1.
Принципы налогообложения
Принципы
налогообложения – это основополагающие,
фундаментальные начала и идеи, положения
и правила, определяющие сущность налоговой
системы. Данные принципы имеют общеобязательное
значение, образуют своего рода несущую
конструкцию становления и развития российской
системы налогообложения и налогового
правоприменения.
Согласно
ст. 75 Конституции Российской Федерации
принципы налогообложения устанавливаются
федеральным законодателем и
не могут произвольно изменяться
(или дополняться) законами субъектов
Российской Федерации.
Принципы
налогообложения выражают основную
сущность норм права и главные
направления государственной политики
в области правового регулирования
соответствующих общественных отношений,
и, они всегда закреплены в действующем
законодательстве государства. При этом
принципы налогообложения – это общеобязательные
исходные нормативно- юридические положения
Принципы
налогообложения оказывают влияние
на формирование налогово-правовых институтов,
определяют основные направления совершенствования
механизма налогообложения, включающие
выявление специфики правовой природы
налоговых платежей, взаимоотношения
элементов налоговой системы, ключевые
направления развития государственного
регулирования данной налоговой сферы.
Так, в зависимости от направленности
действий и смысла решаемых задач принципы
налогообложения, обеспечивают реализацию,
а также соблюдение:
-
основ конституционного строя
государства (публичности взимания
налогов и сборов, приоритета
финансовой цели, ограничения и специализации
налогов и сборов, установления, изменения,
отмены налогов и сборов законами, установления
налогов и сборов в должной процедуре);
-
прав и свобод налогоплательщиков
(юридического равенства, всеобщности
налогообложения, равного налогового
бремени, соразмерности);
-
начал федерализма (единства налоговой
политики, единства системы налогов
и разделения налоговых полномочий).
К
числу принципов налогообложения,
относят принципы обеспечения единой
финансовой политики в различных
сферах, включающих в себя единую налоговую
политику; единство налоговой системы;
равное налоговое бремя и установление
налоговых изъятий только на основании
закона. Данные принципы оказывают существенное
влияние на развитие правовых основ налогообложения,
суть которого сводится к возможности
формирования налоговой политики государства,
направленной на обеспечение эффективности
функционирования органов государственной
власти. Это дает возможность: определять
качественный состав налоговой системы
и разрабатывать правовые концепции изменения
налогового законодательства; усиливать
меры по укреплению налогового администрирования
и защите прав и законных интересов участников
налоговых правоотношений, включая развитие
институтов налоговой ответственности,
налоговой тайны, института "презумпции
невиновности налогоплательщика"; формировать
налоговое законодательство с учетом
развития основных правовых институтов
смежных отраслей права (гражданского,
таможенного и др.)1
Таким
образом, принципы налогообложения
позволяют прогнозировать и формировать
на научной основе развитие основных институтов
и механизма правового регулирования
различных сфер налогообложения, а также
ограничивают налоговый произвол государства,
создают основы справедливой системы
налогообложения, экономического роста,
увеличения объемов производства и услуг;
обеспечения справедливого распределения
произведенного продукта.
1.1
Система принципов
налогообложения
Система
принципов налогообложения в
настоящее время включает в себя
следующие виды принципов:
1.
Принцип законности налогообложения
– основан на требованиях ст. 57 Конституции
РФ - предполагает установление системы
и видов налогов и сборов только в Налоговом
кодексе РФ, введение региональных и местных
налогов и сборов, регулирование отдельных
их элементов - законами субъектов Федерации,
актами представительных органов муниципальной
системы управления.
Главным
содержанием названного принципа является
разделение налоговых полномочий по
уровням законодательных органов
и по установлению налогов и сборов
и контролем за их уплатой, который
передан исполнительным органам налогового
контроля, законотворческие полномочия
которых ограничены правом издания внутриведомственных
подзаконных актов, если иное не установлено
Налоговым кодексом РФ. Очень важную роль
в укреплении данного принципа играют
судебные решения (Постановления Высших
судебных органов Верховного суда РФ,
Высшего Арбитражного суда РФ, Конституционного
суда РФ)2
2.
Принцип федерализма налогообложения
– вытекает из конституционных
положений о федеративном устройстве
России, разграничении предметов ведения
федерации и ее субъектов, самостоятельности
местного самоуправления. Введен запрет
на установление налогов и сборов, нарушающих
единое экономическое пространство России,
прямо или косвенно ограничивающих свободное
перемещение в пределах ее территории
товаров (услуг) или финансовых средств,
которые могут ограничивать или создавать
препятствия законной экономической деятельности.
Проявлением принципа является также
строгое разграничение налоговых полномочий
между Российской Федерацией, ее субъектами
и органами местного самоуправления, наличие
трехуровневой системы налогов и обеспечения
сбалансированности бюджетов разного
уровня.3
3.
Принцип всеобщности налогообложения
– согласно данному принципу
– каждый налогоплательщик обязан
уплачивать законно установленные для
этой категории налогоплательщиков налоги
и сборы. Исключения из этого правила допустимы
только в пределах установленных нормами
НК РФ и только по специальным, установленным
законом основаниям. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение налоговой обязанности
налогоплательщиком признается при соответствующих
условиях налоговым правонарушением и
может повлечь за собой применение налоговых
санкций.
4.
Принцип равенства налогообложения
или принцип равного налогового
бремени – его суть заключается в установлении
для налогоплательщиков единых условий
налогообложения независимо от форм собственности,
национальных и политических особенностей
субъектов, организационно-правовых форм,
их местонахождения, социальных и других
различий. Равенство в налогообложении
предполагает, не пресловутую уравниловку,
но, прежде всего, экономическую возможность,
фактическую способность платить налоги
на основе сравнения экономических потенциалов
налогоплательщиков. При установлении
налогов, прежде всего, должны учитываться
фактическая способность налогоплательщика
к уплате налога (ст. 3 НК РФ).4
5.
Принцип экономической обоснованности
установления налогов и сборов
– подразумевает под собой
то, что налоговая система должна
быть эффективной, способствовать
экономическому развитию и росту благосостояния
налогоплательщиков в России. Недопустимо
также двойное налогообложение, а налоговая
нагрузка на них не должны быть чрезмерной,
недопустимы налоги и сборы которые препятствуют
развитию предпринимательства и хозяйственной
инициативы и предприимчивости или приводят
к ограничению конституционных прав и
свобод человека и гражданина либо могут
препятствовать их реализации.
6.
Принцип определенности налогообложения
- содержание этого принципа в
том, что налоговая система государства
должна быть стабильной и предсказуемой
для налогоплательщика, должен быть установлен
особый порядок принятия и вступления
в силу актов налогового законодательства,
касающихся его, введен запрет на придание
им обратной силы, за исключением тех из
них, которые улучшают положение налогоплательщиков
(ст. 5 НК РФ), введены специальные критерии
(признаки) несоответствия нормативно-правовых
актов о налогах и сборах Налоговому кодексу
РФ (ст. 6 НК РФ). При установлении новых
налогов для налогоплательщиков должны
быть определены все элементы их юридических
составов (ст.3, 17 НК РФ), порядок исчисления
и уплаты налогов должен быть простым,
понятным и удобным.
7.
Важнейшими принципами налогообложения
являются также принципы гласности,
открытости и прозрачности налоговой
и бюджетной систем государства, наличие
механизмов общественного контроля за
движением налоговых средств, поступивших
от налогоплательщиков и ответственности
за злоупотребления в различных сферах
экономики.
8.
Принцип правоты налогоплательщика
- служит важнейшей гарантией защиты прав
и законных имущественных интересов налогоплательщиков
от чрезмерных притязаний со стороны российского
государства.
9.
Принцип справедливости налогообложения
– справедливость, есть некий
идеал истинной и правильной налоговой
системы, к которому нужно стремиться.
Справедливость, в реальной налоговой
системе государства воплощается в конкретную
совокупность основ, начал и правил налогообложения
предпринимателя, которые соответствуют
объективным потребностям общества в
конкретный период его исторического
развития.
К
принципам налогообложения относят
также:
1.
Принцип взимания налогов в
публичных целях - налоги и
сборы взимаются с налогоплательщика
с целью финансового обеспечения
деятельности публичной власти.
2.
Принцип установления налогов
и сборов в должной правовой
процедуре - данный принцип закреплен
и реализуется, через конституционный
запрет на установление налогов
иначе как законом, а в ряде
государств – специальной процедурой
внесения в парламент законопроектов
о налогах.
3.
Принцип единства экономического
пространства РФ и единства
налоговой политики – это принцип
является конституционным (ст.8 Конституции
РФ, ст.1 ГК РФ, ст.3 НК РФ). Не допускается
установления налогов и сборов,
нарушающего единое экономическое
пространство России и, прямо или косвенно
ограничивающих свободное перемещение
в пределах территории РФ товаров (работ,
услуг) или денежных средств.
4.
Принцип единства системы налогов
и сборов - необходим для равновесия
между правом субъектов РФ устанавливать
налоги – с одной стороны, и соблюдением
прав человека и гражданина, обеспечением
единства экономического пространства
– с другой. Поэтому закрепленный законом
перечень региональных и местных налогов
носит закрытый, исчерпывающий характер.
2.
Натоговый период, ставки
налога на прибыль организаций.
Налоговый
период. Согласно Налоговому кодексу
РФ налоговым периодом считается календарный
год или иной период времени, указанный
в законе применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется подлежащая уплате
сумма налога.
Налоговая
ставка (норма налогового обложения).
Налоговая ставка — это величина налога
на единицу измерения налоговой базы.
В зависимости от предмета (объекта) налогообложения
налоговые ставки могут быть твердыми
(специфическими) или процентными (адвалорными),
пропорциональными или прогрессивными,
регрессивными.
Твердые
ставки устанавливаются в абсолютной
сумме на единицу обложения независимо
от размеров доходов или прибыли. Они применяются
обычно при обложении земельными налогами,
налогами на имущество. В российском налоговом
законодательстве такие ставки нашли
широкое применение в обложении акцизным
налогом.
Процентные
ставки устанавливаются к стоимости
объекта обложения и могут быть пропорциональными,
прогрессивными и регрессивными.
Пропорциональные
ставки действуют в одинаковом проценте
к объекту обложения. Примером пропорциональной
ставки могут служить, в частности, установленные
российским законодательством ставки
налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
Прогрессивные
ставки построены таким образом,
что с увеличением стоимости объекта
обложения увеличивается и их размер.
При этом прогрессия ставок налогообложения
может быть простой и сложной. В случае
применения простой прогрессии налоговая
ставка увеличивается по мере роста всего
объекта налогообложения. При применении
сложной ставки происходит деление объекта
налогообложения на части, каждая последующая
часть облагается повышенной ставкой.
Регрессивные
ставки налогов уменьшаются с
увеличением дохода. В российском налоговом
законодательстве указанные ставки установлены
по единому социальному налогу.
Налоговые
ставки в России по федеральным налогам
установлены по отдельным налогам второй
частью Налогового кодекса РФ, а по большинству
налогов — соответствующими федеральными
законами. Ставки региональных и местных
налогов устанавливаются законами субъектов
Российской Федерации и нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. При этом ставки
региональных и местных налогов могут
быть установлены этими органами лишь
в пределах, зафиксированных в соответствующем
федеральном законе по каждому виду налогов.
3.
Система налогообложения
при выполнении соглашений
о разделе продукции
Особенностью
данного специального налогового режима
является то, что его применение
не предусматривает введения какого-либо
налога и установления его элементов.
Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый
порядок учета доходов и расходов при
уплате налогов и сборов, относящихся
к общему режиму налогообложения.
Глава
26.4 НК РФ введена в действие с 1 января
2004 года, до этого все налоговые отношения
по соглашениям о разделе продукции (далее
СРП) регулировались Федеральным Законом
№ 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»