного  истребования документов (сведений, информации), ранее уже представленных  в налоговые органы;

   - увеличив с 5 до 10 дней срок представления истребованных документов с возможностью увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема требуемых документов; {6}

   2. Установить предельный срок проведения  выездной налоговой проверки  в 2 месяца, а для организаций,  имеющих обособленные подразделения - 5 месяцев (в указанный срок не включается время проведения экспертиз (привлечения специалистов) и (или) встречных проверок, а также время представления налоговому органу истребованных документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки),

   3. Предоставить налогоплательщикам, не ведущим хозяйственной деятельности, право представлять в налоговый  орган вместо налоговой декларации  уведомление по упрощенной форме;

   4. Уточнить составы налоговых правонарушений  и размеры соответствующих штрафов, в частности, отказаться от финансовой ответственности за нарушение правил бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, не повлекшие отрицательных налоговых последствий.

   Помимо  внесения изменений в законодательство должна быть усовершенствована организация работы налоговых органов. Акцент должен быть сделан на создание нормальных условий обслуживания налогоплательщиков. Работа налоговых органов должна оцениваться не только по показателю объема поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов, своевременности возврата излишне уплаченных сумм и иным качественным показателям.

   В связи с этим предполагается:

   - утвердить Единый стандарт обслуживания  налогоплательщиков, в котором будут  содержаться конкретные сроки  совершения налоговыми органами  всех процедур, возникающих во  взаимоотношениях с налогоплательщиками;

   - создать в налоговых органах  самостоятельные подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, работники которых назначаются на должность (снимаются с должности) руководителем вышестоящего налогового органа;

   - установить порядок, в соответствии  с которым в случаях значительных дополнительных начислений налогов по результатам выездных налоговых проверок принятие решения по акту налоговой проверки должно быть санкционировано вышестоящим налоговым органом.

   Меры, обеспечивающие снижение налогового бремени, должны в максимальной степени способствовать обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности.

   В ряду этих мер первостепенное значение имеет решение вопроса об установлении общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений.

   В целях стимулирования инвестиционных процессов, а также совершенствования (упрощения) системы применения НДС  целесообразно применять при  осуществлении капитальных вложений общий порядок вычета НДС как  по материальным ресурсам, приобретаемым  для работ капитального характера, так и по суммам НДС, уплачиваемым строительным организациям, производящим все виды подрядных работ.

   В качестве дополнительных мер, направленных на рост инвестиционной активности, предлагается:

   - введение “амортизационной премии” в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости введенных в действие основных фондов;

   - увеличение с 30 до 50% верхнего  предела для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы.;

   - совершенствования действующего  порядка отнесения затрат на  осуществление научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  (НИОКР). В частности, в состав расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, целесообразно относить в полной сумме затраты на осуществление НИОКР, не давших положительного результата. Кроме этого срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР, предлагается уменьшить с 3 до 2 лет. {7}

   Должен  быть решен вопрос совершенствования  механизма применения нулевой ставки для экспортеров, включая переход  от разрешительного к заявительному  порядку возмещения НДС, уплаченного  по материальным ресурсам. Однако введение такого порядка возможно не ранее 2007 года при условии совершенствования администрирования этого налога.

   Из  других мер, касающихся НДС и предполагаемых к реализации следует особо выделить предполагаемый переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, то есть по применяемому в международной практике методу определения даты возникновения налогового обязательства по более раннему из следующих наступивших событий: получение оплаты (предоплаты), отгрузка товаров или выставление счета-фактуры. При этом вычет по НДС будет производиться независимо от факта уплаты налога продавцу, то есть после получения соответствующих счетов-фактур от поставщиков.

   Переход на метод начисления сделает НДС  более нейтральным и простым  для применения.

   В отношении акцизов представляется целесообразным сохранение в среднесрочной  перспективе существующих особенностей их применения по алкогольной продукции (режим налогового склада), нефтепродуктам (получение свидетельства, зачетная схема) и табачным изделиям (комбинированная ставка акциза). При этом необходимо внести определенные уточнения в особенности их применения. В частности, следует установить ответственность налогоплательщиков акциза в случае непоступления алкогольной продукции с акцизного склада оптовой организации-поставщика на акцизный склад оптовой организации покупателя, а также предельный срок для уплаты акциза.

   Кроме того, с учетом прогнозируемых уровней инфляции, предполагается ежегодно индексировать специфические ставки акцизов (с повышенной индексацией акцизов на сигареты). Так, предлагается индексация на 9% по всем специфическим ставкам, кроме ставок на табачные изделия. По сигаретам предусматривается индексация на 15%.

   Требует совершенствования налогообложение  нефтедобычи и, прежде всего, налог  на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Единая для всех месторождений и  налогоплательщиков специфическая  ставка НДПИ позволила резко увеличить  суммы налоговых поступлений, обеспечив получение государством ценовой ренты, образующейся в условиях высоких мировых цен на нефть. Кроме того, она стала эффективным средством борьбы с уклонением от налогообложения путем трансфертного ценообразования.

   Однако, единая ставка не позволяет учесть объективные факторы, обусловленные особенностями отдельных месторождений (условия добычи, исходное качество сырья, стадии освоения месторождения, территориальный фактор). Как показывает предварительный анализ, решение этой проблемы возможно только путем дифференциации НДПИ в зависимости от объективных геологических, экономических и географических факторов.

   В Государственной Думе рассматривается  внесенный Правительством Российской Федерации законопроект об уточнении  порядка применения отдельных положений о налоге на прибыль организаций. Предполагается, в частности:

   - приведение в соответствие с  правилами ведения бухгалтерского  учета налогового учета материально  - производственных запасов;

   - “открытие” перечня прямых расходов, что позволит организациям самим принимать решение об отнесении затрат к прямым или косвенным;

   - предоставление возможности оценки  остатков незавершенного производства, товаров на складе и товаров  отгруженных, но не реализованных  на конец месяца, по правилам  бухгалтерского учета;

   - возможность учета в составе  амортизируемого имущества в  качестве самостоятельного объекта  капитальных вложений в арендованные  объекты основных средств в  форме неотделимых улучшений;

   - возможность учета в составе  расходов, уменьшающих налоговую  базу, следующих расходов:

   · произведенных за пределами территории Российской Федерации;

   · по оплате проезда и стоимости  провоза багажа в случае переезда работников, проживающих в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, к постоянному  месту жительства;

   · в виде премии, выплаченной продавцом  покупателю вследствие выполнения определенных условий договора;

   · на проведение ремонтов основных средств  бюджетных организаций, когда в  смете на содержание таких организаций  эти расходы не предусмотрены;

   - уточнение особенностей налогообложения  при реорганизации, а также  ряд иных норм.

   В Российской Федерации предполагается повсеместное введение земельного налога. Пока еще в подавляющем большинстве  субъектов Российской Федерации  применяется запутанная и малообоснованная система средних налоговых ставок, определяемых местными органами на основе установленных федеральным законом базовых ставок и поправочных коэффициентов.

   Земельный налог остается местным налогом, формирующим доходы бюджетов поселений. Его налоговая база определяется на основе кадастровой стоимости земельного участка, а налоговые ставки устанавливаются местными органами власти в пределах максимальных размеров налоговых ставок, предусмотренных в Кодексе. При этом в отличие от ранее действующего порядка существенно сокращен перечень налоговых льгот, устанавливаемых на федеральном уровне.

   Правительством  Российской Федерации одобрен и  внесен в Государственную Думу законопроект, предусматривающий внесение изменений  в существующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса. Законопроектом предусматривает увеличение объема дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 млн. рублей в год), расширяет перечень расходов, которые разрешает учитывать при формировании налоговой базы.

   Учитывая  сложности организации налогового контроля на рынках, ярмарках и в  торговых комплексах, предоставляющих  арендаторам площади для организации  торговых мест, предлагается включить деятельность по предоставлению в пользование  таких площадей в перечень видов деятельности, подлежащих переводу на единый налог на вмененный доход.

   Кроме того, в Правительство Российской Федерации внесены проекты федеральных  законов, связанных с созданием  особых экономических зон (ОЭЗ), которыми, в частности, предусматриваются налоговые льготы для резидентов таких зон. В частности, для резидентов ОЭЗ предусматривается возможность ускоренной амортизации основных средств, отнесение на расходы по мере осуществления затрат на НИОКР, снятие ограничений по переносу убытков, освобождение на 5 лет от налога на имущество организаций и земельного налога. По резидентам технико-внедренческих зон кроме этого предусмотрены пониженные ставки ЕСН (максимальная ставка 14 %). {6}

   Налоговую нагрузку на производство надо снижать. Предприятия обрабатывающих отраслей должны иметь возможность платить своим работникам зарплату не ниже сырьевиков и финансистов. Тогда и профессионалы захотят там работать, и затраты на их подготовку дадут больший эффект, и экономический рост будет обеспечен. 

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            2. Налог на прибыль предприятий и организаций.

   Элемент налога Характеристика Основание Налогоплательщики 

  1. Российские организации;
  2. Иностранные организации, которые
    • осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или)
    • получают доходы от источников в РФ.

   Объект  налогообложения - Прибыль, полученная налогоплательщиком.

   Прибыль - это:

  1. для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
  2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов;
  3. для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ. {1}

   Методы  учета доходов и расходов:

  • Метод начисления
  • Кассовый метод

   Ст.247 НК РФ Налоговая база Налоговой базой  признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.  
Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала года.

   Если  в отчетном (налоговом) периоде получен  убыток в данном периоде налоговая  база признается равной нулю. Убытки принимаются  в целях налогообложения в  особом случае.

   Особенности определения налоговой базы:

  1. по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
  2. налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
  3. участников договора доверительного управления имуществом
  4. по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)
  5. по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
  6. при уступке (переуступке) права требования
  7. по операциям с ценными бумагами

   Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета Ст.274, 313 НК РФ Налоговая ставка Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.{9}

   При этом:

  • часть налога, исчисленная по ставке в размере 2% , зачисляется в федеральный бюджет;
  • часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

   Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %. Ст.284 НК РФ Налоговый (отчетный) период Налоговым периодом признается календарный год. 
Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

   Отчетные  периоды для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи: месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Ст.285 НК РФ Исчисление и уплата налога Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.{9}

   По  итогам отчетного (налогового) периода  налогоплательщики исчисляют сумму  авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим  итогом.

   В течение отчетного периода налогоплательщики  исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

  • в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.
  • во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал
  • в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия - авансовый платеж по итогам первого квартала).
  • в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев - авансовый платеж по итогам полугодия)

   Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

   В этом случае авансовые платежи исчисляются  исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим  итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.  
Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

  • организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей (в ред. от 27.07.10) за каждый квартал,
  • бюджетные учреждения, автономные учреждения,
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство,
  • некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации,
  • участники простых товариществ,
  • инвесторы соглашений о разделе продукции,
  • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

   Налог по итогам года уплачивается не позднее  не позднее 28 марта следующего года.

   Авансовые платежи по итогам отчетного периода  уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.

   Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого  месяца.

   Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые  платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог. 
Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

   Особенности исчисления и уплаты налога:

  • организациями, имеющими обособленные подразделения
  • резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области

   Ст.286, 287 НК РФ Отчетность по налогу Налогоплательщики  обязаны по истечении каждого  отчетного и налогового периода  представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту  нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации.

   По  итогам отчетного периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания  отчетного периода представляются налоговые декларации упрощенной формы.

   Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных  авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа следующего месяца.

   Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 28 марта следующего года. Ст.289 НК РФ  

                                                   
 

3.                Задача.

 На  балансе ОАО «Меркурий» находятся следующие транспортные средства:

 Два легковых автомобиля с мощностью  двигателя 220л.с.

 Три весельных лодки, которые проданы 10 сентября.

 Пять  автобусов, с мощностью двигателя 190 л.с., три из которых используются в другом регионе (зарег. по месту нахождения), в котором налоговая ставка установлена в 3 раза выше.

 Четыре  яхты с мощностью двиг. 340л.с., одна из которых с 15 августа находится  в розыске (имеются подтверждающие документы)

 Определить сумму транспортного налога, подлежащую к уплате в бюджет. При расчете применить ставки НК РФ.

                                                Решение

  1. Рассчитаем налог за два легковых автомобиля мощностью 220л.с.

Согласно  ставке НК РФ 15 руб.л.с.

220л.с. * 2 маш. *15 руб./л.с. = 6600 руб.

2) Согласно  ст. 389 Кодекса, не подлежат налогообложению:  весельные лодки, а также моторные  лодки с двигателем мощностью  не свыше 5 лош. сил.

3) Рассчитаем  налог автобусов. В данном случае  у нас 2 автобуса, т.к. 3 зарегистрированы в другом регионе, и они оплачиваются филиалом по месту нахождения.

190 л.с. * 2 авт. * 10 руб./л.с. = 3800 руб.

4) Согласно  ст. 389 Кодекса, не подлежат налогообложению  транспортные средства, находящиеся  в розыске, при условии подтверждения  факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. В данном случае одна яхта не подлежит налогообложению.

 340 л.с. * 3 яхты * 200 руб./л.с. + 20400 руб.

 5) Общая  сумма налога ОАО «Меркурий»  равна:

 6600 руб. + 3800руб. + 20400 руб. = 30800 руб.

 Ответ: общая сумма налога ОАО «Меркурий» равна 30800 руб. 

   Заключение

   Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

   Нынешняя  налоговая система разрабатывалась  в сжатые сроки и уже по этой причине не могла стать совершенной, поэтому она нуждается в доработке.

   Двигаясь  к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного человека.

   Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных  актов. В первую очередь изменения  должны быть направлены на активизацию  предпринимательства, стимулировать  индивидуальных плательщиков в целях  повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.

   Налоги  будут более взаимосвязаны и  будут представлять собой систему  с механизмом защиты доходов. Более  четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей.

   Без совершенствования налоговой системы, без целенаправленной жёсткой налоговой  политики современное государство  не сможет обеспечить нормальное функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать неотложные государственные потребности.

   
 
   

                             Список используемых источников. 
      1. Инструкция “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” – // Приднестровье. – 2002. – 12 мая. - с. 5 – 8

   2. Евстигнеев  Е.Н. Налоги и налогообложение.  Учебн.Пособ. Питер 2009г. 320стр. 
      3. Александров И.М. Налоги и налогообложение. Учебник И.М. Александров,М; 2009, 228с.

   4. Концепция  Министерства Финансов “Основные  направления бюджетно-налоговой  политики ПМР” на 2005 год. 
     5. Бобылов Ю.А. “Российская отраслевая наука и налоговая политика” – // Финансы. – 2006. - № 7. - с. 23

   6.Садков  В.Г. “Концептуальные подходы  к созданию модели эффективной  налоговой системы” – // Финансы.  – 2006. - № 12. - с. 20.. 
     7. Евсеев Д. “О перспективах реформирования налоговой системы России” – // Финансы. – 2004. - № 6. - с. 39. 
     8. Закупень Т.В. “Некоторые аспекты налоговой политики” – // Финансы. – 2004. - № 5. - с. 30.. - № 7. - с. 29.

    9.Налоговый  кодекс Р.Ф. части первая и вторая. (по состоянию на 15 февраля 2010 года.) 
М; Эксмо-Пресс.2010, 800с.
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принципы совершенствования налогообложения для повышения эффективности финансовой системы